Играем дома: топ-12 игр для праздничного семейного досуга

Родители очень часто заблуждаются, когда думают, что ребенку интересно играть своими игрушками в одиночку. Но, как показывает жизнь, дети стремятся не только подражать своим воспитателям, но и делать любые взрослые дела совместно с родителями. Таким образом ребенок не только играет с ними, но и формирует умения новой жизни. Какие мы знаем совместные игры для детей и родителей?

Совместные игры для детей и родителей: великое разнообразие

Многообразие настольных игр позволяет играть не только детям, но и взрослым. Так, настольный теннис, шахматы, нарды, карты и прочие развлекают два разных поколения людей. Есть настольные игры-ходилки, в которых игроки бросают кубик и делают ходы своими фишками. Как правило, дети очень любят подобные игры. Не редко, в них развивается какой-то сюжет.

Деткам помладше будет интересно детское лото, о многообразии которого написано в этой статье.

На природе обязательно поиграйте с детьми в подвижные игры: футбол, волейбол, баскетбол и другие. Они также позволят ребенку освободить свою энергию, а родителю размять свое тело.

Различные хобби отца и матери также могут заинтересовать вашего ребенка. Например, возьмите мальчика на рыбалку или охоту, пусть он попробует какие-то простейшие действия вашего занятия. Или девочке предложите бисер, из которого она сможет сделать себе красивый браслет.

Многие ребятишки обожают собирать паззлы — ещё одно отличное совместное занятие. Кроме того, паззлы развивают логические мышление, внимание и память.

Специально для своих читателей нашла большую подборку паззлов на любой вкус и кошелек). Выбирайте, заказывайте своему малышу самые интересные и красочные!

Любые домашние дела также очень интересны детям. Занимаясь уборкой по дому, дайте веник малышу, чтобы он подметал. Во время готовки еды, дайте ребенку возможность помять приготовленное тесто. Не стесняйтесь попросить ребенка помочь вымыть посуду. Ну и что, что малыш будет мокрым с головы до пят? Ведь это такая увлекательная совместная игра с мамой!

Друзья, поделитесь статьей в соцсетях! Не будьте жадными — нажмите кнопочки, расположенные ниже). А также расскажите в комментариях — какие совместные игры для детей и родителей прижились в вашей семье?

Роль игры в воспитании дошкольников.

В дошкольном возрасте дети уделяют много времени забавляясь с игрушками. Взрослым очень важно выбирать качественные игрушки по возрасту, участвовать в сюжетно — ролевых играх, давать возможность выбора занятий. Современные родители воспитывают детей дошкольного возраста в игровой форме. В детских дошкольных учреждениях воспитатели все чаще обращаются за помощью к обучению через увлекательные задания.

Родителям необходимо организовывать уголки парикмахерской, кухни, строителей, пожарных и другое. Детям очень нравится пробовать взрослые профессии”:

  • исполняя роль врача в больнице, малыш развивает такие чувства как сострадание, желание помочь товарищу, умение выслушивать;
  • пожарники придают мальчикам уверенность в себе, учатся работать в команде;
  • любимая всеми девочками дочки — матери” несет в себе огромный потенциал для развития женственности. Подобные игры уже многотемные: куколку нужно покормить, погулять, отвести в сад, а маме сходить в магазин и выполнить другие важные домашние дела.

Благодаря играм, дети освобождаются от напряжения, страха, агрессии. Войдя в роль, маленький исследователь может понарошку” делать запрещенные в реальности вещи (делать укол, тушить пожар). Роль игрушек в детских играх безусловно велика. Психологи сделали вывод, что детям интересно играть не с готовой игрушкой, а с так называемыми заменителями”. Мальчишки во дворе часто стреляют” из палочек, веточки поменьше используются как шприц для укола, про коня — палку вообще можно не рассказывать. Таким образом развивается фантазия, умение занять себя и привлечь товарищей. Конечно, дома у девочек есть набор посуды и больницы, а мальчики работают” инструментами.

Детям необходимо организовать место и время для игр. Организуйте детский столик со стульчиком, за которым малыш сможет рисовать, лепить. Садовским детям допускается проводить время за развлечениями по вечерам после сада. Игра ребенка воспитывает в нем ответственность, ведь только самый чуткий врач или механик может понять, что болит у куклы или почему заглох трактор.

Выводить сына или дочь из игры не следует резко, грубо. Попробуйте подыграть и предложите малышу отвезти машины в гараж или уложить куклу в кроватку, чтобы , дети повторяют увиденное в реальности. Не всегда содержание несет в себе положительную атмосферу, часто малыш переносит из жизни отрицательные моменты.

В дошкольном возрасте дети нуждаются в совместных играх. Взрослые направляют, подсказывают, задают наводящие вопросы. Важно не указывать как нужно себя вести в той или иной ситуации, а тактично направлять. Дошкольник так проявляет самостоятельность, заботу, творческое видение. Поиграйте с малышом в магазин, предложите ему расставить товар, поинтересуйтесь о наличии того или иного продукта.

Читайте также:  Дошкольное Развитие Ребенка от 3 до 7 лет

Настольные игры для семьи с детьми от до лет

«Ходилки»

Что может быть лучше: кидай кубик и двигай фишки! Этот простой принцип могут усвоить совсем малыши, а если настолка красочно оформлена (например, с любимыми персонажами мультфильмов), не имеет сложных замысловатых правил, то играть в неё будет не скучно даже самому проворному непоседе, которому не сидится на месте. Понятно, что такие игры не требуют особых знаний и умений, а победителем становится более везучий участник.

Несмотря на простоту, игровой процесс учит ребенка счету, внимательности, умению с достоинством проигрывать и побеждать. Даже самым занятым родителям будет не сложно составить ребенку компанию.

«Ходилки» бывают как отдельно оформленные, так и в виде книг-сборников из нескольких игр с причудливыми фишками, либо карточками. Также хочется выделить подобные объемные варианты настолок, где дорожка, по которой путешествует игрок, сделана в виде какого-либо объекта.

В качестве примера в данной возрастной категории служит интересная настольная игра для детей «Кролики и норы»: участник тянет карту, на которой указывается количество необходимых ходов от 1 до 3, либо карта с морковкой, обозначающая поворот колеса. При прокручивании игрового поля на тропинках открываются «норки» в новых местах, часть зайчиков падает и начинает гонку сначала, а самые везучие вырываются вперёд. Тот, кто первый доберется до центральной морковки — победил.

© Настольная игра «Кролики и норы»

На подобном принципе построено много игр на любой вкус и кошелек, отличающихся лишь оформлением и некоторыми нюансами правил, но хотя бы одну такую точно стоит иметь в своем арсенале.

Домино

Для малышей выпускают домино с картинками (например животных), которые ребенок, не знающий счета, сможет без проблем соединить. Для детей постарше подойдет классический вариант. Такая игра уже носит более обучающий характер и заставляет подумать для того, чтобы одержать победу.

© Детское домино «Умка»

Если ребенок уже хорошо знает цифры, то для закрепления навыка и проработки концентрации внимания подойдет игра в лото. Для самых маленьких разработаны аналоги с яркими изображениями вместо обычных бочонков. Существуют даже лото-ассоциации, когда нужно не просто поставить точно такую же картинку на свою карточку, а предварительно подумать, что к чему относится. Например, изображению кита будет соответствовать океан, а Деда Мороза нужно поместить на карточку со снегом и сугробами и так далее.

© Деревянное лото «Транспорт»

Как воспитывать ребенка, чтобы не навредить ему?

Ваш ребенок является уникальным. Он не похож ни на кого, в том числе и вас. Ребенок не является вашей копией, поэтому нельзя требовать от него реализовать написанный вами жизненный сценарий.

Ваше чадо – это самостоятельный человек, со своими достоинствами, недостатками, способностями, желаниями и предпочтениями. Предоставьте ему право выбора во всем. Пускай он сам принимает решения в ответственные моменты. Делайте упор на его сильных сторонах и положительных качествах. Принимайте его таким, каким он есть.

Главный совет – любовь и доверие

Не стесняйтесь своей любви к ребенку и ее демонстрации. Не надо бояться, что вы «залюбите» его.

Он должен чувствовать в вас надежную опору в жизни и понимать, что вы его поддержите в любой ситуации. Старайтесь как можно чаще брать ребенка на колени, смотреть ему в глаза, обнимать и целовать. Ласка является лучшим методом поощрения.

В тоже время не допускайте вседозволенности в воспитании. Необходимо чтобы в вашей семье были установлены некоторые рамки и запреты, которых вам нужно строго придерживаться.

Совет №1 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

Перед тем как наказывать остановитесь, и подумайте, а действительно ли ребенок сейчас заслуживает наказания. Ведь сначала можно попробовать решить вопрос с помощью ласки и просьбы. Если же наказание действительно является мотивированным, то не обходимо четко объяснить причину наказания.

Не забывайте, какую огромную роль в жизни ребенка исполняет игра. Именно в игровых моментах можно передать малышу все что, ему необходимо знать. Именно с помощью игры можно рассказать малышу о жизненных ценностях и приоритетах. Игра помогает детям и родителям лучше понимать друг друга.

Совет №2 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

Необходимо не забывать о значении общения с ребенком, старайтесь делать это как можно чаще. Научите ребенка, выражать свои чувства и эмоции. Это поможет ребенку в понимании других людей и своего поведения.

Читайте также:  Как вылечит поллиноз народными средствами

Стиль вашего отношения к ребенку сказывается не только на поведении ребенка, но и на его психическом здоровье. Если ваше чадо чувствует негатив к себе, это может вызвать проявления скрытой агрессии.

Совет №3 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

Помните, что от того как вы общаетесь с ребенком зависит его умение сопереживать другим, чувствовать эмоции как положительные, так и отрицательные. При общении с ребенком, помните, что процесс коммуникации требует понимания своего собеседника, его чувств и эмоций.

«Порядковые» игры

Лучшие развлечения для семейного праздника. Всем домочадцам известны правила общежития: для каждой общей вещи — строго своё место и положение! Для каждой личной вещи тоже своё место и положение в личном пространстве! «Порядковые» игры — это интригующие домашние семейные игры, которые заставляют домочадцев уделять больше внимания совместному быту.

Не в порядке

Определите зону игры и количество вещей, места или положение которых будут изменены. Далее установите время, за которое необходимо найти эти изменения. Жребий выбирает начинающую команду (или игрока). Начинающая команда удаляется из зоны игры. Оставшиеся участники меняют привычное местоположение общих вещей (например вазу переставляют на другое место, или выкладывают мыло из мыльницы где-то рядом, или переворачивают кверху ногами обувную полку…) После этого испытуемая команда ищет вещи, которые «не в порядке»! Игра повторяется несколько раз. Выигрывает команда (игрок), которая найдёт большее количество изменений.

Самый порядочный

Собравшись вместе семья обходит свои владения и находит чьи-то личные вещи не на своём месте. Выигрывает тот, чьих вещей найдено меньше всего или не найдено вообще. В качестве приза, можно устроить ухаживание всей семьёй за победителем во-время ужина.

Порядочный дом

Вся семья составляет список обязанностей по семейному быту в соответствии с алфавитом, сколько вспомнится. Далее каждому занятию приписываются имена членов семьи, постоянно выполняющих эти обязанности.

Примеры

  • В — водит в школу — Дедушка Коля
  • Г — готовит — Мама Маша, Бабушка Оля, Бабушка Нина
  • Д — делает зарядку — Папа Серёжа, Мама Маша, дядя Миша, тётя Ира
  • Ж — жарит шашлык — Папа Серёжа, Дядя Миша, Дедушка Слава
  • З — звонит по телефону — Папа Серёжа, Мама Маша
  • И — играет в бильярд — Папа Серёжа
  • К — консервирует — Мама Маша, Бабушка Оля, бабушка Нина
  • Л — ловит рыбу — Папа Серёжа, Дядя Миша, Дедушка Слава, Бабушка Нина
  • М — моет посуду — Мама Маша, Бабушка Оля, Полинка
  • Р — рулит — Папа Серёжа
  • С — стирает — Мама Маша
  • Х — ходит в садик — Кирилл

Выигрывает тот, чьё имя встречается чаще всего. Победили папа с мамой?! Это очень полезные конкурсы для родителей и детей!

По — порядку

Семья делится на два клана, по — желанию или жребием выбирается ведущий. По его команде кланы должны правильно построиться. Команды бывают как простые, так и сложные. Главное, чтобы они были оригинальными.

Примеры

  • построиться по возрасту «от мала до велика»
  • по старшинству
  • становись по первой букве в имени бабушки по папиной линии

За кланом, который ошибся или опоздал записываются штрафные баллы. Чтобы участники игры не расслаблялись и не затягивали конкурс, ведущий может давать время на построение, например, громко считать до 10. Эта игра настолько захватывающая, что вызывает массу споров, смеха и ошибок. Сами конкурсанты начинают путаться в своих же датах, размерах и именах! Очень забавное и одновременно познавательное состязание! Например, после команды «по обхвату талии» народ долго меряется, начинает хохотать и в результате ошибается. Зато маленькие члены семьи могут узнать, что их прадедушку звали Федот, а прабабушку Ефросинья… Если в командах ведущего будут длинные запутанные фразы, то их необходимо повторить громко и четко 2 раза, а потом начинать отсчёт.

Развитие речи у детей с помощью дидактических игр

Кошки — мошки.

Придумывайте про стихи четверостишия, где рифмуется знакомые ребёнку слова, например, кошка – картошка, мышка — малышка, кусать — бросать, кружить — дружить, и так далее.

Беленькая кошка К вышла на дорожку

Прилетела мошка Укусила кошку.

Прилетела муха, Я села мне на ухо.

И щекочет ушко Озорная мушка.

Как у нашей свинки Жесткая щетинка.

Мы погладим свинку По колючей спинке.

Ча-ча-ча.

Придумываете простые рифмованные строчки, проговаривая их или напевайте во время игры, на прогулке, во время купания. Вскоре ребенок запомнит и научиться заканчивать фразу словами в скобках.

Ча-ча-ча- (мы увидели грача);

Чу-чу-чу- (на приём идем к врачу);

Жа- жа -Жа- (мы увидели ежа);

Читайте также:  Как извиниться перед любимой бабушкой: способы добиться прощения

Цу-цу-цу — (мы поесть несём птенцу);

Ла-ла-ла- (у гусей по Два крыла);

Ко-ко-ко – (не ходите далеко);

Ом-ом-ом – (мы найдём красивый дом);

Ух-ух-ух- (загоняй коров пастух);

Ра-ра-ра- (дождик капает с утра);

Бы-бы-бы- (выросли в лесу грибы);

Ай-ай-ай – (жук скорее залетай);

Ой-ой-ой – ( нам пора идти домой).

Курица.

Для игры вам потребуется:

  • Картинки с изображением курицы, петуха, цыплят.

Покажите малышу картинку. Объясните, что это куриная семья. Курица-мама, петух — папа, цыплята-дети. Вспомните, как кудахчет курица, кукарекает петух и пищат цыплята.

Обратите внимание ребенка, что курица и петух покрыты перьями, а цыплята жёлтые нежным пушком. «Посмотри, маленькие цыплята похожие на желтые пушистые комочки».

Покажите малышу, как ходит петух в-пройдитесь по комнате, заложив руки за спину, подняв голову, высоко поднимая ноги в коленях. Попросите ребенка походить также, похлопайте крылья-руками, прокукарекайте. Поиграйте в курочку. Затем бегайте и пишите, как цыплята, поклюйте пальчиками зёрнышки.

Почитать ребенку русские народные потешки:

Вышла курочка гулять, Свежей травки пощипать, А за ней ребятки-желтые цыплятки, Ко — ко – ко, ко – ко-ко не ходите далеко! Лапками гребите зернышки ищите.

Кто в домике живёт?

Для игры потребуется:

  • Картинка с изображением собаки.
  • Картинка с изображением щенка.
  • Картинка с изображением кошки.
  • Цветные кубики.

Покажите ребёнку картинку с собачкой и спросите: «Кто это? «Прокомментируйте, как разговаривает собака: «гав-гав.» Ребёнок должен сказать, что это лает собака. Попросите детей или ребенка продемонстрировать, как лает щенок.

Щенок — это маленькая собака поэтому лаять будет тише. Дети должны повторить звукосочетания гав-гав 3-4 раза. Покажите ребёнку изображение кошки. Просите детей: «Кто это, кто говорит мяу — мяу.» Ребёнок должен ответить, что это за животное.

«Пошли зверушки домой» картинки убираются за цветные кубики. Отгадайте кто в этом домике живет. Вы произносите звуки, которые поминают лай собак: «гав-гав. » Дети должны ответить — это собака она гавкает. Тоже самое продемонстрируйте с карточкой кошки.

Игра помогает познать животный мир, а также тренирует речевой аппарат ребенка к произношению разных звуков.

Необычная песенка.

Суть игры в том, чтобы ребёнок распевал гласные звуки на мотив любой знакомой ему песенки. Вы говорите: «Однажды жуки бабочки и кузнечики поспорили кто лучше всех поёт песенку. первыми выступили большие толстые жуки они важно пели О-О-О. » Ребёнок пропевает любую мелодию со звуком О.

Затем вы говорите: «Затем выпрыгнули бабочки, они звонкой весело запели песенку А-А-А.» Ребёнок исполняет туже мелодию, но со звуком А. За тем вы говорите: «Последними вышли музыканты кузнечики, они заиграли на скрипочках И-И-И.» Ребёнок напевает ту же самую мелодию на звук И. И тут на полянку вышли все и начали распевку со словами, и сразу же все жучки бабочки кузнечики чтобы поняли что лучше всех поёшь только ты.

Громко тихо.

Цель этой игры научить ребёнка менять силу голоса: говорить, как громко, так и тихо. Воспитание умения менять силу голоса.

Развитие речи у детей с помощью дидактических игр

Для игры нам потребуется:

  • Парные игрушки разных размеров, 2 машинки, большой и маленький барабан, большой и маленький самолёт.

Показывайте ребенку 2 машинки и говорите: «Когда едет большая машина, она подаёт сигнал громко: «би-би». Как подаёт сигнал большая машина? «Ребёнок громко произносит: «би-би». Вы продолжаете: » А маленькая машина сигналит тихо: «би-би-би». Как сигналит маленькая машина? «Ребёнок тихо произносит: «би-би».

Убираете обе машины и говорите: «Сейчас будь внимателен, как только поедет машина, ты должен подать сигнал, не ошибись, большая машина сигналит громко, а маленькая тихо». Аналогично обыгрываются остальные игрушки.

«Сюрприз в свертке»

Для этой игры необходим один человек для включения музыки и команда, которая будет сидеть на полу в круге.

Для игры возьмите какую-то небольшую игрушку, сюрприз или интересную сладость (ребенку не показывайте) и завертите в десяток бумажек, каждый слой бумаги склейте скотчем.

Включите музыку и под нее передавайте этот бумажный ком с подарком по кругу. Как только музыка остановится, человек, у которого в руках оказался сверток, открывает его верхний слой, затем музыка включается и он опять ходит по кругу.

Чем меньше слоев остается на свертке, чем меньше ребенок хочет передавать его и делает это медленно, поэтому игра подогревает интерес. В конце игры тот, у кого в руках оказался подарок в последнем слое упаковки, открывает его и забирает себе.

Но, чтобы детям было не обидно, поддавайтесь, или приготовьте для всех небольшие сюрпризы.

10 игр для развития социальных навыков ребенка