18 фраз для продуктивного общения с ребенком

Истерики, скандалы, непослушание и слезы — так малыш 3-4 лет показывает характер. Все чаще родителей интересует воспитание ребенка 3 4 года, психология, советы, как справиться с бурными проявлениями его характера. Как справится с проблемами в воспитании самостоятельно? Фраза «кризис трех лет» вселяет в родителей страх еще задолго до того, как ребенку исполнится три года.

Общение с ребенком: лучших фраз

«Давай поговорим спокойно, пожалуйста»

Дети часто плачут, устраивают истерики и, вообще, ведут себя громко – это ни для кого не секрет. Ребенок не робот, он не может по указке тихо сидеть в углу и выполнять чужие приказы и команды. Он не был создан, чтобы быть удобным вам. Однако есть ситуации, когда дитя нужно успокоить. Банальное «хватит кричать» никак не поможет делу, как и акцент на запретах. Попросите ребенка успокоиться и говорить тише, это сработает куда лучше.

Что такое кризис трехлетнего возраста?

Кризис трех лет возникает в момент психологической перестройки организма при переходе от раннего детства к дошкольному возрасту. Ребенок начинает понимать, что он способен выполнять многие задачи без помощи близких, т.е. в этот период происходит формирование автономной личности. Но, т.к. не все намеченные задачи имеют удовлетворительный финал, возникает необходимость обращения за помощью к взрослому человеку. Недостаток компетентности в выполнении поставленной цели формирует противоречие внутри сознания ребенка, что проявляется в изменении его поведения.

Согласно теории психосоциального развития Эрика Эриксона, кризис трехлетнего возраста формирует независимость и волевые качества человека.

Как воспитать спокойного ребенка с рождения

Есть 5 правил, которым нужно следовать, если вы хотите понимать, как воспитывать ребенка с рождения:

  1. Сформулируйте систему ценностей. В нее нужно включить все, что важно для всех членов семьи. На этом этапе придется подумать о вещах, которые формируют вас и, вероятно, будут оказывать столь же большое влияние на малыша. Для кого-то главная ценность – личное пространство, для других – материальные вещи. Учитывайте все вплоть до продуктов питания. Если ребенок отказывается есть – это нормально. Не нужно принуждать кушать с фразой вроде: «Пока не поешь, из-за стола не встанешь». На фоне такого отношения в сознательном возрасте вполне может развиться расстройство пищевого поведения (РПП). Когда пренебрежение определенными вещами задевает вас или ребенка, нужно проговаривать это вслух. Именно говорить, а не внимать в вину.
  2. Определите личные границы и помогите малышу очертить его границы. О воспитании детей можно говорить часами и даже сутками. Вот только в этом нет смысла, если каждый из родителей и их малыш – это не самостоятельные личности. Простой пример: ребенок 3-5 лет тянется к смартфону мамы. Та начинает ругаться и требовать вернуть вещь на место. Естественно, малыш взбунтуется. Если вы вовремя объясните, где «ваше», а где «его», ситуация решится коротким диалогом: «– Солнышко, ты же знаешь, что это мамин смартфон. – Да, знаю. – Тогда положи его и возьми свои игрушки». На этой позитивной ноте проблема решится сама собой и ребенок отправится за игрушечным телефоном или любимым конструктором.
  3. Умейте сказать «нет». Это особенно важный момент, когда сыну или дочери уже исполнилось 4-6 лет. Психология ребенка 6 лет часто устроена таким образом, что он старательно вызывает родителей на конфликт. Если после первого отказа малыш продолжает настаивать на своем, родители, особенно мамы, часто сдают позиции. В итоге ребенок начинает чувствовать свою власть и вседозволенность. Умейте настоять на своем. Причем делайте это без криков. Находите понятные аргументы и объясняйте, почему решение не может оспариваться.
  4. Защищайте взгляды, ценности, мнение и принципы ребенка перед другими. Он должен чувствовать поддержку со стороны семьи. Даже если взгляды малыша вам непонятны, а иногда и вовсе кажутся неуместными, высказывать это при посторонних не нужно.
Как воспитать спокойного ребенка с рождения
  1. Дети есть дети, нарушения чужих границ не избежать. Нужно заранее обсудить, что вы будете делать в случае выхода за намеченные пределы. Частая ситуация: желание играться не своей игрушкой. Если вы наблюдаете такую склонность за своим ребенком, договоритесь, что сначала он будет спрашивать разрешения взять чужую вещь у ее владельца. Компромисс можно найти всегда.
Читайте также:  Должностная инструкция социального работника

Психология воспитания ребенка предполагает неустанную работу над ошибками. Работать должны обе стороны – и малыши, и их родители. Люди ошибаются и это нормально. Позволяйте ребенку совершать ошибки, думать над ними, делать выводы и исправлять.

Как не воспитать невротика

5 золотых правил воспитания детей от 3 до 6 лет от психолога, врача-психиатра Евгении Стрелецкой.

Зарядить позитивом

В 3 года у ребенка наступает индивидуация, а с ней приходит и новая форма уязвимости. Обостряется тревога, которая носит экзистенциальный характер. Ребенка начинают беспокоить вопросы о жизни и смерти, о смысле его рождения, он понимает, что может утратить любовь родителей и что мама может умереть. Важно эту тревогу успокоить приданием смысла. Как это делать? Давать как можно больше информации о том, что будет ждать в будущем в парадигме изобилия, т.е. подчеркивая позитивные аспекты, вселяя чувство веры и надежды. Также полезно придать рождению именно этого человечка индивидуальный смысл и значение. Также полезно задавать вопросы ребенку о том, как думает он.

Показать ему, кто он

У каждой личности есть 3 составляющие — генетические (биологические, данные от природы) аспекты, социальные факторы и психологические (зависящие от воспитания). Вам необходимо распознать, выявить и назвать ребенку данные ему от природы, генетические и неизменные его черты и характеристики. Называть характеристики необходимо придавая им позитивную коннотацию, делая это по 5 секторам самооценки.

Главный смысл воспитания — создать психически здорового человека, а это тот, кто будет знать и мочь использовать свои сильные стороны характера.

Показать ребенку мир

В этот период ребенок набирает очень много идентификаций от родителей, которые являются для него идеальными объектами любви и идеальными образцами для подражания. Говорить ребенку о том, что хорошо, что плохо можно чистосердечно исходя из своих представлений, после подросткового возраста он все равно их подкорректирует под себя. Чем больше у ребенка будет фигур для идентификаций, тем более богатым будет его репертуар отношений во взрослом возрасте. Также важно показать ребенку мир в виде большого разнообразия впечатлений.

Не подвергать насилию

Корень психологической эксплуатации ребенка заключается в том, что вы пытаетесь удовлетворить свои собственные эмоциональные потребности за счет ребенка. Я рассказываю, как этого можно избежать.

Последовательное воспитание

Правила и запреты всегда должны быть предсказуемы, терпение, приучение ребенка к планированию, отсрочке удовольствия. Ребенок должен уметь воспринимать критику

Рекомендации для родителей: как себя вести

Существует множество советов родителям, которые помогут сгладить остроту проявлений кризиса и пройти этот нелегкий этап как можно спокойнее. Но если родители ощущают, что они в безвыходной ситуации, не знают, как преодолеть кризис 3 лет самостоятельно, нужно обратиться к опытному детскому психологу.

Читайте также:  Развитие речи у детей по возрасту, нормы речевого развития \ Что нужно знать родителям?

Общие рекомендации по преодолению кризисного этапа:

  1. Запасайтесь терпением. Ребенку так же нелегко, как и вам. Он не понимает, что с ним происходит и пытается найти реально доступный для него выход. Не кричите, не наказывайте его, такие действия только ухудшат ситуацию.
  2. Пытайтесь договариваться. Родители постепенно понимают, как пережить очередную истерику в магазине или гостях. Можно заранее определить, что вы купите игрушку, но если начнутся капризы, вы немедленно уйдете без покупок. Если ребенок выдержит условия договора, важно похвалить его за примерное поведение.
  3. Установите границы дозволенного. Ребенок четко должен знать, какое поведение допустимо, а какие границы переходить нельзя. Не отменяйте запреты, если начинается плач, будьте последовательны в словах и действиях. После того как ребенок успокоится, поговорите с ним о том, почему вы так поступили.
  4. Используйте слово «нельзя» разумно и рационально. Чем больше у детей запретов, тем сильнее соблазн их нарушить. В период кризиса «нельзя» должно распространяться на то, что нанесет вред здоровью ребенка и окружающих, домашних животных, может испортить чужое имущество.

В остальном дайте малышу определенную самостоятельность.

Источники:

  1. Л.А. Тухужева, Д.С. Темирканова, Д.А. Гукова. Проблемы кризиса трех лет с точки зрения Л.С. Выготского // Вопросы науки и образования, 2018.
  2. Д.М. Шакирова, А.Ф. Гильманова. Возрастные кризисы у детей дошкольного и школьного возраста // Скиф. Вопросы студенческой науки, 2019.

Воспитание ребенка с лет до лет

Ребенок должен уметь:

  • Соблюдать элементарную личную гигиену.
  • Понимать субординацию при взрослых и вести себя прилично.
  • Делать самостоятельно некоторые вещи. Например, заправлять постель и собирать игрушки на место. Убирать свои вещи.
  • Знать некоторые правила безопасности дома и на улице. Например, не баловаться со спичками и розетками, правильно передвигается по тротуару, а не бегать по дороге. Не разговаривать с незнакомыми людьми. Хотя оставлять его без присмотра категорически нельзя, важно помочь освоить эти правила поведения.
Читайте также:  Когда начинать гулять с новорожденным зимой

Общие советы родителям как общаться с ребёнком 5 лет

  • Спрашивайте мнение. После вопроса будьте внимательны к ответу. Ответ будет показателем осознанности.
  • Если вопрос непонятен, перефразируйте его. Говорите просто, понятными словами..
  • Уделяйте время для общения, ведь никакие игрушки и их количество не заменят папу и маму.
  • Если он восстаёт против власти старших, будьте терпеливы и тверды одновременно. Родители могут корректировать количество свободы по мере взросления.
  • Объясняйте свои правила и решения, а не говорите их в приказной или ультимативной форме. Тогда он увидит логику и любовь к себе, а не сухой авторитет. Дети часто задают вопрос «Почему» и ответ на него помогает им увидеть логику и взаимосвязь событий, что очень важно для развития логического мышления.
  • Заставить что-то сделать — не лучший способ проявления власти и плохая модель поведения для подражания.
    • Если ваш ответ не понят, попробуйте рассуждать. Приведите пример, расскажите историю, расскажите о последствиях и пользе послушания.
      • Например, сын не хочет убирать игрушки. Можно просто заставить его это сделать и получить слезы и капризы в ответ, а можно порассуждать о пользе порядка. Можно сказать: «Если ты устал сейчас, то убери игрушки через полчаса. Хорошо?» или «Чем быстрее в комнате станет чисто, тем быстрее мы пойдём гулять» или «Мама, папа или ты можем споткнуться из-за игрушек, упасть и повредить себе что-нибудь. Из любви к нам и себе нужно убрать игрушки на место».
      • Если ему трудно послушаться сразу, дайте время или поначалу делайте эту работу вместе.
  • Хвалите за его усилия, а не за способности. Это поможет развить усилие воли, усидчивость и желание стать лучше.
  • Наказывайте соответственно проступку — не больше и не меньше. Расскажите про причины наказания и убедитесь, что он их понял.

Самое опасное для неокрепшей детской психики — это неокрепшая взрослая.

Как видно, есть много практических советов и остаётся лишь применять. Воспитание ребенка — это увлекательный процесс. Если родители не опустят руки и будут прилагать максимум усилий, то они будут вознаграждены воспитанным сыном или дочерью!

ВНИМАНИЕ. В этой статье не даются конкретные рекомендации что делать лично вам. В каждом конкретном случае нужно обратиться за квалифицированной помощью психолога для личной консультации.

Полезное видео.