5 самых крупных ошибок родителей в воспитании и обучении детей

На смену старшего поколения приходит младшее. И так хочется научить «будущих взрослых» всему, что знаем сами, что глаза разбегаются перед самыми главными моментами жизни. А опыта скопилось то не мало. И вот сидишь за чашкой чая и думаешь, чему нужно учить детей, как только он готов будет, а тут на глаза попадается статья от imom.me и сразу вопрос снимается с повестки дня. Мы же всегда рядом с вами!

Зачем приобщать детей к науке?

Менталитет, ценности и условия жизни постоянно меняются. Новые правила игры требуют новых знаний и подходов к обучению. Интернет сделал информацию доступной и повысил скорость её распространения, и это работает не только во благо доступной и «вирусной» становится и ложная информация. Чтобы принимать верные решения в жизни и не попадаться на уловки мошенников, нам постоянно приходится разбираться, где миф, а где правда. И учиться этому нужно с детства.

Важно формировать критическое мышление: нужно учить детей сомневаться и искать доказательства. Популяризация науки позволяет это сделать. Алмас Ордабаев уверен, что формирование научного мышления с детства позволит выработать критическое мышление и развить сознательность, а благодаря этому воспитать достойных членов общества.

Хочу всё знать: советов как развивать любознательность у ребёнка

Почему одни люди неустанно ищут что-то новое, увлекаются, читают, путешествуют, пробуют себя в разных сферах, а другие предпочитают жить по инерции, замыкаясь в привычном круговороте «дом — работа»? Дело в том, что любознательность — черта, которой обладают почти все малыши первых лет жизни, — со временем может либо угаснуть, либо трансформироваться в мощный стимул к поискам и свершениям.

Как развивать в ребёнке здоровую любознательность, тягу к открытиям и стремление к знаниям? «Эврика» даст полезные советы!

Читайте также:  Почему ребенок ничего не рассказывает родителям

Совет 1: Не молчите

Разговаривайте со своим ребёнком всегда, когда это вообще возможно. Находиться рядом с сыном или дочкой, но молчать — родительское преступление против детской любознательности.

  • Обращайте внимание на всё, что вас окружает дома, на прогулке, в общественном транспорте или магазине.
  • Комментируйте свои действия.
  • Делитесь своими планами.
  • Озвучивайте свои сомнения.

И неважно, ребёнку 6 месяцев, 6 лет или 16. Чувствуя вашу увлечённость беседой, он неизбежно разделит её. Особенно если привычка к откровенным диалогам будет сформирована с самого нежного возраста.

Совет 2: Научитесь слышать

Умение слышать маленького ребёнка — искусство, которым владеют не все родители. Безусловно, к огромному сожалению. Сначала дети толком не умеют говорить, потом говорят слишком много, утомляя взрослых, а потом они просто не хотят с нами разговаривать. Важно, чтобы ваш малыш уже в 2–3 года чётко понимал:

  • он интересен своим родителям;
  • его переживания важны;
  • его неосведомлённость — явление временное и легко устранимое под чутким руководством взрослой родни.

Подчеркнём, пожалуй, что слышать — это больше, чем слушать. Недостаточно давать ребёнку выговариваться. Нужно искренне вникать в суть произносимого. Именно так устанавливается контакт, необходимый для развития детской любознательности.

Совет 3: Покажите, что не знать — не стыдно

Не знать — не стыдно. Стыдно не стремиться к знаниям. Примерно так должен звучать девиз любознательного человека. Чтобы научить малыша удовлетворять свою  врожденную потребность к знаниям, необходимо показать ему, как знания получать. Пожалуйста, относитесь к детским вопросам с должным трепетом.

  • Внимательно выслушивайте все вопросы своего «почемучки».
  • Давайте все ответы, на которые вы способны.
  • Если вы сомневаетесь в правильности ответа, укажите на это ребёнку, предложив ему поискать истину самостоятельно или отложить выяснения до более удобного случая.
  • Вместе ищите ответы на вопросы, пользуясь достоверными источниками.

Поверьте, для вашего родительского авторитета гораздо полезнее иногда честно признаваться ребёнку в своей неосведомлённости в том или ином вопросе, чем однажды оказаться в ситуации, когда ребёнок уличит вас в некомпетентности.

Совет 4: Позвольте ребёнку получать свой собственный опыт

  • С восторгом пробежать по луже;
  • скатиться с горки на пузе;
  • лизнуть сосульку —
Хочу всё знать: советов как развивать любознательность у ребёнка

маленький исследователь окружающего мира хочет все пробовать и щупать.

И это естественное состояние ребёнка дошкольного возраста.

Читайте также:  Придут ли месячные, если мама кормит малыша грудью?

Неестественно, когда взволнованные вопросами безопасности, общественной морали или просто утомлённые собственными делами родители на любой детский порыв твердят категоричные:

  • Нет!
  • Не беги!
  • Не кричи!
  • Нельзя, нельзя, нельзя!

Научитесь развивать ребёнка, не подвергая его опасности и не нарушая границы окружающих людей. Это необходимо, чтобы детская любознательность крепла и расцветала, а не угасала под неусыпным родительским контролем.

Совет 5: Заразите примером

Если ваш семейный досуг сводится к посиделкам за компьютером или просмотру телевизора, то ожидать, что ребёнок сохранит детскую любознательность в возрасте более сознательном, — образец оптимизма.

Конечно, вы можете положиться на случай, понадеявшись, что наследник не унаследует вашу лень и отсутствие тяги к знаниям. Но куда эффективнее взять ситуацию под контроль и показать малышу хороший пример.

  • Больше читайте и обсуждайте прочитанное.
  • Используйте все возможности для путешествий (даже если это будет путешествие в тот район города, где вы прежде не бывали).
  • Театры, музеи, выставки, ярмарки прикладного искусства — как можно все выходные сидеть дома, когда вокруг столько интересного, нового, неизведанного и неиспробованного?

Совет 6: Меньше готовых решений

Всё время принимая ответственность на себя, мы лишаем ребёнка необходимости эффективно решать разнообразные задачи, которые то и дело услужливо подкидывает жизнь.

  • Стимулируйте малыша на самостоятельный поиск ответов каждый раз, когда это возможно.
  • Задавайте ребёнку неожиданные вопросы.
  • Позволяйте крохе делать выбор и отвечать за его последствия.

А насколько любознательны ваши дети? Как вы относитесь к бесконечным вопросам и стимулируете познавательную деятельность дошкольника? Нам интересен ваш опыт, поэтому мы с нетерпением ждём ваших комментариев.

Счастливого родительства, друзья!

Понравился материал?

Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей:

Преимущества

Любознательность вовлекает человека в мир открытий, приносит положительные эмоции, освобождает от безразличия, побуждает к действию, расширяет кругозор и позволяет взглянуть на мир без стереотипов. Благодаря любознательности исследователей наука не стоит на месте, в сочетании с трудолюбием это качество даёт непревзойдённые результаты. Любознательность «создаёт» лучших учащихся. Любознательный человек отличается полноценным восприятием и неподдельным вниманием к собеседнику. Для него не бывает скучных тем, в любой из них он отыщет что-то захватывающее.

Не хочешь? Заставим!

Третий пункт вытекает из предыдущего. Что делать, если «этот оболтус» не хочет учиться и делать домашнее задание? Конечно, заставить, ведь сама по себе пятерка в журнале не нарисуется!  

Читайте также:  Грудное молоко – ценнейший продукт для ребенка

Фото: LEGION-MEDIA

Что нужно ребенку, чтобы дальше самостоятельно учиться и зарабатывать?

  • высокий уровень самостоятельности;
  • любовь к обучению и понимание его полезности (повышать квалификацию не ради корочки);
  • умение учиться.

Заставлять что-то делать абсолютно правильно, с точки зрения тактической задачи. Что мы имеем? Он делает домашнее задание, вас не вызывают в школу. Получается, он — идеальный школьник, удобный и для школы, и мамы с папой, а вы — хороший родитель? Нет, а если вы наняли репетитора, который решает вопросы «домашки», то все еще хуже.

Давайте рассмотрим эту ситуацию с точки зрения стратегии для его дальнейшей жизни. Начнем с того, что никаких позитивных качеств «заставление» не вырабатывает. Третий закон Ньютона прекрасно работает и в образовании: «Сила действия равна силе противодействия». Наверняка многие думают, что он вырастет и поймет, что это было важно и нужно. Тем не менее, благодаря привычке заставлять учиться, мы имеем печальную статистику: только 2% людей после 25 лет систематически развиваются и обучаются без принуждения. Соответственно, мы получаем почти стопроцентную вероятность, что ребенок дальше сам учиться не будет никогда! Ценности в образовании он не видит.

В вузе вряд ли вновь удастся заставить учиться ребенка, который получил аттестат для родителей и мечтает больше никогда и ничему не учиться. Но даже законченный вуз не является залогом достойных зарплаты и работы в будущем. Как видите, пользы в такой тактике мало. Для человека важно найти любимое дело, к чему-то стремиться, знать, как достигать целей и постоянно совершенствоваться в профессии. И ничего этого простым «заставлением» вы не добьетесь. 

Выход один — сделать так, чтобы ребенок любил и хотел учиться. Даже если самые деятельные родители лягут костьми и обеспечат детям великолепное образование, качественно работать без самостоятельности и любви к обучению они не смогут.  Через 5–10 лет все знания устареют, потому что мир сейчас меняется очень быстро, и ребенок окажется посредственным исполнителем, повышающим квалификацию из-под палки.