5 неочевидных предметов, которые помогут развить мелкую моторику \ Что нужно знать родителям?

Логопеды и детские психологи установили прямую связь между развитием речи и мелкой моторикой рук. Планомерное развитие мелкой моторики будет являться своеобразной гарантией такого же планомерного развития речи. Неспособность ребенка к основным действиям пальцев, соответствующим его возрасту, в большинстве случаев будет связана и с отставанием в развитии речи.

Этапы развития

«В соответствии с поэтапным развитием нервной системы малыша происходит и становление мелкой моторики. Примерно в возрасте трех месяцев ребенок «находит» свои ручки. Сначала он тянет кулачки в рот, затем осваивает захват: сначала грубый (берет предметы всей ладошкой), затем более тонкий и, наконец, примерно к году, пинцетный – может взять маленький предмет всего двумя пальцами, большим и указательным», − говорит педиатр Ирина Сусенкова.

Существуют определенные стандарты развития мелкой моторики. Конечно, они достаточно условны (что-то ребенок начнет делать чуть раньше, что-то чуть позже), но позволяют сориентироваться в выборе тех или иных игрушек или занятий и понять, на что стоит обратить внимание.

1–3 месяца Сжимает и разжимает кулачки, рассматривает ручки, играет пальцами, подносит ручки ко рту. Непроизвольно на несколько секунд может схватить игрушку, а затем отпустить ее.

4–6 месяцев Интересуется предметами, тянет к ним ручки, может схватить и непродолжительное время держать в руках, может недолго трясти погремушкой, вложенной в руку. Может свести ручки по средней линии, любит рассматривать их, а также играть с собственными ножками. Все предметы тянет в рот.

7–9 месяцев Учится хлопать в ладоши, может не только взять предмет одной или сразу двумя руками, но и переложить из одной руки в другую. Может захватить предмет только пальчиками.

10 месяцев – 1 год Постепенно учится точному захвату – может брать все более мелкие предметы кончиками пальцев. Любит рассматривать предметы, вертеть в руках, бросать.

1–1,5 года Может взять даже самые мелкие предметы: крошки печенья, фасолинки, бусины (пинцетный захват). Ставит кубик на кубик, катает машинки, любит разъединять и соединять предметы (пирамидки, доски с вкладышами или колышками), стучать предметами друг о друга, раскручивать и закручивать крышки, рисовать пальцами.

1,5–2 года Может начать рисовать карандашом «каракули», вертикальные и горизонтальные линии, листать книги, разворачивать и заворачивать игрушки (например, «укладывать спать» в одеяле куклу или мягкую игрушку).

2–2,5 года Строит башни из 5 и более кубиков или стены из многих деталей конструктора. Любит пересыпать крупу или переливать жидкости из одной емкости в другую, складывать мелкие предметы в ящик с отверстиями. Начинает рисовать окружности, умеет складывать бумагу, возможно, учится резать ножницами.

Читайте также:  Как определить на что аллергия у ребенка и как вылечить недуг

2,5–3 года Пока не очень ровно, но старается обводить карандашом по контуру квадрат или круг, может рисовать пересекающиеся линии (крестики). Осваивает лепку: мнет и раскатывает пластилин, делает «колбаски» и шарики. Играет с мячом, может поймать катящийся или аккуратно брошенный мячик.

После трех лет происходит отработка и совершенствование всех навыков, причем предела совершенству не существует – стоит только посмотреть на игру великих музыкантов.

Для некоторых детей, склонных воспринимать окружающий мир тактильно, принцип «потрогать, чтобы понять», действующий в раннем возрасте, сохраняется и в дальнейшем. Например, для того чтобы научиться читать, им нужно некоторое время порисовать, повырезать или даже полепить из пластилина буквы, а в школе им проще запоминать то, что они собственноручно записали.

Мелкая моторика: советы родителям

Начинать заниматься развитием детской моторики необходимо с раннего возраста. Как только малыш начинает удерживать в руках предметы, рекомендуют предлагать ему игрушки разной формы и текстуры.

Если предлагаемые игры или упражнения не вызывают у ребенка интерес, их всегда можно заменить другими более интересными развивающими занятиями. Если ребенку не нравятся те игры, которые вы предлагаете, в магазине всегда можно найти более красочные и интересные варианты либо проявить фантазию и сделать самостоятельно игрушки не хуже.

Также рекомендуют не оставлять малыша наедине с игрой, рассказывайте, что и как нужно делать, объясняйте, поддерживайте, если что-то не получается, и заинтересовывайте. Если вы покажете малышу, как увлекательно заниматься с вами, то в скором времени он обязательно проявит интерес к игре.

Видео: идеи для развития мелкой моторики

Таким образом, развитию мелкой моторики у детей необходимо уделять особое внимание и начинать заниматься с малышом уже с раннего возраста. Существует множество игр, упражнений и других увлекательных занятий, которые можно выбрать в соответствии с возрастом, предпочтениями и возможностями малыша.

Дети Развитие ребенка

Мелкая моторика для детей 4-лет

Мелкая моторика дошкольников в возрасте 4-5 лет подразумевает развитие у ребенка многих движений уже в режиме автоматизма. Например, сидя за обеденным столом, маленький член семьи может поддерживать разговор со взрослыми и умело владеть ложкой или вилкой.

Единственное, с какими трудностями может столкнуться малыш – это с выполнением более точных координированных движений.

В этом возрасте дети с удовольствием играют в развивающие логические игры. Родителям необходимо повсеместно поддерживать такие стремления. Мелкая моторика для детей без логического мышления в этом возрасте просто невозможна. Дети с удовольствием занимаются лепкой, аппликацией выкладывают мозаику и при этом активно думают. Активизируя основные участки мозга, ребенок быстрее развивает моторику рук, что в значительной степени сокращает риски такого заболевания, как дисграфия.

Мелкая моторика у детей дошкольного возраста прекрасно развивается при помощи игр. Одной из эффективных в этом смысле для родителей может стать игра «Повтори движение». Вы садитесь с малышом друг напротив друга и показываете ему различные фигурки, созданные из ладоней и пальцев рук. Малыш должен повторить вашу фигурку.

Читайте также:  Запор у новорожденного при искусственном вскармливании

Развитие мелкой моторики в 4 года требует принятия самостоятельных решений. Дайте ребенку больше свободы в этой игре. Пусть он подойдет к вам, внимательно рассмотрит, каким образом вам удается переплести или скрестить пальцы рук и попытается повторить так же.

Для следующей игры необходимо подготовить сосуд с горлышком меньше, чем основание. В него опускается знакомый малышу предмет, но так, чтобы он это не видел. Затем попросите ребенка опустить руку в сосуд и на ощупь определить – что именно за предмет там лежит.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста, благодаря такой игре, тесно связано с логикой мышления, воображением и памятью. Ощупывая то, что находится в сосуде, малыш непроизвольно вспоминает все знакомые ему предметы, сравнивает их и анализирует вероятность совпадений.

Развивая ловкость рук у маленьких детей, родителям необходимо помнить, что на начальных этапах нельзя принимать ни одного решения о том, как проводить занятия, не побывав на консультации у врача. Даже если малыш бодр и здоров, проявите ответственность, и вы гораздо быстрее и эффективнее поможете малышу развить мелкую моторику, укрепив при этом го память и развив правильную речь.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Развитие мелкой моторики через рисование

Распространенное и простое занятие для развития мелкой моторики. Требует наличия минимального набора предметов: чем рисовать и где рисовать.

В зависимости от желания родителей и ребенка инструменты могут быть представлены:

  • карандаши и фломастеры;
  • мел;
  • краски;
  • на прогулке возможно применение любого предмета для рисования на земле.

На чем рисовать:

  • бумага;
  • раскраски;
  • меловые доски;
  • асфальт и другие варианты.

В зависимости от того, какой вариант рисования использован, выбирается подходящее задание. Применение различных предметов для этого вида творчества позволяет ребенку улучшать работу пальцев и развивать моторику.

С какого возраста давать ребенку карандаши и краски?

Обучение ребенка рисованию начинается с того момента, когда он начинает интересоваться этим занятием.

Пальчиковое рисование красками применяется с годовалого возраста через знакомство ребенка с цветом и формами. Развивающее фантазию и моторику, рисование пальцами по бумаге позволяет с раннего возраста привлечь ребенка к творчеству.

К двум годам можно начинать обучение малыша рисованию кистями и карандашами. При первых попытках ребенка освоить этот увлекательный предмет родители должны ознакомить малыша с правилами безопасности и объяснить необходимость использования предметов по назначению.

Важно сразу научить ребенка правильно держать карандаш и кисточку в руках. Если ребенок будет захватывать предмет для рисования неправильно, то он привыкнет к такому положению пальцев и в дальнейшем нужно проводить коррекционную работу по исправлению заложенного навыка.

Читайте также:  Как вылечит температуру при грудном вскармливании

Какие карандаши лучше выбрать

Выбор карандашей не существенен. Но для облегчения привыкания ребенка к правильному удержанию письменного предмета можно найти толстые трехгранные карандаши, которые не позволят ребенку взять его неправильно.

Также можно приобрести специальный тренажер-насадку. Она одевается на карандаш и вынуждает ребенка держать карандаш правильно.

Особенности речи

Ребенок в 5 лет способен четко формулировать свои мысли при помощи слов. Он умеет оперировать всеми частями речи, выстраивать предложения и произносить их без запинки.

  • Ребенок умеет четко произносить все звуки (исключением может быть звук «р»);
  • использует в речи слова всех частей речи, включая разные склонения, времена, наклонения глаголов, множественное и единственное число, превосходную и сравнительную степени прилагательных и т.д.;
  • умеет придавать предложению интонацию и определять таковую у собеседника;
  • может с выражением прочитать стихотворение;
  • знает и без проблем называет фамилию, имя и отчество родителей, учителя и свои;
  • знает свой точный адрес проживания (в том числе, регион, город);
  • знает и не путает значения слов «вчера», «сегодня», «завтра», знает названия продуктов питания и блюд, а если ошибается, сам себя поправляет.

Первые занятия с предметами

Разучив основные игры с пальчиками, можно переходить к следующему шагу – занятиям с предметами. Для самых маленьких полезны будут такие развивающие упражнения.

  • Работа с карандашом и маленькими резиночками для волос. Родитель держит в руке карандаш. Задача ребенка – надеть на него одну за другой несколько небольших резинок.
  • Рисование манкой. На плоскую тарелку или разделочную доску родитель насыпает крупу тонким слоем, предлагая малышу провести по ней пальцем. Получится линия. Аналогичным образом ребенок рисует на манке несколько полосок.
  • Раскладывание фасоли. Мама дает малышу небольшую горстку фасоли (ее может заменить бусины, пуговицы). От дошкольника требуется разложить ее на столе по кучкам либо сделать дорожку.
  • Работа с бусами, нанизывание крупных элементов. Их можно заменить предварительно окрашенными в различные цвета макаронными изделиями.
  • Работа с пуговицами. Родитель рисует круг на листе бумаги. Ребенку дается установка разложить пуговицы, скрепки, фасоль по его контуру.
  • Дети очень любят подражать взрослым, и это надо использовать в организации занятий. Так, мама может предложить малышу самому размешать себе сахар в чае.
  • «Салют». Задача малыша – порвать лист бумаги на как можно более мелкие кусочки и сложить их на столе. Затем эти обрывки берутся в ладоши и подбрасываются, словно настоящий салют.
Первые занятия с предметами

Главное правило – ежедневно заниматься, но не принуждать малыша. Тренировка должна приносить радость, а не вызывать раздражение.