13 способов научить ребенка говорить в 1,5, 2-3 года

У маленьких детей всегда бывают проблемы с произношением разных букв. Одним из наиболее сложных для произношения является звук «р».

В каком возрасте развивается речь у младенца

Без преувеличения, всех родителей интересует, в каком возрасте дети начинают говорить. Специалистами давно определен промежуток от двух до четырех месяцев, когда крошка должен сказать свое первое «агу». Конечно, этот знаменательный момент может наступить несколько раньше или чуть позже.

Педагоги заметили, что в начале активной речи, крошка старательно описывает знакомые предметы и расположение их в пространстве. Именно поэтому первыми настоящими словами становятся существительные (названия предметов), потом простое обозначение собственного или чужого действия, местоимения указательного характера, далее более сложные глаголы и прилагательные.

Осознавать и повторять местоимения малыши начинают после двух лет, также могут описать физические ощущения «холодно», «больно». К двум с половиной годикам крошка может проговорить свою отвлеченную характеристику: «Я хороший». Простейшие абстрактные суждения и первые причинно-следственные связи между поступками становятся доступны карапузам к трем годикам.

Нужно ли обращаться к специалисту?

Если звук «к» не получается верно проговаривать у малыша в возрасте 4-5 лет, то родителям можно попробовать научить его произносить, организовав занятия в домашних условиях. Очень важно проводить их в игровой форме. Ребенку должно быть интересно. Заставлять нельзя, иначе у него пропадет желание учиться.

На начальном этапе занятия проводятся родителями не более 4-5 раз в неделю по 10-15 минут, далее частоту и длительность выполнения специальных упражнений можно увеличить.

Заниматься нужно в удобном месте, перед зеркалом, чтобы малыш видел движения своих губ и имел возможность наблюдать за мимикой мамы или папы. За любые успехи в произношении звуков ребенка необходимо хвалить.

Нужно ли обращаться к специалисту?

Если проблема с произношением буквы «к» обнаружена у чада позднее, например, в возрасте 6-7 лет, то его следует отвести на консультацию к логопеду. Специалист поможет научиться ее выговаривать как можно скорее, чтобы у ребенка не возникло проблем при учебе в школе.

Также к логопеду следует обратиться, если занятия проводятся в течение длительного срока, но не приносят результата, малыш не может освоить произношение звука. Профессионал быстрее найдет причину, из-за которой он не может произносить звук «к», даст рекомендации по ее устранению.

Что еще можно сделать для запуска речи в 2-года?

1. Заведите книжку для чтения

Это не шутка. Читать можно по-разному. Логопеды советуют следующее: в альбом для рисования наклейте изображения животных, бытовых предметов, семейные фотографии. Регулярно «читайте» его с малышом, давайте листать самостоятельно. Рассматривая картинки, называйте то, что на них изображено: «Это киса (баба, мама, собака и т. д.). Через некоторое время добавьте слова, обозначающие действия, чтобы получилось предложение, например: «Киса, дай», «Мама, на» и т. п. Подобные альбомы для развития речи можно купить в детском магазине. Советуем отдать предпочтение изданиям с яркими крупными иллюстрациями и подробными комментариями, как с ними работать.

2. Сократите репертуар

Если вы читаете сказки или поете колыбельные малышу перед сном, то не гонитесь за разнообразием. Выберите два-три постоянных произведения. Важно, чтобы ребенок постепенно запомнил текст, синтаксические конструкции, употребление слов. Кстати, на этой основе вы можете поиграть с малышом: специально сделайте ошибку или притворитесь, что забыли продолжение. Если ребенок уже готов вот-вот заговорить, есть вероятность, что он не устоит перед соблазном поправить взрослого.

3. Используйте в своей речи одни и те же слова

Дети учатся говорить, подражая взрослым. При малыше старайтесь использовать в речи одни и те же слова, желательно, предельно простые, чтобы ему было просто их запомнить и повторить. Отлично, если в них будут звуки, которые ребенок уже освоил, например, [м], [п], [б], [в], все гласные. Это могут упрощенные слова типа «баба», «вава», «ав-ав», но главное, чтобы не было искажений. Никаких «бябя» или «кися».

Читайте также:  Польза или вред: Доктор Комаровский рассказал о БАДах

4. Выводите ребенка на речь

Многие дети в течение длительного времени обходятся жестами и мимикой. Зачем говорить, когда мама и так прекрасно тебя понимает и выполняет все желания? Не давайте требуемый предмет, пока он не попросит вас словами, хотя бы примитивно. Чтобы ребенок знал, как это сделать, обращайтесь к нему сами с посильными просьбами, типа «дай ложку», «дай мишку».

Хорошо помогает проговаривание действий и называние бытовых предметов, частей тела, родственников: «Берем ложку, кушаем кашку, моем ручки, пришла баба и т. д.». Тут логика простая: хотите услышать что-то от малыша – подайте пример сами.

5. Говорите только на одном языке

Если в семье используются несколько языков или родители пытаются ребенка учить с пеленок болтать по-английски, ничего из этого не выйдет. Используйте при малыше только его родной язык. Иначе первых слов вам придется ждать очень долго.

6. Где игрушки?

Если ребенок хорошо знает, как называются его любимые игрушки, то можно их спрятать (в зоне досягаемости малыша) и начать поисковую операцию. Спросите: «Где ….?», скорее всего, это вызовет какую-то словесную реакцию. Если даже это будут какие-то гласные, это тоже можно считать результатом.

7. Не прекращайте развивающие занятия

Даже если заговорить пока не получается, это не повод останавливаться вообще. Не ждите появления речи, а учите ребенка различать форму, много-мало, размер и т. д. Все это подспудно будет работать на накопление словарного запаса, сенсорных впечатлений и укрепление межполушарных связей.

8. Музыкальные занятия

Купите малышу детский ксилофон, барабан, дудочку или губную гармошку. Игра на них развивает дыхание и слух, укрепляет речевые органы, увеличивает число нейронных связей. Если в течение 3-4 месяцев занятия были регулярными, но никаких подвижек так и не произошло, то это серьезный повод для беспокойства. Следует, как можно быстрее обратиться за помощью к логопеду.

Учим ребенка выговаривать звуки

Существует множество разнообразных приемов по правильной постановке речи малыша. Но многие родители не знают, как научить ребенка выговаривать буквы дома, и поэтому сразу обращаются за помощью к логопедам. Хотя зачастую эту проблему можно решить в домашних условиях. Необходимо только правильно подойти к организации занятий. Родители должны помнить, что нельзя перегружать малыша, длительность каждого занятия не должна превышать 15 минут. Если ребенок проявляет нежелание заниматься, отложите занятия не некоторое время. Заставив силой малыша произносить буквы, можно навсегда отбить у него желание правильно разговаривать, да и вообще учиться.

Перед каждым занятием необходимо усадить ребенка, следя за тем, чтобы он сидел прямо. Убираются все отвлекающие предметы, выключается телевизор. Отличным вариантом станут занятия перед зеркалом, чтобы ребенок видел не только артикуляцию сидящего перед ним взрослого, но и свою собственную.

Как научить ребенка выговаривать букву р дома?

Если доктор в результате осмотра не обнаружил никаких физиологических отклонений, препятствующих правильному произношению, значит, нужно заняться развитием артикуляционных мышц. Это можно проделать самостоятельно в привычных домашних условиях, используя специальные логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи:

  • Воспользуйтесь игрушечным автомобилем или трактором и, играя с ребенком, сначала заведите мотор. Для этого чистым большим пальчиком руки ребенок должен делать вращательные движения во рту под языком. После чего подражайте урчанию двигателя.
  • Возьмите картинку с изображением лошадки и научите ребенка цокать языком, подражая стуку копыт.
  • После еды можно организовать игру «Чистим зубки»: для этого нужно растянуть губы в улыбке и кончиком языка водить из стороны в сторону по внутренней поверхности верхнего ряда зубов. Важно, чтобы двигался только язык.
  • Проведите соревнования, чей язык длиннее. Для этого нужно как можно дальше высовывать язык изо рта.
  • Для тренировки кончика языка ребенок должен на протяжении 2-3 минут быстро повторять звук д или т.
Читайте также:  Для чего нужны и какими бывают мониторы дыхания новорожденных?

Закончили упражнения, переходим к скороговоркам и проговариваем их по несколько раз. Можно использовать такие скороговорки с буквой р:

  • Под горкой на пригорке жили тридцать три коровки.
  • Выдра в ведро от выдры нырнула,

Выдра в ведре с водой утонула.

  • В недрах тундры выдры в гетрах

Тырят в вёдра ядра кедров.

  • Рисовала Лариса акварелью нарциссы,

Георгины гуашью рисовала Наташа.

Как помочь малышу

Как уже говорилось, в возрасте пяти-шести лет почти все малыши уже могут нормально выговаривать букву «р». Но и до наступления этого возраста стоит начать приучать ребенка к правильному произношению этой буквы.

Посещение логопеда

Консультация с логопедом будет полезна в любом случае, не только из-за буквы «р». Как правило, впервые этого специалиста посещают перед тем, как отправить ребенка в детский сад. Логопед определит причину дефектов речи и подберет комплекс упражнений, которые скорректируют речь малыша, направят ее развитие в правильное русло.

Знаете ли вы? Знаменитый древнегреческий медик Гиппократ описал расстройства речи и предложил методы лечения. Правда, эти методы были довольно экзотичны с точки зрения современной медицины: рекомендовалось добиться определенного соотношения в организме жизненных соков, а именно крови, слизи, желчи черной и желтой.

Коррекция в домашних условиях

Можно поставить ребенку правильное произношение звука «р» и в домашних условиях. Как это сделать, подскажет логопед, но можно заняться коррекцией речи и самостоятельно. Если у малыша проблема только с «р», то вероятность успеха домашних упражнений возрастает.

Важно! Нередко начинают обучать малыша правильному произношению, разучивая с ним скороговорки. Это неверная практика, первоначально нужно научить его произносить отдельный звук.

После разучивания звука учат произношению слогов с данным звуком. Далее идут короткие слова, а заканчивается процесс разучиванием скороговорок.

Общие советы и рекомендации

Главный принцип в процессе обучения — не навредить. Ни в коем случае нельзя стыдить малыша, ругать. Так можно вселить в него неуверенность в собственных силах и страх совершить ошибку. Это негативно скажется на его поведении во взрослой жизни. Нервная система у всех разная, и для некоторых детишек недовольство родителей может послужить причиной полного отказа от разговора на длительное время.

  1. Не отрицайте проблемы. Если трехлетний ребенок говорит мало, невнятно или вовсе молчит, предпочитая язык жестов — ему надо помочь. Это можно делать в домашних условиях или обратиться к специалистам, которые дадут профессиональные рекомендации и ответят на вопрос как научить ребенка говорить в 3 года.
  2. Не сравнивайте с другими детьми. Каждый развивается по индивидуальному расписанию. Имейте терпение, выдержку, будьте внимательны к успехам вашего малыша. Хвалите за достижения, определяйте новые цели. Не надо ставить в пример соседского мальчика Степу, который в два года говорит должным образом и знает все буквы алфавита.
  3. Не жалейте времени на разговоры с ребенком. Они позволяют накапливать детям достаточный объем пассивного словарного запаса, нужный для старта речи.
  4. Все занятия проводите исключительно в игровой форме, с согласия малыша. Используйте развивающие игрушки. Они способны увлечь любого «молчуна» и принести неоценимую пользу. Помните, что принуждение — плохой мотиватор.

Вопрос «как научить ребенка говорить» решить не сложно. Если любить малыша, уделять ему достаточно внимания, больше общаться, можно преодолеть любые трудности. Запаситесь терпением и уверенностью, что все получится. Ведь правильное и своевременное развитие речевого аппарата ребенка зависит только от вас. Больше информации о развитиии ребенка можно узанть в нашем блоге.

Как научить ребенка говорить букву Л

О том, как научить ребенка говорить букву «Л», нужно знать заранее, чтобы предотвратить переход неправильной речи в привычку. Ведь исправлять всегда труднее, чем учить.

Для того чтобы поставить правильную артикуляцию звука «Л», нужно:

  • Показать сжатые зубки, растягивая губы в улыбку (так будет легче произнести твердый звук).
  • Кончик языка может давить на верхние зубки или на альвеолы.
  • Следить за тем, чтобы язычок не был прилегал к боковым зубам, тем самым он дает проход воздуху.
Читайте также:  Гепариновая мазь при лактации: особенности применения

Чтобы поставить правильное произношение этого звука, необходимо многократно тренировать его в слогах: ЛО-ЛЫ-ЛА-ЛУ ИЛИ АЛ-ОЛ-УЛ-ЫЛ.

Когда нужен логопед?

— Как выбрать логопеда? На что обратить внимание? Есть ли государственные центры, где работают с малышами?

Вопрос, как выбрать логопеда, какие профессиональные требования. Первое – это, конечно, диплом об образовании. У каждого логопеда должен быть диплом о высшем образовании. Логопед обязательно заканчивает педагогический вуз, дефектологический факультет, кафедру «логопедия». Соответственно, в дипломе должна быть запись «учитель-логопед» и «учитель (например, если это кафедра логопедии) русского языка и литературы для детей спецшколы 5-го вида», то есть для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Логопед должен приходить к маленькому ребенку с набором пособий. Лучше, чтобы это были яркие картинки. Картинок, и вообще пособий, должно быть много. Конечно, логопед должен владеть красивой грамотной речью. Логопед обязательно должен найти подход к ребенку, то есть начать взаимодействовать, а обследование должно проходить максимально в игровой форме.

Хорошим критерием является рекомендация, особенно если рекомендуют родители, чьи дети успешно занимались с этим логопедом.

Есть ли государственный центр, где работают с малышами? Конечно, есть. Есть еще и детские сады, и поликлиники. Но, насколько я знаю, там очень большая загруженность.

– Обязательно ли нужен логопед, если особых проблем нет, кроме искаженного произношения «ш» и «ж»?

Вы знаете, может быть, и не стоит ничего делать. Я часто говорю, что в истории было много людей, которые имели нарушения звукопроизношения, но, тем не менее, их вклад в историю достаточно высок, то есть в жизни это им не помешало. Но если речь идет о девочке, а девочка часто выбирает речевую профессию, либо профессию, напрямую связанную с речью, тогда неправильное звукопроизношение может ей помешать в жизни.

Я могу вам сказать, что меня не беспокоит, если человек искажает звуки, я достаточно быстро привыкаю к этому. Слышу, конечно, но стараюсь не обращать внимания, мало ли какая индивидуальная особенность у человека. Но в нашей стране, в нашей культуре, в нашем обществе не принято произносить звуки искаженно, это считается нарушением некоего эталона.

Если родители хотят поставить ребенку звуки, я, как специалист, конечно, поддерживаю, потому что никаких проблем в этом я не вижу. Это не большое количество занятий, чтобы поставить, по сути, один звук, это одна артикуляция и для [ш], и для [ж], при произнесении второго звука только добавляется голос. Никакой особой трудности я не вижу, в детском возрасте это сделать просто.

Упражнения, чтобы научить ребенка говорить букву «р»

Важно: Упражнения по постановке буквы «р» разработаны с учетом нагрузки на мышцы языка. Они помогут ребенку почувствовать и усвоить вибрацию языка, которая нужна для произношения.

Уделяйте по 20-25 минут для упражнений каждый день. Сначала нужно провести разминку для языка и губ.

Разминка для губ:

  • Попросите ребенка широко улыбнуться. Пусть продержит широкую улыбку около 10 секунд
  • Попросите сложить губы трубочкой и задержать их в таком положении 10 секунд

Разминка для языка:

Упражнения, чтобы научить ребенка говорить букву «р»
  • «Лошадка». Ребенок цокает языком, как лошадка. Это позволит ему почувствовать вибрацию языка
  • «Иголочка». Ребенок высовывает язычок, делая его тонким. Язык нужно задерживать на 10 секунд, потом опять повторить упражнение
  • «Чистим зубки». Язычком ребенок проводит по зубкам, будто их чистит
  • «Малярная кисть». Ребенок языком проводит от передних зубов к горлу по небу
  • «Хулиган». Попросите ребенка высунуть язык и поболтать им влево-вправо

Разминка для языка

Упражнения для произношения буквы «р»:

  1. Ребенок ставит язык рядом с верхними зубами, затем произносит букву «д». Не один раз, а несколько «д-д-д». Потом попросите выговорить «д» с сильным выдохом
  2. Попросите ребенка произнести долгое «р-р-р» (порычать). Покажите ему сами, как это делается
  3. Для этого упражнения нужен логопедический шпатель. Также можно хорошо вымыть руки ребенка и попросить подложить пальчик под язычок. Пусть произносит «ж-ж-ж» и водит пальчиком влево-вправо
  4. Ребенок широко открывает рот, произносит звук «з-з-а-а». Вы тем временем кладете шпатель под язык и аккуратно водите в стороны