10 увлекательных способов обучить ребёнка математике

Для большинства взрослых счет является простейшим делом, и кажется, что ребенок должен легко освоить это нехитрое занятие. Однако нередко малыш просто не может понять, почему после десяти идет одиннадцать и двенадцать, ребенок путает и переставляет местами цифры и сбивается в счете. Поэтому важно понять, как научить ребенка считать.

Когда ребенок готов к обучению

Готовность к счету в уме формируется у детей к 5–6 годам. Преобладание наглядно-образного мышления мешает дошкольникам и младшим школьникам воспринимать и запоминать абстрактные математические понятия. Однако у детей в этом возрасте прекрасно развита зрительная память, что позволяет им быстро запоминать формы и цвета. Поэтому до того, как научиться оперировать абстрактными числами, малыш должен освоить счет на наглядных примерах и познакомиться с определенными понятиями.

  • Малыш должен уметь проводить простые математические операции, основываясь на практических действиях с предметами. Если же у него не получается сложить три машинки и еще две, вряд ли он сможет в уме выполнить сложение «3 + 2». В дальнейшем следует постепенно исключать использование различных счетных материалов, в том числе собственных пальцев крохи. Ведь при счете на палочках или пальцах не включается механизм долговременной памяти, что может затормозить развитие математических способностей.
  • Для освоения устного счета необходимо, чтобы малыш знал такие понятия, как «больше» и «меньше», понимал состав чисел.
  • Ребенок должен понимать, что, даже когда числа меняются местами, их значение и результат действия не меняются. Это можно объяснить ему, например, при помощи карточек с числами.
  • Малыш должен знать, что сложение – это операция, обратная вычитанию.

Зачем учить детей устному счету?

Важно понимать пользу навыка, состоящую в следующем:

  • устный счет развивает мыслительную деятельность;
  • при решении примеров укрепляется память, появляется способность концентрировать внимание, воспринимать информацию на слух;
  • люди, свободно оперирующие двух-, трехзначными числами в уме, оказываются в выигрышной ситуации в магазине, при оценке смет, выборе банковского кредита.

Польза устного счета в полной мере раскрывается тогда, когда человек хорошо овладеет этим навыком.

Как научить ребенка считать до десяти?

Для начала, наверное, нужно ответить на вопрос, когда можно начинать учить малыша счету? С двух лет.

Но начинать нужно с цифр от одного до пяти. Как уже говорилось раньше, считайте все. На прогулке, например, можно считать деревья, кусты, качели, детей, машины и т. д.

Одевая ребенка, обращайте внимание на то, что шапочка у него одна, а носков – всегда должно быть два. При чтении книжек не пропускайте картинки. Считайте количество животных, игрушек на них.

Как научить ребенка считать до десяти?

Занимаясь поиском ответа на вопрос, как научить ребенка считать, не забывайте и о веселых стишках-считалочках.

Очень интересно можно учиться считать на кухне. Накрывая стол, обратитесь к малышу за помощью. Пусть он посчитает, сколько нужно тарелок, ложек, стаканов и т. д.

Собираясь в магазин, расскажите ребенку, что именно Вам нужно купить. Причем, при перечислении списка покупок на каждую из них загибайте пальчик. Придя в магазин, спросите кроху, что Вы должны купить, аргументируя тем, что забыли.

После того, как покупки сделаны, пересчитайте их, снова загибая пальчики. И обязательно похвалите кроху за помощь. Он должен почувствовать, что помог Вам, чтобы в дальнейшем заинтересоваться счетом.

Навыки счета поможет закрепить игра в магазин. В качестве денег можно использовать фантики, бумажки, пуговицы, конфеты.

Хорошим помощником в изучении счету становится игра в прятки. Ведь кому не известна считалочка:

Как научить ребенка считать до десяти?

Я считаю до пяти, Не могу до десяти, Раз, два, три, четыре, пять — Я иду искать! Кто не спрятался, я не виноват!

Или такая:

Я считаю до пяти, А могу до десяти. Один, два, три, четыре, пять – Я сейчас пойду искать! Шесть, семь, восемь, девять, десять – Я иду на целый месяц! Кто не спрятался — Я не виноват!!!

Читайте также:  Как наказывать детей: правила наказания без насилия

С помощью чего можно научить ребенка считать — пальцы, линейка, счетные палочки

Интерес к цифрам у малышей просыпается в возрасте 1,5 — 2 года. Не будем далеко ходить, чтобы найти предметы для пересчета — поработаем пальцами!

С помощью чего можно научить ребенка считать — пальцы, линейка, счетные палочки

До 10 это вроде просто.

Но, что если попросить показать число 12? Вы заметите недоуменное детское выражение лица: «Но пальчиков-то больше не осталось? Как без пальцев обойтись?»

С помощью чего можно научить ребенка считать — пальцы, линейка, счетные палочки

Пусть нулевая отметка будет выглядеть, как расправленные пальчики.

И счет начнется с того, что мы будем загибать в кулачок по одному пальцу и в итоге наша десяточка будет выглядеть вот так:

С помощью чего можно научить ребенка считать — пальцы, линейка, счетные палочки

А дальше, отгибая пальцы, у нас уже будет другой уровень: 11, 12, 13… 20!

Вот и нашлись, так называемые недостающие пальчики! И мы легко досчитали до 20.

С помощью чего можно научить ребенка считать — пальцы, линейка, счетные палочки

При помощи линейки можно начинать изучать примеры сложения и вычитания.

В зависимости от того, какое действие должны совершить наши цифры, вы будете переходить шажочками на заданное количество раз: влево или вправо.

С помощью чего можно научить ребенка считать — пальцы, линейка, счетные палочки

Находим значение первого слагаемого и по линейке отсчитываем число делений, равное второму слагаемому.

Для маленьких детей любая цифра — это что-то абстрактное. Все, что нельзя увидеть, потрогать или погрызть просто не воспринимается. Воспользуйтесь счетными палочками!

С помощью чего можно научить ребенка считать — пальцы, линейка, счетные палочки

Специалисты таких направлений как русская классическая школа (пока не полностью, но многое берем мы с сыном из нее) и вольдорфская педагогика всю начальную школу рекомендует придерживаться принципа «прочувствования через тело».

Что это значит?

С помощью чего можно научить ребенка считать — пальцы, линейка, счетные палочки

В предыдущей статье про развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста я писала о том, что наш мозг развивается через пальчики.

Т.е. чем больше ребенок трогает, мнет, рвет, лепит, крутит и т.д., тем быстрее развивается.

С помощью чего можно научить ребенка считать — пальцы, линейка, счетные палочки

Вот и в начальной школе действует тот же принцип.

Решение примеров идет с помощью палочек, кубиков, счетов и других материалов, с которыми можно проводить манипуляции.

Даже слова «плюс» и «минус» лучше пока отложить на более старший возраст.

А использовать термины «добавить», «убрать».

Когда начинать обучение счету

Обучение счету нужно начинать с момента, как малышу исполнилось два года. Не стоит сразу забивать голову ребенка неимоверным количеством цифр, для начала достаточно чисел от одного до пяти. Применяя то правило, что считать надо все и всегда, малыш быстро научится считать до пяти.

  • Одевая ребенка можно обратить его внимание на то, что у него два сандалика, а кепка — одна.
  • На прогулке обязательно посчитайте, сколько детей играет в песочнице, сколько цветов растет в клумбе.
  • При чтении книг нужно обязательно показывать малышу картинки, с помощью которых он еще быстрее сможет научиться считать, рассказывая родителям, сколько на них нарисовано медвежат и цветочков.
  • Особенно полезны в обучении развивающие считалочки, прибаутки и стихи.

Необходимо донести до малыша, что обучение счету для него невероятно полезно и выгодно. Кроме этого, он теперь сможет разделить что-то поровну. Например, попросите ребенка разделить поровну между всеми членами семьи шоколадки или конфеты, ведь ему тоже достанется равная часть. Пусть ребенок достанет и поставит на стол три вилки и три ложки во время сервировки.

Очень полезно тренировать навыки малыша перед походом в магазин, сообщив ему о том, что нужно совершить четыре покупки — лук, картофель, молоко и морковь. В магазине старайтесь всегда уточнять у ребенка, все ли купили и еще раз вместе пересчитывайте выбранные товары. Ребенок будет знать, что от него зависит поход в магазин, а соответственно, должен ответственно подойти к заданию. Такие методы помогают развивать в ребенке такие навыки, как слуховое восприятие, память и счет.

Как научить ребенка быстро считать от до 100?

При обучении счету от 1 до 100 не следует ожидать быстрого результата, важно, чтобы ребенок не зазубрил последовательность цифр, а уяснил принцип счета. Рекомендуется двигаться поэтапно, к примеру, уча по одному десятку за неделю.

Существует метод, как научить ребенка быстро считать. Следует разъяснить ребенку закономерности счета, чтобы он понял, по какому конкретному принципу расположены цифры в установленном порядке. Вот несколько заданий для закрепления усвоенных знаний:

  • Назови цифры, которые находятся перед 5;9;22;46;85;100.
  • Какие числа идут после цифр 8;17;26;58;81;99.
  • Назови число, находящееся между следующими цифрами: 6 и 8, 11 и 13, 44 и 46.
  • Отыщи пропущенное число: 4, 5, 7, 8, 9, 10.

Подготовка к обучению

К 5-6 годам ребенок на хорошем уровне оперирует числами, усваивает количественный счет, делает несложные математические действия, не используя пальчики. Чтобы быстрее перейти к устному счету, необходимо научить его считать столбиком. После того, как ребенок научился производить счет в тетради при помощи воображения, он учиться считать в уме. Без визуализации здесь не обойтись.

Читайте также:  Как спринцовкой выпустить газы ребенку: инструкция

Начинайте с несложных упражнений. Сначала малышу дайте задание посчитать в уме, потом озвучить, сколько получилось. Надо научить его представлять и считать предметы в уме. Упражняйтесь на любых предметах на протяжении дня.

После простых заданий можно перейти к более значительным. Попросить ребенка представить и посчитать игрушки — куклу, машинку и мишку. А сколько будет предметов, если принести домик? Затем переходите к более сложным задачкам. Первое время малышу будет трудновато обходиться без наглядности, но со временем он поймет суть и будет быстрее справляться с задачей.

Хорошо помогают упражнения с составом числа. Можно заготовить числовые карточки, где указан состав числа разными способами. Например, 3+4, 5+2 и т.п. При помощи них он научиться визуально представлять  действия, что очень важно при обучении счету в уме. Если это превратить в увлекательную игру, то ваш малыш будет считать всё подряд, плюс разовьется воображение.

Простые способы, как научить ребёнка считать примеры в пределах 20

Добрый день, дорогие читатели! Как много усилий приходится прикладывать взрослым, чтобы научить ребенка считать в пределах 10 и 20. И не только считать, но и решать примеры, вычитать и складывать! В то же время сделать это не так сложно, как кажется на первый взгляд. Предлагаем вам нестандартные игровые методики, как научить ребенка считать примеры в пределах 20.

С чего начать?

Совсем недавно я опубликовала статью о том, как просто приобщить малыша к математике в игровой форме.  Ну а теперь пора двигаться дальше. Многие детки в 3-4 года уже умеют пересчитывать предметы в пределах 10. Если ваш ребенок еще не освоил счет в этом нет ничего страшного, предлагаю вам следующий алгоритм:

Этап 1

На первом этапе достаточно научить малыша просто считать от 1 до 10. В качестве пособий используйте все, что видите вокруг. Это могут быть деревья, кусты, дома, машины, пальцы, конфеты и т.д. Вот как тут.

Этап 2

Если научились пересчитывать, знакомимся с графическим изображением цифр. С этой целью используем кубики с числовыми изображениями, карточки.

Этап 3

Следующий этап очень важный: он готовит основу для быстрого счета в уме. Это изучение состава числа. Если кроха будет твердо знать, как раскладываются числа, он легко будет решать примеры на сложение и вычитание.

Изучение состава числа традиционно проводят с помощью так называемых «домиков». На бумаге в клеточку рисуете домик. На одном «этаже» всегда по 2 комнаты-клетки. Этажность дома определяется в зависимости от количества числовых пар, на которые можно разложить цифру.

Например, 4 можно разложить на 3 и 1, 2 и 2. Значит, цифра 4 живет в двухэтажном дома и т.д. Ее мы и напишем на крыше. На примере хорошо видно, как правильно составить домики для чисел 3, 4 и 5.

Расселение «квартирантов» по этажам ребенку придется запоминать наизусть. Начинайте с небольших чисел. Просите кроху внимательно посмотреть, кто с каким соседом живет, а потом «заселить» числа самостоятельно.

Когда усвоены двойка и тройка, переходите к более сложным числам. Такая методика дает наиболее твердые результаты. Проверенно на собственном опыте.

Вот тут вы можете скачать вот такую таблицу и использовать ее для освоения методики состава числа:

Этап 4

Когда домики пройдены, настала очередь примеров в пределах 10. В первом классе эти примеры придется решать в первом полугодии, так что лучше подготовиться заранее. Теперь останется только ставить между «поселенцами» знаки + или — , предварительно объяснив малышу их предназначение.

Сначала преподнесите сложение или вычитание в форме игры. Например, от четверки с этажа ушла единичка. Кто из соседей останется на этаже? Ответ: тройка. Такие упражнения помогут крохе быстро освоиться в математических примерах. Постепенно слова «ушел», «пришел» меняем на «плюс» и «минус».

Простые способы, как научить ребёнка считать примеры в пределах 20

Так мы освоили с ребенком счет в пределах 10. Как видите, методика очень проста, но для ее действия требуется время и терпение. Старайтесь заставлять кроху сначала считать в уме: письменные упражнения затормаживают мышление.

Попутно тренируйте понятия «больше-меньше» (используйте сначала предметы, разложив их по разные стороны, затем сравнивайте цифры), соседи числа (пишите ряд чисел с пропущенными цифрами и просите кроху дополнить ряд, правильно разместив соседей).

Идем дальше…

Настала пора знакомить малыша со вторым десятком. Чтобы преодолеть арифметические трудности, предлагаем следующий алгоритм занятий:

Читайте также:  Правила предоставления отпуска родителям с детьми по ТК РФ

Часть 1

Вводим понятие десятка. Для этого раскладываем перед ребенком 10 кубиков и прибавляем еще один. Объясняем, что это одиннадцать. Говорим о том, что Окончание слова «дцать» обозначает «десять». Чтобы образовать цифру от 11 до 19, нужно всего лишь прибавлять число к окончанию «дцать» и ставить между ними предлог «на».

Част 2

Поскольку малыш уже знаком с понятием десятка, вводим разряд единиц и при сложении оперируем этими понятиями. Например, 13+5. Складываем сначала единицы: 3+5=8. Теперь прибавляем оставшийся десяток и получаем 18.

Часть 3

Теперь переходим к примерам на минус: действуем точно так же. Вычитаем единицы, затем прибавляем десяток.

Часть 4

Самый сложный этап – вычитание, при котором первая единица меньше второй: 13-6. В таком примере мы не можем вычесть из 3 шесть. Приходится иметь дело с десятком. Один из путей – из шести вычесть три, оставшееся число вычесть из десятка, т.е. 6-3=3, 10-3=7. После нескольких тренировок малыш сможет производить вычитание в уме.

Ребенок должен четко усвоить описанные навыки: во 2 классе это понадобится ему для решения примеров с двузначными числами.

Чтобы скрасить процесс обучения, можно привлечь различные пособия:

  • кубики;
  • магниты;
  • картинки (обучение с картинками особенно разнообразно: их можно просто пересчитывать, использовать раскраски с примерами для закрепления навыков счета);
  • любые предметы, находящиеся под рукой;
  • счетные палочки;
  • счеты и т.д.

Чем больше вы проявите фантазии, тем скорее заинтересуете ребенка математикой.

Складываем и вычитаем в уме

Способов научить ребенка совершать манипуляции с цифрами и считать в уме довольно много. Однако, стоит отметить ряд методик, не приносящих никакой пользы:

  • Считаем по «1». «Чтобы к 3 прибавить 4, нужно к 3 добавить 1 – будет 4, потом к 4 прибавить 1 – получится 5, к 5 добавить 1 – получится 6, и к 6 прибавить еще 1 – получится 7». Другой пример: «Чтобы от 4 отнять 2, нужно сначала отнять 1 – останется 3, а потом 3 отнять 1 – получится 2». Этот популярный метод закрепляет у детей плохую привычку медленного счета и тормозит их умственное развитие.
  • Используем пальцы. Одно дело познакомиться с цифрами и освоить счет с помощью пальчиков рук, но совсем другое – учить ребенка складывать и вычитать на них. Следите за тем, чтобы малыш не начал так делать сам или по совету других детей. Освоить эту технику очень просто, а отучиться – сложно.
  • Линейка. В последнее время в детских садах и школах педагоги используют линейку для объяснения процесса сложения и вычитания. Принцип следующий: чтобы к 3 добавить 2, нужно посмотреть на линейку, найти на ней цифру 3, отсчитать от нее в правую сторону 2 раза по 1 сантиметру и увидеть результат «5». Этот примитивный калькулятор используется для того, чтобы искоренить у малышей желание запоминать и думать. Такой метод не научит считать, а только затормозит развитие ребенка.

Существуют более эффективные и полезные игры, способствующие освоению устного счета.

Кубики знаний

В детских магазинах продают специальный развивающий набор с одноименным названием. В комплекте 108 кубиков, карточки с цифрами от 1 до 5, коробки с нарисованными клеточками. Метод позволит научиться ребенку отождествлять числа и действия.

Ход игры:

  1. Пустая коробка кладется на стол.
  2. Малыш берет кубик и размещает его на первой клетке слева.
  3. Перед коробкой устанавливается карточка с цифрой 1.
  4. Ребенок берет второй кубик и ставит рядом с первым.
  5. Родитель спрашивает, сколько теперь предметов в коробке.
  6. Малыш должен сосчитать и сказать «2», после чего заменить карточку с цифрой «1» на «2».

Подобным способом также можно вычитать кубики и научить ребенка считать двузначные числа.

«Дом для игрушек»

Возьмите игрушечный замок (подойдет обычная пустая коробка) и фигурки зверюшек или людей (можно брать кубики, машинки и другие схожие предметы). Поставьте коробку на стол так, чтобы ребенок не видел ее сверху, и начинайте игру:

  1. Положите в домик 1 фигурку и спросите, сколько зверей в нем живет.
  2. Малыш должен ответить, что один. Наклоните коробку, чтобы он смог убедиться.
  3. Добавьте в дом еще 1 фигурку и спросите, сколько зверей стало теперь.
  4. Ребенок подумает и ответит. На первых порах он может ошибаться или долго размышлять. Не ругайте малыша за неверные ответы. Когда он наконец скажет правильное количество, наклоните коробку и дайте ему удостовериться, что зверюшек действительно две.
  5. Усложняйте игру, добавляя или отнимая фигурки.

Этот метод позволяет сформировать у ребенка в голове абстрактную модель, которую можно воспроизвести по памяти. А подтверждение умственных действий на реальном примере закрепит навык устного счета.