Адаптация к детскому саду: рекомендации для родителей

Когда приходит время отдать ребенка в детский сад, у родителей возникает масса страхов и сомнений. Волнение в этой ситуации вполне нормально, но оно не должно помешать вам помочь малышу привыкнуть к новому распорядку жизни. Во многом то, как пройдет психологическая адаптация ребенка в детском саду, зависит от настроя родителей.

Как проходит адаптация ребенка в детском саду?

Зачем ребенку детский сад?

Решение начать водить ребенка в детский сад принимается взрослыми в силу разных причин. Чаще всего – это необходимость работать обоим родителям, а оставить малыша на целый день не с кем. В среднем около 85 процентов родителей, водящих детей в садик, признают детский сад самым благоприятным вариантом решения проблемы. Другие считают, что дети должны ходить в садик, чтобы не было трудностей в школе, поскольку, с их точки зрения, одна из основных функций детского сада – подготовить детей к школе. Третьи полагают, что детский сад может дать опыт общения со сверстниками.

Когда отдавать ребенка в сад?

Прежде чем ответить на этот вопрос, задумайтесь над тем:

Что должно делать для ребенка дошкольное учреждение? На что бы вы обратили внимание при выборе дошкольного учреждения? Что, с вашей точки зрения, важно для дошкольного учреждения? Игры и социальные мероприятия? Обучение? Наличие и того и другого? Или, может быть, что-то еще?

Помните, что, если для вас детский сад — необходимость, то для вашего ребенка — значительная перемена в жизни.

Для ребенка, привыкшего быть в центре внимания папы и мамы, очень сложно переучиться и привыкнуть к другому укладу, когда двое взрослых приходятся на целую группу детей. Нужно помнить, что ребенок воспринимает других детей в группе как своих братьев и сестер.

Читайте также:  График кормления новорожденного на искусственном вскармливании

Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду?

Вхождение в детсадовскую жизнь – очень трудный и напряженный этап для всех: и родителей, и педагогов, и психологов, и, в первую очередь, для самих малышей. Большинство педагогов и психологов считают, что легче всего протекает адаптация к детскому саду у детей в возрасте трех – трех с половиной лет. В этот период происходит изменение отношения ребенка к родителям и самому себе. Он психологически отделяется от взрослых, с которыми неразрывно связан, начинает во всем себя противопоставлять им. Поступление в детский сад в некоторой степени предоставляет ребенку возможность начать более самостоятельную жизнь, приобрести новый статус.

Кроме того, в этом возрасте ребенок, как правило, уже владеет речью, некоторыми навыками самообслуживания (может есть сам, мыть ручки, самостоятельно пользоваться туалетом и пр.), имеет опыт общения с взрослыми, начинает стремиться к самостоятельности и общению со сверстниками. Для него становятся особо привлекательными игры, рисование, лепка, аппликация, конструирование. Эти особенности помогают педагогам наиболее эффективно помочь ребенку адаптироваться в детском саду.

Тем не менее при попадании в обстановку детского сада у ребенка любого возраста начинается период адаптации, который продолжается 2–3 месяца. У разных детей он может протекать по-разному. Течение периода адаптации зависит также и от того, как родители подготовили ребенка к детскому саду.

Частые болезни

Не удивляйтесь тому, что буквально с первых дней пребывания в незнакомом детском коллективе, малыш будет болеть чаще обычного. И это вполне объяснимо: на общее самочувствие влияет отрыв от родителей, изменения в режиме дня, взаимодействие с другими детьми и их микрофлорой, встреча с незнакомыми бактериями, вирусами. Таким образом, снижение устойчивости к инфекционным заболеваниям у малышей, не что иное, как вполне естественный момент в адаптации, благоприятствующий «тренировке» и укреплению иммунитета. Поэтому отбросьте любые тревожные мысли о том, что: воспитатели «недосмотрели», «оставили детей на сквозняке», «по группе гуляют инфекции», и поэтому ребенок подозрительно часто болеет. Общее ухудшение самочувствия также может свидетельствовать о перегрузке в физическом и психологическом плане, пребывании в стрессе. Можно сказать, что малыш находится в «пограничном состоянии», между здоровьем и болезнью, то есть в ближайшие дни он или, в самом деле, заболеет (если стресс будет ярко выражен), или ничего не произойдет (если родители постараются максимально облегчить стресс).

При этом дошкольное учреждение – наиболее подходящее место, где можно переболеть различными разовыми болезнями (в их числе краснуха и ветряная оспа), ведь эти недуги именно в детском возрасте легко переносятся и «закаляют» иммунитет на всю жизнь.

Как понять, что ребенок уже привык к садику?

Независимо от своей длительности, период адаптации имеет характерные периоды и признаки. Здесь можно выделить три этапа:

  • острый;
  • подострый;
  • завершающий.
Как понять, что ребенок уже привык к садику?

На остром этапе наблюдаются заметные изменения в эмоциях и поведении малыша. Чаще всего это нарушение аппетита и сна. Редко, но все-таки случаются регрессивные явления. При этом ребенок начинает хуже говорить, не успевает в туалет и прочее. Постепенно привыкая к новым условиям, ребенок возвращается к нормальному состоянию. Сначала нормализуются физические функции, затем уже речь и отношения со сверстниками. Это так называемый подострый период. На завершающем этапе малыши полностью осваивают свою новую социальную роль. Они, как и прежде, становятся активными, веселыми и любопытными.

Как происходит адаптация ребенка в саду

Модель комфортной адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду предполагает постепенное приучение. В первую неделю малыша приводят на несколько часов – на завтрак и прогулку. В это время он может познакомиться с детьми и воспитателями, осмотреться в группе.

В дальнейшем ребенка оставляют в саду до обеда, позже – на дневной сон. Если процесс адаптации ребенка в детском саду происходит нормально, после этого малыш может оставаться на весь день.

Адаптация детей при поступлении в детский сад всегда зависит от индивидуальных особенностей, но чаще ее начальный период длится 2-3 недели. В среднем (4-5 лет) и старшем (5-6 лет) дошкольном возрасте, она может затянуться до 4 недель. Полностью адаптироваться к саду малыш способен примерно за 2 месяца, в сложных случаях – за 3-6 месяцев и более.

Как происходит адаптация ребенка в саду

Привыкание происходит в различной форме, но можно выделить типичные виды адаптации ребенка в детском саду:

  • Активную. С первого дня посещения сада малыш нервничает и с трудом расстается с родителями. Такой настрой у него может сохраняться до 2 недель, после чего ситуация постепенно улучшается.
  • Пассивную. Негатив к детскому саду отсутствует, однако дома кроха ведет себя хуже, становится капризным, беспокойно спит, могут появиться запоры. Эти явления проходят по мере привыкания к новым условиям.
  • Отложенную. Некоторое время (от пары дней до 3 недель) ребенок ходит в сад с радостью, но затем следует отказ и истерики. Далее начинается обычный процесс адаптации.
  • Проваленную. Привыкание к группе не происходит, негатив не уменьшается, поскольку нервная система ребенка не справляется с нагрузкой. Если это состояние длится более 2 месяцев, значит, малыш еще не готов к изменению образа жизни или условия этого садика (методы воспитания, группа) ему не подходят. Есть шансы, что адаптация ребенка в новом детском саду или в другой группе пройдет удачнее.
Читайте также:  Развитие грудничка в 6 месяцев: физические навыки и умения