Чем занять ребенка в 2-3 года: развивающие игры и занятия

У родителей малышей должны быть ориентиры, что должен знать ребенок в три года, чтобы вовремя отслеживать правильно ли он развивается. Проверьте, не упустили ли Вы какие-нибудь темы в занятиях с ребенком.

Физическое развитие

Развитие ребенка в 3 года должно быть гармоничным и продуманным, так дети, посещающие детский сад заметно активнее домашних в плане физического воспитания, поскольку имеют больше возможности для подвижных игр. Поскольку для детей движение это жизнь, нельзя ограничивать малышей или сдерживать их активность, напротив, необходимо давать ежедневную возможность совершенствовать свои навыки в игре с мячом, прыгая и бегая на спортплощадке. Хорошо тренирует координацию езда на трехколесном велосипеде или самокате.

Показатели физического прогресса, такие как рост и вес зависят от генетических данных, а так же социальных и климатических условий проживания. Определить насколько малыш соответствует нормам, и нет ли у него дефицита веса или роста, можно с помощью калькулятора физического развития ребенка.

Пол ребенка ЖенскийМужской
Возраст 1 мес2 мес3 мес4 мес5 мес6 мес7 мес8 мес9 мес10 мес11 мес1 год1,5 мес2 года2,5 года3 года3,5 года4 года4,5 года5 лет5,5 лет6 лет6,5 лет7 лет8 лет9 лет10 лет11 лет12 лет13 лет14 лет15 лет16 лет17 лет
Вес при рождении, гр.
Рост при рождении, см.

Понравился калькулятор? Поделитесь ссылкой!Ссылка для форума [url=-rebenka-v-3-goda]Развитие детей 3 лет − что делать родителям, если ребенок пытается стать независимым?[/url] Ссылка для сайта или блога <a title="Развитие детей 3 лет − что делать родителям, если ребенок пытается стать независимым?" href="-rebenka-v-3-goda">Развитие детей 3 лет − что делать родителям, если ребенок пытается стать независимым?</a>

Что должен знать и уметь ребенок в три года

Развитие речи

Трехлетний ребенок умеет:

  • Использовать в речи существительные, прилагательные, глаголы, союзы и наречия.
  • Использовать в активном словаре более тысячи слов.
  • Выучить несколько коротких стихотворений.
  • Слушать и понимать небольшие рассказы без картинок.
  • Отвечать на понятный вопрос.
  • Выражать свои потребности и желания.

Развитие памяти и мышления

В 3 года ребенок умеет:

  • удерживать внимание  в течении 3-4 минут во время игры или при выполнении задания.
  • выучить наизусть короткое стихотворение.
  • находить определенный предмет в группе других предметов.
  • находить по памяти 2-3 предмета.
  • повторять по памяти движения, показанные не более трех раз.
  • складывать целую картинку, разрезанную на 2-4 части.
  • находить несоответствия на рисунках.
  • знать основные цвета, различать предметы по цвету.
  • находить лишний предмет среди однородных предметов.
  • находить сходства и различия между предметами.
  • объединять предметы в пары по заданному признаку.

Математические представления

  • Различать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник), находить предметы соответствующей геометрической формы.
  • Считать до пяти, отвечать на вопрос «Сколько всего?»
  • Знать понятия «Больше-меньше», «столько же».
  • Группировать предметы по цвету, форме, размеру.
  • Определять направление движения от себя (вверх, вниз, вперед, назад, направо, налево).

Представление об окружающем мире

Трехлетний малыш должен знать:

  • явления природы (дождь, снег, ветер, радуга, гром, молния).
  • названия нескольких видов птиц (снегирь, дятел, сорока, воробей, голубь, ворона, сова).
  • названия насекомых (комар, муха, пчела).
  • названия домашних животных (кошка, собака, корова, коза, свинья, лошадь, баран, овца).
  • названия лесных зверей (волк, лиса, медведь, заяц, белка, еж).
  • названия животных, обитающих в жарких странах (слон, тигр, лев, крокодил, жираф, зебра, обезьяна, бегемот).
  • различать диких и домашних животных, понимать разницу между ними.
  • различать деревья, кустарники, цветы.
  • названия цветов.
  • названия деревьев и части дерева (ствол, ветки, листья).
  • названия грибов.
  • различать овощи, фрукты и ягоды.
  • различать время суток: день, ночь, утро, вечер.
  • основные правила дорожного движения.
  • названия некоторых профессий.
  • обобщает группы предметов: одежда, посуда, еда, цветы, животные, деревья, ягоды, фрукты, овощи.
  • из чего сделаны некоторые предметы.

Двигательные навыки

Ребенок трех лет должен уметь:

  • Скатываться с горки.
  • Выполнять простые танцевальные движения.
  • Ловить и кидать мяч двумя руками.
  • Катать мяч по полу, ловить катящийся мяч.
  • Прицельно бросать небольшие предметы в нарисованный круг или обруч.
  • Кататься на трехколесном велосипеде.
  • Прыгать на двух ногах на месте и с продвижением вперед.
  • Спрыгивать с небольших возвышений.
  • Уметь перешагивать препятствия.

Творчество

Ребенок в три года умеет:

  • Правильно пользоваться карандашами, красками и кистью.
  • Рисовать пальчиковыми красками.
  • Рисовать линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные), точки, кружки. Соединять точки или предметы линиями.
  • Правильно держать ножницы и резать ими бумагу.
  • Приклеивать крупные детали аппликации.
  • Лепить из пластилина шарики и колбаски и приклеивать на картинку в заданные места.
Читайте также:  Анализ детских рисунков. Что в них видят психологи?

Приятного Вам общения с малышом!

Понравилось? Расскажите об этой странице друзьям! //

Нервно-психическое развитие ребенка в года

В 3 года ребенок не просто растет и развивается, он буквально «впитывает» информацию, как губка и опытные психологи и педагоги советуют ни в коем случае не упускать этого времени. Именно после 3-х лет можно начинать регулярные занятия по подготовке ребенка к школе, ознакомлению с окружающим миром, изучению иностранных языков или музыки. Многие родители делают большую ошибку, считая, что если они отдали малыша в садик, то больше заботиться о его развитии им не нужно. К сожалению, как показывает практика, большинство государственных и частных детских садов не могут полноценно заниматься развитием каждого ребенка, так что без дополнительных занятий не обойтись.

В этом возрасте ребенок должен свободно владеть речью, причем говорить короткими предложениями, а не отдельными словами. Малыши в 3 года уже могут запомнить стихотворение из 2-4 строчек, знают по именам всех близких родственников, говорят о себе в 1-м лице и называют не только названия предметов, но и дают им краткую характеристику, а также могут сказать, зачем нужен или что делает тот или иной предмет.

Очень важно, чтобы ребенок в 3 года умел полностью сосредотачиваться на одном предмете в течение 3-5 минут, мог сам находить решение проблемы, а не обращался сразу за помощью взрослого.

Дети в 3 года должны уверенно держать в руке карандаш, чертить им прямые линии и окружности, уметь раскрашивать картинки, рисовать красками, резать бумагу по линии, делать простейшие аппликации (с родителями), лепить из пластилина и других материалов.

Мышление ребенка в 3 года тоже сильно меняется – теперь он уже делает выводы из увиденного и услышанного, ищет связи между предметами и явлениями и готов бесконечно доставать родителей вопросами «почему», «как» и «зачем», иногда спрашивая об одном и том же много раз подряд. В этом возрасте дети должны собирать картинки из 2-3 частей, обобщать предметы в группы, находить сходства и различия, а также несоответствия на картинках (конечно, в самых простых вариантах).

На возраст 3 года приходится второй «всплеск» детской самостоятельности – теперь малыш хочет делать все сам и очень сердится, если вы не даете ему самостоятельно одеваться или поправляете результат его труда. Опытные родители советуют не пытаться «переупрямить» ребенка, если конечно, в будущем вы не хотите столкнуться с проблемами бесхарактерности и несамостоятельности у подростка, а заранее выделять время на его попытки все делать самому. Да, в условиях постоянной нехватки времени, сделать это очень сложно, но зато такое поведение может вам сохранить взаимопонимание с ребенком, развить в нем успешность и самостоятельность, а также уберечь свои нервные клетки. Подъем на полчаса раньше по утрам, мысленное увеличение времени на все дела минут на 15-20 и договоренность с ребенком: «в садик мы идем быстро и я сама тебя одеваю, а вот обратно – ты все сам», помогут избежать очень многих проблем.

Социальное развитие ребенка в 3 года тоже делает большой скачок, теперь малыш согласен «впустить» в свой мир и посторонних людей, ему уже не так важен постоянный контакт с мамой и другими близкими, а игры со сверстниками кажутся куда привлекательнее игр с взрослыми. Дети в 3 года охотно наблюдают и взаимодействуют с другими людьми, им уже не хватает общества мамы и родни. В этом возрасте им просто необходимо общение с другими малышами, так как только в обществе сверстников они смогут научиться правилам коммуникации, умению решать конфликты и отстаивать свое мнение.

Чем занять девочку 2-года дома

Оденем куклу к празднику

Прежде всего побеседуйте с малышом о приближении праздника, постарайтесь вызвать у него радостное чувство. Обратите внимание на то, как все готовятся к празднику, как празднично украшены улицы, дома. После предварительной беседы предложите ему взять любимую куклу (или две) и приготовить для нее нарядную одежду, желательно несколько комплектов. Конечно, вы поможете в этом малышу.

Одежда может быть следующей: два сарафана — красный на пуговицах, желтый с завязками на боку. Два платья разного цвета, отделанные разными пуговицами, с карманом и без него. Две кофточки, соответствующие сарафанам, с длинными и короткими рукавами. Банты разного цвета, разной ширины и длины. Пусть ребенок внимательно рассмотрит эту одежду, а потом сам предложит, что надеть. Вы помогаете ему вопросами, советами. Например: «Какой сарафан наденем кукле Нине? Как застегивается? А какой завяжем бант?» и т. д. Все время побуждайте малыша замечать и называть цвет, детали, которыми сарафаны (и другие предметы туалета) отличаются друг от друга. Так же рассмотрите и остальные предметы, вместе решите, что надеть кукле Оле: подберите по цвету кофточку, ленту и т. п. Это развивает вкус ребенка, чувство гармонии и красоты. Здесь же можно решить, что надеть кукле-мальчику. Когда кукла будет одета к празднику, пусть малыш попляшет с ней под знакомую музыку или споет песенку.

Читайте также:  Какая детская смесь самая лучшая для грудничков

Девочка купает куклу

Что делает девочка Оля? В чем Оля купает свою куклу? Зачем здесь ведерко? Что в нем? А что это? (полотенце). Зачем оно Оле? Во что одета Оля? (платье, передник). Зачем ей передник? А как ты будешь купать своих кукол? (перечислить последовательность действий: налью водичку, намылю, смою, вытру).

Девочка укладывает куклу спать

Показав картинку, спросите ребенка: «Что девочка Оля собирается делать с куклой Машенькой после купания? (Уложить спать). Куда Оля положит Машеньку спать? (В кроватку). Покажи, где кроватка? Что на ней лежит? (Подушка, простыня, одеяло). А где сидит Машенька? (На стуле). Оля любит свою куколку?» При любом ответе помогите ребенку сделать вывод: «Да, она ласково смотрит на Машеньку, а Машенька тянет к ней руки. Вот какую песенку поет Оля своим куклам». Баю-бай, баю-бай… Ты, собаченька, не лай. Ты, собаченька, не лай, Мою Машу не пугай!

Девочка причесывает куклу

Что делает девочка? (Причесывает свою куклу). Чем девочка причесывает свою куклу? Покажите двух кукол: Таню (стриженая) и Катю (с косами). Спросите: «Кому, Кате или Тане, ты споешь эту песенку?» (потешку). Расти, коса, до пояса, Не вырони ни волоса. Расти, коса, не путайся,— Маму, дочка, слушайся. Такие небольшие беседы очень важны для развития речи ребенка, для обобщения и уточнения накопленного в быту опыта.

Виды занятий по развитию в младших группах

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), с детьми 1,5–4 лет осуществляется НОД, нацеленная на развитие:

  • интеллекта;
  • эмоционально-волевой сферы;
  • внимания;
  • речи;
  • основных движений;
  • творческих способностей;
  • культурно-гигиенических навыков (КГН);
  • нравственно-патриотических чувств.

На занятиях в ДОУ малыши в увлекательной форме изучают цвета и формы, а также развивают творческие способности

Виды занятий по развитию в младших группах

Эти векторы развития в работе с малышами 1,5–3 лет реализуются на занятиях по:

  • ознакомлению с окружающей средой (1 раз в неделю);
  • развитию речи (1 раз в неделю);
  • формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) (1 раз в неделю);
  • физической культуре (2 раза в неделю);
  • изобразительному искусству, куда входит рисование, лепка и конструирование (по одному разу в неделю);
  • музыке (2 раза в неделю).

Это интересно. Такое распределение часов соответствует требованиям ФГОС и программе «От рождения до школы», принятой за основу в большинстве детских садов в стране.

Во второй младшей группе к перечню занятий добавляется 1 час на конструирование. В остальном же расчасовка будет идентичной. Однако для воспитанников 3–4 лет в учебно-воспитательный процесс могут быть включены часы на занятия:

  • хореографией (1 или 2 часа);
  • с логопедом (обычно это групповые занятия, индивидуальные начинаются в средней, когда весь звукоряд уже сформирован);
  • английским языком;
  • экологическим воспитанием.
Виды занятий по развитию в младших группах

Это интересно. Последние два курса в программе «От рождения до школы» включены в вариативную часть, что позволяет организовать кружковую работу в этих направлениях.

Развивающие задачи для всех видов занятий едины, в зависимости от характера НОД меняется только акцент в работе

Мелкая моторика и игровая деятельность

В три года ребенок способен знать и распознавать геометрические фигуры. Он их выбирает из рисунков, конструктора, озвучивает их названия.

Собирает и разбирает матрешек по размеру.

Складывает пирамидку, содержащую до 9 колец, по размеру, цвету или другому принципу, заданному родителем.

Любит рисовать карандашами, фломастерами, красками. У него хорошо получаются человеческие фигурки с 4-5 частями тела, например, голова, шея, руки, ноги. Озвучивает то, что рисует или нарисовал. Придумывает сюжет, фантазирует. С удовольствием занимается рисованием со взрослыми, дорисовывает не достающие на его взгляд детали. Например, листик цветочку, ветки дереву.

Малышу нравится лепить из пластилина или глины простые предметы, кроме шариков, колбасок и колечек.

Собирает картинку из крупных пазлов, строит башню из 6-8 больших деталей конструктора, которые ставит не совсем ровно друг на друга сам. Склонен к мотивации со стороны родителей к усложнению результата, например, построить стену с несколькими башенками, собрать машинку из конструктора с прицепом.

По предложению мамы или папы складывает небольшие бусины в бутылку с узким горлышком.

Способен к запоминанию букв и цифр, может легко знать счет до пяти.

Рисует разными цветами, в том числе геометрические фигуры. Может знать и писать несколько букв.

Читайте также:  Кризис одного года у ребенка

Любит рассматривать и листать книжки с цветными крупными картинками.

Хорошо вырезает детскими ножницами из бумаги.

Угадывает то, что изображено на рисунке, по увиденному фрагменты, например, хобот, принадлежит слону, брючки – мальчику.

Как должен разговаривать?

Кроха понимает речь окружающих, чётко произносит большинство звуков, строит простые предложения, используя в них предлоги. Длинные слова могут произноситься ребёнком искажённо — «лисипед» (велосипед), ребёнок часто путает порядок слогов — «гамазин» (магазин).

Как должен разговаривать?

Сложность вызывает сочетание 2-х согласных звуков подряд. Малыш просто «разбавляет» их гласной — «зинаю» (знаю). Осваивая новые слова, детки четвёртого года жизни устанавливают закономерную связь между предметами и явлениями.

Так происходит осмысление лексики родной речи, которая состоит из фраз. Предложение включает 3-4 слова: «Я рисую мишку». Часто детки неправильно ставят падежные окончания, говоря, «у меня много конфетов».

Как должен разговаривать?

Артикуляционный аппарат укрепляется: движения губ, языка, нижней челюсти становятся более скоординированными. Если раньше согласные буквы смягчались, то теперь они произносятся крохой правильно: «молоко», а не «маляко». Осваиваются длинные слова: «бутылка», «колобок».

Для этого возраста характерны следующие нарушения звукопроизношения:

Как должен разговаривать?
  • нечёткий звук [ц], [ч’] : «тяй» (чай), «тсыплёнок» (цыплёнок);
  • искажённое произношение шипящих и свистящих звуков или их замена: «нозик» (ножик);
  • отсутствие в речи звуков [р], [л], замена их смягчённым «л»: «вожка» (ложка), ыба (рыба).

В трехлетнем возрасте допустима перестановка и пропуск слогов в сложных словах: «фиолетовый, «здравствуйте», «пожалуйста».

Как должен разговаривать?

Но это не страшно: к окончанию данного возрастного периода недочёты будут преодолены. Трёхлетний малыш пока не в состоянии связно объяснить то, что наблюдал, пересказать полюбившуюся сказку. Детские фразы просты, высказывания не развёрнуты.

Глядя на картинку, ребёнок может лишь перечислить всё, что на ней видит: «Тут котик. Он спит. Котик пушистый». Детки этого возраста легко запоминают стишки и с удовольствием их декламируют.

Как должен разговаривать?

Творческое развитие

Творческие занятия очень полезны для детей раннего возраста. Они развивают художественный вкус, воображение и фантазию, играют важную роль в развитии мелкой моторики и усидчивости. В возрасте 3-х лет дети с удовольствием рисуют карандашами и красками, лепят из пластилина и вместе с родителями делают поделки и аппликации. Могут нарисовать солнышко, облачко, человека, а также простые геометрические фигуры. Рисуя, малыш знакомится с цветами и формой, осваивает различные техники и материалы.

Развитие речи ребенка

Как развивать речь ребенка в 3 года – не такой уж актуальный вопрос. В этом возрасте малыши сами активно пополняют словарный запас из всего, что услышат дома, по телевизору, на прогулке.

Главное – читать малышу сказки или стишки, подробно отвечать на его вопросы или просто рассказывать о природных явлениях, о новых предметах. Так он будет черпать новые слова от вас, а не где придется.

Важно! В 3 года детишки все схватывают буквально на лету. Следите за своим произношением слов, тогда в будущем логопед ребенку не понадобится.

Среднестатистический ребенок:

  • умеет составлять несложные предложения из 5 и более слов;
  • знает около 1,5 тысячи слов;
  • с удовольствием описывает все увиденное;
  • пользуется почти всеми частями речи;
  • склоняет слова при разговоре;
  • пользуется в речи единственным и множественным числом;
  • может выучить и пересказать небольшой стишок или отрывок прозы;
  • умеет рассказывать о том, что было пару дней назад, соблюдая прошедшее время;
  • умеет составить небольшой рассказ о том, что видит на рисунке;
  • ведёт диалог;
  • владеет понятием антонимов (большой-маленький, близко-далеко).

Какие развивающие игры нужны ребенку в года?

Дополнительные занятия помогают ребенку 3-х лет правильно говорить, поэтому важно четко произносить все, даже самые трудные буквы. Учите ребенка задавать вопросы и отвечать на них. Во время любых упражнений используйте наглядность – красочные картинки с тематическими рисунками. Старайтесь развивать память и речь: имитируйте диалог по телефону, обсуждайте смысл прочитанных сказок, запоминайте строчки стихотворений.

Примеры занятий:

Какие развивающие игры нужны ребенку в года?
  • Рисунки по клеточкам. Учат не только считать, но и узнавать цвета, создавать картинки, развивать фантазию и творческое мышление.
  • Игра «бусы». Используйте как настоящие, так и игрушечные или нарисованные бусы, чтобы считать бусинки, передвигать их.
  • Игра «Запомни пару». В ней нужно ребенку найти пару предложенной картинке. Таким образом малыш будет развивать логику.
  • Собирание пазлов. Это творческое, интересное и логическое занятие.
  • Собирание конструктора. Помогает мыслить логически и творчески, создавать конструкции и фигуры.
  • Игра «Найди лишний предмет». Можно использовать картинки или игрушки, задание – убрать то, что не вписывается в логический ряд.
  • Игра «тень». Малышу нужно будет найти необходимые предметы, подходящие контурам.
  • Любые творческие занятия, как лепка, рисование, аппликация, поделки из природных материалов.
  • Познавательные прогулки на улицы с экскурсиями, изучением окружающей среды.

Занятия с ребенком 3-х лет