Динара Селиверстова: Рисование. Первые шаги

С раннего возраста дети интересуются карандашами и красками, пытаются что-то изобразить на бумаге. И нередко родители сразу же начинают учить чадо рисовать что-то конкретное: солнышко, человечка, домик или ёлочку. Бывает, что родители беспокоятся: ребёнок в определенном возрасте «не умеет рисовать» и опять же пытаются научить. Нужно ли это делать? Давайте разберёмся и сначала назовём стадии развития рисунка ребёнка, которые выделил психолог А. А. Смирнов.

Аннотация к книге «Рисование. Первые шаги»

Следуйте советам, приведенным на страницах этого увлекательного пособия, — и вы быстро научитесь рисовать как подвижных веселых рыбок, так и мощные космические корабли. На каждой странице приведено несколько схем, по которым вы легко поймёте, как создается тот или иной понравившийся вам рисунок. Внимательно рассмотрите инструкции и принимайтесь за дело! В первую очередь рисуйте простые геометрические фигуры, а затем добавляйте более мелкие детали. Не спешите сразу делать рисунок цветным, сначала возьмите твёрдый простой карандаш. Позаботьтесь, чтобы он был хорошо отточен. Часто придется работать ластиком, особенно в первое время, но не отчаивайтесь: с каждым разом ваши рисунки будут получаться все лучше и лучше. Когда добьётесь точного воспроизведения контуров, можете смело браться за цветные карандаши и фломастеры. В начале книги вы найдете более простые схемы — геометрические фигурыДля младшего школьного возраста.

Простые приемы обучения детей рисованию

Можно попрактиковать простые виды рисования:

Advertisement

  • Рисование в воздухе. Изображать фигуры можно указательным пальцем или всей ладонью в воздухе.
  • Рисование вдвоем. Мама может водить ручкой ребёнка, в которой он держит карандаш. Малыш наблюдает, вы комментируете процесс и результат.
  • Дорисовывание. На листе изображена часть рисунка или точки, соединив которые, можно получить картинку. Малышу нужно дорисовать недостающие элементы по аналогии с имеющимся на листе изображением или соединить линией точки. Если на рисунке знакомый сказочный сюжет, а вы по ходу дела ведет интересный рассказ, малышу будет интереснее.
  • Нарисуй сам. Подскажите сюжет для картинки, дайте задание малышу, чтобы он сам нарисовал её.
Читайте также:  Готов ли Ваш ребёнок к школе? Тест для родителей

Видео как научить ребенка рисовать

Стадия штрихов и хаотических каракуль

Он может начаться ещё до года (в 9–10 мес.), когда малыш впервые берёт в руки карандаш и понимает, что может оставлять след на бумаге. Он начинается в тот момент, когда ребёнку предложили предметы для рисования и продолжается примерно до двух лет. На этой стадии ребёнок получает удовольствие от того, что он «оставляет след» (причем и в прямом, и в переносном смысле).

Возраст двух лет – это возраст становления «Я» ребёнка. В этот период малыш начинает чувствовать себя субъектом активности, причиной следствий. Соответственно, для ребёнка в этот период особенно важно осознание того, что он может что-то сделать. И рисование – это возможность такого осознания. Ребёнок наслаждается самим фактом того, что он проводит карандашом по бумаге.

Это мало похоже на рисование в нашем взрослом понимании – ребёнок может тыкать в бумагу, не глядя на неё, не соблюдать границы листа. Но это совершенно нормально, так как в этом возрасте ещё не полностью сформировалась зрительно-моторная координация.

Самое важное в этот период – предлагать один лист бумаги и один карандаш (фломастер, краску). Такой подход поможет ребёнку сосредоточиться на оставлении следов, а не на изучении инструментов рисования. Бумагу лучше выбрать большую – размашистые хаотичные движения стандартный лист порой не вмещает. Карандаш должен быть мягким, а фломастер ярким, чтобы ребёнку не пришлось прикладывать дополнительных усилий для рисования.

Чтобы у ребёнка закрепились положительные эмоции, нужно разговаривать с ним и доброжелательно реагировать на первые опыты рисования.

Иногда дети могут переносить свой опыт оставления следов и на другую деятельность. Например, начать так же «рисовать», размазывая еду за столом. На это не следует слишком негативно и эмоционально реагировать, но и не нужно превращать обед в развивающее занятие. Нужно просто помочь ребёнку доесть еду и пойти заниматься другими делами.

Читайте также:  Как делать лечебную гимнастику новорожденному? ЛФК для детей до 1 года

Период хаотичных каракуль очень короткий и быстро заканчивается. Главное достижение ребёнка в это время – опыт, который подсказывает, что оставлять следы – это очень хорошо.

Что могут делать родители в этот период? Дать возможность ребёнку максимально выразить себя, то есть предоставить ему разнообразные материалы для творчества: бумагу, карандаши, краски, фломастеры и т. д. Это всё на данном этапе, что нужно сделать родителям.

Не стоит целенаправленно учить ребёнка рисовать какие-то конкретные предметы — в силу неразвитости моторики ребёнок всё равно ещё не сможет воспроизвести ваш рисунок, да и особого удовлетворения от рисунка он не получит. В этом возрасте детям больше всего интересно марать бумагу, оставляя на ней следы от карандаша или краски.

Правда, родители нередко недовольны тем, что дети порой рисуют на листе всего несколько штрихов и берут следующий чистый лист. Родители же пытаются бережно относиться к ресурсам и не тратить много бумаги. Стоит ли настаивать, чтобы ребёнок изрисовал лист полностью и только потом взял другой? Учитывая возраст юного художника, это затруднительно. Лучше проведите небольшой эксперимент — купите толстый альбом и дайте его ребёнку. Он за один присест изрисует порядка десятка листов штрихами. А на следующий день вы можете снова дать ему тот же альбом. Малыш изрисует какое-то количество чистых листов и порисует на тех, на которых уже рисовал.

Техника с использованием поролоновой насадки

Чтобы смастерить основной инструмент, который будет использоваться при применении такой техники, необходимо взять кусочек поролона, аккуратно его обрезать (лучше сделать его в форме шара) и привязать на кончик деревянной палочки или карандаша. Чтобы краски не смешивались, используйте палитру, поместите туда несколько цветов краски (пусть их самостоятельно определит ребенок). Лучше если это будет гуашь, она более мягкая, использовать ее будет удобно. Обильно намочите поролоновую насадку и приступайте к творчеству! С помощью этой техники можно быстро нарисовать, например, дерево или луг с цветами.

Итак, приступим к рисованию:

  1. ождик. Для этого размашистыми движениями нарисуйте линии, а затем предложите это сделать малышу. Можете предварительно нарисовать тучку, а из нее ребенок нарисует дождик.
  2. следы. Просто мокните пальцы в пальчиковую краску и оставьте след на бумаге. Как правило, малыши с азартом оставляют свои отпечатки пальцев на бумаге. Поставив сразу два или три пальчика, получится след, похожий на след животных.
  3. листья на деревьях. На листе бумаги нарисуйте деревья, а затем попросите ребенка ставить мазки — кисточкой или отпечатки – пальцами, предварительно макая их в краску зеленого или желтого цвета. Причем, листья могут быть везде, не только на деревьях. Предположим, что они опадают и кружатся в воздухе.
  4. заборчик. Покажите карапузу, как рисуются вертикальные палочки, а затем дайте ему возможность нарисовать их самому. Объясните, что это заборчик, за которым прячется собачка, курочки и петушок. Можете поиграть с малышом в игру, выглядывая из–за лиса-заборчика и говоря: «Ку-ку!»
  5. дорожку. Нарисуйте линию и объясните крохе, что это дорожка, по которой бежит зайка к своему домику. Затем предложите дитю нарисовать дорожку – линию (можно не одну) и спросите у него: «Куда и откуда она ведет?».
  6. кольцо или бублик. Расскажите ребенку, что такое кольцо, наглядно показывая кондитерский бублик, обруч для занятий гимнастикой или кольцо из пирамиды. Обратите его внимание на то, что этот предмет имеет круглую форму с отверстием внутри. Затем нарисуйте на бумаге несколько бубликов, а потом попросите малютку повторить эти движения.
  7. лесенку. Многие дети неоднократно видели лесенку или стремянку, поэтому объяснять им: что это такое и для чего она нужна особо не нужно. Просто покажите малышу: как она рисуется! Для этого проведите две длинные вертикальные линии, а потом соедините их короткими горизонтальными поперечными отрезками, расположенными на одинаковом расстоянии друг от друга. Лесенку можно рисовать как карандашами, так и красками любого понравившегося ребенку цвета.
  8. предметы круглой формы. Расскажите почемучке, что предметы бывают разной геометрической формы: круглой, квадратной, треугольной и т.д. Ярким примером круглой формы могут быть шарики, мячи, апельсины и многое другое. Попросите малыша нарисовать круг! Не беда, если он получится не совсем правильной формы, главное, чтобы он понимал: что он рисует.
  • насекомые на основе круга. Это может быть жучек, туловище которого круглое, а по бокам торчат маленькие лапки или же божья коровка, спинка которой украшена черными точечками.
Итак, приступим к рисованию:

Как видите, можно рисовать множество несложных предметов!

Читайте также:  Имена для мальчиков и девочек рожденных в декабре 2020 по святцам

Главное проявить смекалку и подключить фантазию, и вы придумаете массу интересных идей. Чтобы приучить ребенка к художественному творчеству.

Итак, приступим к рисованию: