Как научить ребенка цветам?

Интеллектуальный потенциал ребенка закладывается в утробе матери. Направленность его развития определяется в первые годы жизни. От родителей зависит, что малыш знает и умеет в ясельном возрасте. Поэтому их часто интересует вопрос, как научить различать цвета детей.

Игры на различение цвета

  1. Выберите два цвета, которые друг от друга существенно отличаются. Для начала, лучше всего зеленый и красный. Выберите однотонные игрушки, по 3-4 для каждого цвета и цветную бумагу тех же цветов. Вместо бумаги можно использовать коробочки или пластмассовые миски. Главное, чтобы оттенки одного цвета максимально совпадали. Поставьте перед малышом 2 коробки и высыпьте игрушки. Покажите, что их нужно разложить по цветам. При этом обязательно акцентируйте внимание на название цвета. Когда с двумя цветами ребенок будет справляться безотказно, можно добавить еще один или даже два цвета. Таким образом переходите все к большему количеству красок.
  2. Если у вас сложилось впечатление, что ребенок может уверенно различать цвета, то переходите к следующему этапу. Это можно делать уже после освоения первых двух цветов. Постоянно просите его показать где он видит этот цвет. Например, если вы учили красный и зеленый, просите принести или показать ему красные носочки, зеленую шапочку и так далее. Рассматривая картинки в детских книжках тоже обращайте его внимания на краски: а что здесь красное? А где на картинке зеленый мяч?
  3. Закрепление названий цветов в художественном творчестве. Лепка из пластилина и рисование очень помогают закрепить названия цветов. Не случайно рисование в логопедии используется практикующими специалистами в системе коррекционной работы. Используйте лишь небольшое количество основных цветов и всегда четко говорите, что происходит. Например, Даша рисует зеленую травку и красный цветок. Давай, мама нарисует яблоко, какое ты хочешь — красное или желтое? Каким цветом мы нарисуем солнышко?
  4. При обучении цветов могут быть очень полезными фломастеры с крышками того же цвета. Снимая и надевая колпачок, малыш будет непроизвольно искать правильные пары.
  5. Старайтесь, насколько это возможно, употреблять названия цветов в общении с ребенком. Подай мне синюю, вытри ручки красным полотенцем, Наденем желтые носочки и так далее. Точно также, если ребенок просит что-то, уточняйте: налить в желтую чашку? Дать синий кубик? играешь с красной машинкой?
  6. Дифференциация по цвету. Метод актуален для детей 3-4 лет. Предложите малышу расставить игрушки по отдельным полочкам в зависимости от цвета. На начальном этапе можно помочь, проговаривая принцип расстановки предметов.

Как научить ребенка цветам: общие рекомендации

Безусловно, любая информация лучше всего усваивается ребенком в игровой форме. Однако не следует забывать и об обычном разговоре с малышом. Если к трем годам карапуз не научился различать цвета, вам предстоит основательная работа. А вообще начинать знакомство с базовой палитрой можно уже по достижении 5-6-месячного возраста. Если же кроха начал говорить, самое время приступить к занятиям. Не знаете, как научить ребенка цветам? Для начала рассмотрим ключевые рекомендации специалистов:

  • Правильно строим фразы. Нередко родители, указывая, к примеру, на мяч, говорят: «Красный мяч». Но ведь мяч может быть не только красного, но и зеленого, синего цвета, верно? Следовательно, преподносить малышу информацию в таком виде не совсем корректно. Более правильно будет сказать: «Это мяч, он красный». Другими словами, нужно подчеркнуть, что именно этот мяч красный, а не все мячи красного цвета. У детей очень развито ассоциативное мышление, и не стоит вносить путаницу в их логику;
  • Осваиваем цвета постепенно. Не распыляйтесь на весь спектр сразу: приступать к изучению следующего цвета можно лишь тогда, когда малыш хорошо выучит предыдущий. По мнению специалистов, обучение лучше всего начинать с красного, затем можно познакомить ребенка с синим, зеленым и желтым цветом. После того как кроха усвоит базовый набор, можно приступать к изучению дополнительных оттенков;
  • Проводим «цветной» день. Что это значит? Весь день родителям следует посвятить выбранному цвету. Как мы уже упоминали, первым должен быть красный: с утра надули красный шарик, надели красную футболочку, скушали на завтрак красные ягодки. Досуг можно посвятить рисованию. Предложите малышу нарисовать домик красного цвета. «Какой карандаш нам понадобится? Правильно, красный! Ты раскрасишь красным цветом крышу, а я – двери и окошко. Смотри, получился домик. Если у него красная крыша, окно и двери, то какой он? Точно, красный!» – и далее в том же духе. Можно попросить кроху показать рисунок близким и рассказать, какого он цвета;
  • Запасаемся терпением. Процесс обучения ребенка цветам является длительным, поэтому не подгоняйте его во время занятий – дайте время подумать. Однако подсказывать тоже необходимо; делайте это терпеливо и доброжелательно. Все малыши разные, и если для одних родителей вопрос о том, как научить ребенка цветам, решается быстро и без проблем, то другие могут столкнуться с серьезными трудностями на этом пути.
Читайте также:  Гигиена новорождённой девочки: особенности ухода за половыми органами

Как научить ребенка различать цвета

Для начала родителям стоит научиться правильно строить сами фразы. Без сомнения, очень часто родители, когда показывают на яблоко, говорят: «яблоко оранжевое». Но ведь яблоко еще может быть не только оранжевым, но и зеленым, красным или желтым, ведь так? Поэтому, когда станете ребенку доносить подобного рода информацию, то лучше фразы использовать другие.

К примеру, говорите так: «Это яблоко, оно красное». Другими словами, конкретно подчеркнуть то, что красное именно это яблоко, а не все яблоки, бывают только красными. У детишек развито отлично ассоциативное мышление, и поэтому важно не вносить путаницу в их логику.

Цвета нужно познавать постепенно. Сразу изучать весь спектр цветов не нужно. Сначала хорошо следует изучить и запомнить только один цвет, после этого стоит приступать изучать другой. Специалисты рекомендуют начинать изучение цветов с красного цвета. Потом в такой последовательности: синий, зеленый и желтый. Если малыш хорошо их освоил, то можно познакомить его с дополнительными цветами.

Родителям можно объявить такую игру, как: «день цвета». Что это может означать? Значит, это то, что родителям целый день нужно выделить конкретно для одного цвета. Как уже говорилось, лучше начать с цвета — красного. Например, утром надуйте воздушный шарик красного цвета, наденьте малышу красную футболку или шортики, пусть ребенок съест красные ягодки или овощи. Затем ребенку предложите порисовать.

Скажите, чтобы он изобразил на листе бумаги красный домик. Спросите ребенка: «Какой карандаш нужно нам для этого взять? Конечно, красный! Ты красным цветом покрасишь крышу, а я дверь. Вот и домик красный получился. Если у домика красная крыша, дверь и окно, то он весь какого цвета? Правильно, красный!» И потом в том же духе. Пусть малыш покажет бабушке и дедушке свой рисунок и расскажет какого он цвета.

Как научить ребенка различать цвета — родителям следует запастись терпением, ведь ребенка во время занятий подгонять нельзя. Пусть он некоторое время подумает. Но не подсказывайте ему. Учить ребенка цветам нужно доброжелательно и терпеливо. Все дети разные, и для одним родителям просто научить ребенка различать цвета, а другим намного сложнее.

Как научить ребенка различать цвета в форме игры

В какие можно поиграть с ребенком в игры, которые помогут ему освоить разные цвета намного быстрее? В такие игры играть смогут даже малыши, которым полтора годика.

Игра «цветы и бабочки». Чтобы поиграть с ребенком в такую игру, нужно вырезать из картона, большие цветочки, которые будут четырех цветов: синего, зеленого, желтого и красного. Еще для игры нужны также бабочки, тоже четырех основных тех же вышеназванных цветов. Попросите ребенка бабочек посадить на цветы того же цвета, какого они сами.

Можно при этом говорить такие слова: «Летела-летала зеленая бабочка и вот, села на зеленый цветочек». Когда ребенок всех бабочек рассадит на цветочки соответствующего цвета, то задание следует сделать более сложным. Например, скажите ребенку, чтобы он посадил красную бабочку посадить на синий цветочек.

Еще есть игра «строитель». Вырежьте из цветного картона частички для домика: крышу и квадратную основу коробки. После чего следует домики сложить, не подбирая по цвету детали. После этого попросите ребенка правильно сложить домики, то есть, чтоб и крыши и основа домиков были одного цвета.

Поиграйте еще в такую игру, как «веселый светофор». Из цветного картона вырежьте круги красного, зеленого и желтого цветов. Правила игры такие: когда мама показывает кружок красный ребенку, то он должен стоять на месте, когда желтый – то на месте подпрыгивать, а если зеленый, то бежать. Заодно и о правилах, как вести себя на дороге можно поговорить!

Еще игра, которая поможет ребенку освоить цвета, такая: «разноцветная уборка». Попросите ребенка помочь убраться в квартире. Только уборка будет эта не простая, а разноцветная. Сначала в любую корзину для игрушек или белья пусть ребенок соберет предметы, имеющие один цвет. В корзину можно положить красный мячик, красный маркер, красную кофту и так далее убрали все красные вещи? Можно приступить к уборке зеленых вещей.

Игры, похожие на эти, можно придумать и самим. Только не ленитесь и каждый день им уделяйте, хотя бы минут двадцать. Если попросить помощи у своей фантазии, то вопрос наш — как научить ребенка различать цвета — весело и интересно решится!

Постоянные ошибки цветоопределения

Как научить ребенка различать цвета безошибочно? В отдельных случаях попытки развития восприятия и узнавания цветов терпят поражение. Малыш склонен путать названия палитры, забывать их. Причины возникновения такой забывчивости заключаются:

  • разница в темпах развития – кто-то воспринимает обучение с легкостью, другому оно просто не дается;
  • позднее начало обучения – если начать изучение цветов в 2,5 года, то не стоит требовать от малыша мгновенных результатов – у остальных детей на это образование ушло несколько лет;
  • попытки сравнения – если чаду постоянно повторять, что соседский ребенок умнее, лучше – он начнет отрицать любую информацию со стороны взрослых, замкнется в себе;
  • дальтонизм – заболевание исключительно мужского пола, определяющееся в периоде обязательного цветообучения, спектр искажения может распространятся от красно-зеленой слепоты до сер-белого восприятия.
Постоянные ошибки цветоопределения

Родителям следует усвоить, что нельзя сравнивать детей одного и того же возраста – каждый малыш – индивидуальная личность. То, что он не воспринимает цвета не значит, что он не будет легко обучаем в других развивающих программах.

Читайте также:  Аптечка в автомобиле: все, что нужно знать

Вопросы-ответы

  • Кто такой логопед?

    Логопед – педагог, учитель, наставник для вашего ребенка. Мы, логопеды, не только ставим звуки (хотя и делаем это мастерски), но и развиваем связную речь, учим различать звуки, развиваем мелкую моторику, обогащаем словарный запас и многое другое! И, конечно, с удовольствием обучаем грамоте Вашего малыша.

  • Когда ребенок должен начать говорить?

    Примерно с шести — семи месяцев ребенок начинает лепетать, а затем и произносить отдельные слоги. Первые слова дети начинают говорить в возрасте около года. Это простые слова: «мама», «папа», «баба», «дай», а также всевозможные звукоподражания, например, «би-би», «ко-ко», «му».

    К 1,5 годам в активном словаре ребенка насчитывается около 30-40 слов («ав-ав», «ту-ту» — это тоже слова!)

    К 2 годам — 200-300 слов (существительные, обозначающие предметы игровой и бытовой тематики, а также глаголы, обозначающие простые действия)

    Возраст 2 лет включает в себя период и 2 года 1 месяц, и 2 года 11 месяцев. За промежуток в 10 месяцев малыш может как раз научиться говорить эти требуемые 200 слов. При условии, конечно, что вы ему в этом поможете.

  • Когда следует начинать занятия?

    Еще несколько лет назад была четкая граница, определяющая «когда надо» идти к логопеду и «когда рано» идти к логопеду. Чаще всего специалисты работали с детками после 5 лет. Что мы видим сегодня? Всё чаще приходят родители с малышами, которым недавно исполнился год, кому-то два. Безусловно, в этом возрасте ни о какой постановке звуков и речи быть не может, но и работа логопеда – это не только коррекция звукопроизношения.

    Здесь как нельзя лучше применим девиз: «Лучше предупредить, чем лечить». Не стоит ждать 3,4,5,6 лет ребенка, чтобы посетить консультацию логопеда.

    Календарь посещения логопеда

    1. Первое посещение логопеда должно произойти еще до 1 года, чтобы выявить такие особенности, как: обильное слюноотделение, укорочение подъязычной уздечки; обследует строение артикуляционного аппарата, реагирование на речь.
    2. В возрасте 1 года — логопед оценит развитие артикуляционного аппарата ребенка, понимание обращенной речи, усвоение основных правил коммуникации.
    3. В возрасте 2ух лет — логопед оценит объём активного словарного запаса (то, что ребёнок произносит самостоятельно), степень понимания речи и подвижность артикуляционного аппарата.
    4. В 3 года — логопед оценит степень овладения фразовой речью, умение произносить всю фразу на едином речевом выдохе.
    5. В 4 года — логопед оценит развернутость речи, лексический и грамматический строй речи, развитие артикуляционной моторики, состояние звукопроизношения (за исключением звуков позднего онтогенеза [р,л])
    6. В 5 лет- логопед оценит правильность произношения звуков и состояние связной речи, готовность к обучению грамоте. Будьте внимательны к развитию вашего ребенка
  • Есть ли разница в развитии речи у мальчиков и девочек?

    Речевое развитие мальчиков и девочек имеет свои особенности. Мальчики более подвержены различным нарушениям, в том числе — и речевым. На сегодняшний день нет единого мнения, чем эта разница обусловлена: особенностями развития головного мозга и нервной системы, организма в целом того или иного пола, или все-таки особенностям раннего воспитания.

    По статистике 2,5 летняя девочка имеет словарный запас в два раза больший, чем мальчик. А раз словарь в два раза больше, то и речевого опыта у девочек в этом возрасте накапливается больше.

    Далее эта разница сглаживается, мальчики успешно догоняют девочек, особенно если им помогать и поощрять к словесному самовыражению.

  • «Мой ребенок всё понимает, но не хочет говорить». Как себя вести?

    Бегите от специалистов, которые говорят Вам: «Делайте вид, что Вы не понимайте малыша. Он просто не хочет говорить». Так делать категорически нельзя.

    Вы когда-нибудь видели умеющего говорить, но молчащего 3ех летнего малыша? Максимум 5 минут. Дети говорят много, задают вопросы и занимаются словотворчеством.

    Речь появляется не потому, что «надо говорить», а потому, что невозможно молчать. Когда в слухоречевых зонах накапливается возбуждение, естественная потребность человека — выводить его через речь. Если ребёнок не разговаривает — значит, он не может это делать. Возможно, у ребёнка есть проблемы, связанные с неверным восприятием звуков, невозможностью перевести их в моторную схему и проконтролировать свои движения. Притворным «непониманием» эти проблемы не решишь. Такой стратегией вы только рвёте с малышом контакт, поэтому, кроме вреда, она ничего не принесёт.

    Обязательно отправляйтесь на консультацию к неврологу и логопеду.

  • Главная
  • |

  • Для родителей

Учим ребенка основам флористики

Во время загородных прогулок вместе с малышом начните собирать гербарий. Лесная цветовая палитра дает много возможностей для того, чтобы научить ребенка цветам. Можно собирать букеты из белых ромашек с желтыми серединками или красными маками, из синих васильков, розового иван-чая и оформить желтыми колосками и зеленой травкой.

Главное — не переусердствовать. Обучение ребенка цветам должно быть процессом естественным, делать это нужно без напряжения, в форме игры и ни в коем случае не ругать за ошибку. Познание новых цветов, как и всякое обучение, должно приносить радость.

Кроме того, ни в коем случае нельзя делить цвета на хорошие и плохие и ругать ребенка за его предпочтение одному цвету, пусть даже черному — об этом мы подробно писали в статье «Ребенок рисует черной краской»

Изучение цветов с помощью карточек и картинок.

Есть специально подготовленный материал для детей, который представляет собой либо равномерно покрашенные карточки, либо с изображением разных фруктов и овощей. Можно разложить их на столе и игрушки основных цветов и попросить собрать в одном месте все желтые предметы, в другую кучу отобрать все зеленые и так далее.

Сбор игрушек.

Это порой неблагодарное мероприятие тоже можно превратить в обучение ребенка, при этом просто больше обращать внимание ребенка на цвет игрушек, особенно, если сами предметы будут однотипными, например, кубики, мячи, шарики и прочее.

Игры для запоминания цветов.

Выше уже приводилось несколько примеров. Но как быть, если ребенок еще не знает цвета?

В таком случае, стоит детей просить находить игрушки по аналогии с тем цветом, на который вы укажете и параллельно называть сам цвет.

Самое главное это не заставлять ребенка зубрить цвета, а стараться делать так, чтобы он не замечал, что его обучают.

Как научить ребенка различать цвета: советы и игры

  • Рисуем, лепим, клеим. Творчество – двигатель развития двухлетки, метод обучения и средство самореализации. Бумага, картон, соленое тесто, пластилин, акварель – главные помощники в «цветной» науке.
  • Не прекращаем рассказывать о красках вокруг нас. Маленький человечек лучше запоминает информацию в непринужденной обстановке. Увидели ворону? Расскажите о ней, о расцветке ее оперения. Вышли гулять в снежный морозный день? Играйте с белым снегом, проговаривая информацию. Позже периодически напоминайте об увиденном и его характеристиках. Это закрепляет ассоциации и стимулирует память.
  • Базовые игры те же, с соответствующим расширением палитры.
  • Приобщайте цветовую «грамоту» к гардеробным процессам. Одеваясь на прогулку, выберите с малышом вещи в одной гамме. В другой раз заранее оставьте на видном месте и попросите принести колготки или кофточку определенного оттенка.
  • «Цветные штучки». Необходимые предметы: заранее окрашенные крупные макароны, разноцветные бусины, элементы мозаики, а также 6-8 контейнеров или коробочек соответствующих основных расцветок. Задание: отсортировать «заблудившиеся» объекты по «домикам».
  • «Красочный мир». Заранее нарисуйте картину, к примеру, зеленую поляну, зеленое дерево, красный домик, желтое солнышко на небе, синюю тучку, летящего черного ворона, белого аиста, оранжевый мячик, фиолетовую машинку (разнообразие должно соответствовать уровню развития). Необходимо вырезать эти же изображения из цветной бумаги. Попросите кроху сделать аппликацию. Он может просто рассортировать предметы, а может использовать для этого клей.
  • «Ассоциации». Подготовьте разноцветные изображения. Вложите их в шарики соответствующего окраса. Надуйте их и дайте ребенку поиграть. Лопайте и делайте умозаключения.
  • «Цветные буковки». С этого возраста нужно начинать знакомство с буквами и цифрами. Это должно быть не заучивание, а процесс ознакомления. В данном контексте – это идеальный вариант. Сортируйте буквы, называйте основные из них. Просите найти «желтую букву А», «красную букву А», «синюю букву Б», «оранжевую букву Б». Количество букв для изучения – 2-3. Акцент при этом делается на цветах.
  • Читайте вместе стишки на эту тему, учите песенки. Очень часто дети лучше запоминают в стихотворной или песенной форме.

В канун кризиса 3-х лет ребенок регулярно проявляет характер. Важно прислушиваться к своему малышу, понимать его, уметь заинтересовать. Психоэмоциональная гармония и взаимопонимание – на первом месте, а уж потом – обучение.

Настольные игры

Обучающая игра «Творчество с пеленок» (Май-Шоп, Лабиринт)

Методика 100 Цветов — это уникальный способ развития творческого мышления через развитие цветовосприятия. Занятия творчеством в раннем возрасте: — формируют гибкий ум, умение мыслить нестандартно; — развивают воображение, образное мышление и художественный вкус; — закладывают основы для освоения различных видов творческой деятельности: изобразительной, литературной, музыкальной. В набор входит: 9 цветных альбомов, 2 дневника для занятий, методика цветов, капелька, арт конструктор, карточки оттенков цветов.

Игры с карточками