Как научить ребенка различать цвета?

Видеть разнообразие красок окружающего мира очень важно, так как без этого невозможно получить достоверных знаний о нём. Чтобы определиться с тем, как научить ребёнка различать цвета, выясним, как формируется способность к цветоразличению у детей.

Цвета и возраст

Новорождённый ребёнок воспринимает окружающий мир как большое пёстрое пятно. Примерно со второго месяца жизни малыш начинает различать жёлтый, оранжевый, синий, зелёный, чёрный и белый цвета, а к шести месяцам – фиолетовый. Речь идёт именно о различении, узнавании. Ребёнок ещё не может назвать ту или иную окраску, сгруппировать игрушки, картинки по этому признаку. В период раннего детства (от 1 года до 3 лет) ребёнок ориентируется в спектре, но цвета ещё не выступают существенными признаками, по которым определяются объекты. Ребёнок от 3 до 7 лет может различать и называть цвета, оттенки (салатовый, светло-коричневый и т. д.), сам выбирает карандаши, краски, фломастеры для рисования, раскрашивания, кубики для возведения постройки, детали для создания образов из конструктора. Границы выделенных периодов формирования цветоразличения у ребёнка нечёткие и могут меняться в зависимости от индивидуальных особенностей малыша, условий его воспитания. Таким образом, различать цвета кроху можно учить уже в младенчестве. Вот некоторые способы обучения.

Какие занятия помогут научить ребенка различать цвета?

Неписанные правила

Эти простые правила подскажут, как научить ребенка различать цвета.

  1. Называйте цвета четко и правильно. Вы не можете допускать такие формы: «красненький», «беленький». Говорите только так: красный, белый, синий, голубой и так далее.
  2. Называйте цвет предмета ненавязчиво, но многократно. Желательно в разных вариантах. Например: «Это синяя машина». «Это машина. Она синяя». «Машина синего цвета». Важно выделять цвет по-разному, чтобы малыш не воспринимал словосочетание «синяя машина» как неделимое, целое.
  3. Рассматривая разные картинки или иллюстрации, не забывайте обращать внимание и на цвета: у девочки красная шапочка, платье белое, трава зеленая, это яблоко тоже зеленое.
  4. Прогуливаясь с малышом, обращайте внимание на цветовые гаммы «улицы»: это машина черного цвета, а эта зеленого; цветы оранжевые; этот дом коричневый, а этот серый; листья на деревьях зеленые. Такое ненавязчивое изучение весьма эффективно.

Играем, чтобы научить ребенка различать цвета

Результативно учим различать цвета ребенка в игре. Поверьте, это самый надежный способ достичь понимания вопроса. Игры могут быть самые разные.

Кубики, пирамидки

Знакомые всем цветные кубики или пирамидки могут оказать существенную помощь при изучении цветов. Складывайте башни или пирамиды разных цветов, обязательно их называя. Затем башенку постройте одним цветом.

Усложнить задачу можно тем, что умышленно сделать ошибку. Так, складывая башню из желтых кубиков, «случайно» поставьте один кубик другого цвета. Если ребёнок не заметит разницу, объясните ему сами.

Игра «Сортировка»

Хорошо учить цвета, играя в «Сортировку». Для этого можно подготовить много цветных карандашей (по 2-3 штуки одинакового цвета), другие цветные предметы. Предложите малышу найти предметы одного цвета и сложить их в ведерко такого же цвета или заранее подготовленные коробочки.

Сначала помогите ребенку. Не забывайте создавать ситуацию успеха, не скупитесь на похвалы. Играйте весело, не назидательно.

Аппликация

Вместе с ребенком делайте аппликации, используя разную цветную бумагу. Создайте вместе картину: голубые облака, жёлтое солнышко, зелёная трава, синяя речка, разноцветные цветочки. Пусть ребенок подает вам нужную бумагу, произнося вместе с вами ее цвет. Давайте ему и другие посильные для него задания. Окончив работу, повторите цвета.

Игры с мозаикой

Попробуйте учить цвета, используя мозаичные гвоздики. Начните сами в игровой форме. Скажите, что игровое поле — это огород. Вам нужно посадить в одном углу синие ягоды, в другом — желтые. В третьем углу надо посадить зелёные огурцы, а в четвертом — красную смородину. Начните сами, постепенно передавая инициативу ребенку.

Современные тенденции

Свои инструменты для обучения детей цветовым навыкам предлагают сегодня компьютерные и информационные технологии. К ним относятся игры-раскраски онлайн, особый вид раскрасок для разного возраста. Это хороший способ развить у малыша способность распознавать цвета. Существует много вариантов электронных цветовых решений. Виртуальная кисточка предоставит возможность даже самым маленьким заполнять цветом любой элемент.

Читайте также:  Обучаем ребенка правильно читать по слогам: упражнения и игры

Популярны также развивающие мультфильмы. Яркие красивые цвета, знакомые герои привлекают детей. Такие игры и мультфильмы использовать можно. Но никогда не надо забывать о том, что живое общение ребенка с родителями принесёт гораздо больше пользы.

Процесс изучения цвета детьми — это довольно сложное занятие для малыша. Нельзя конкретно установить сроки овладения таким навыком. Все дети разные: одни усваивают это быстро, другим надо времени чуть больше. Это естественно. Не приписывайте ребенку каких-то отклонений. Ведь каждый — неповторимая индивидуальность. Старайтесь заниматься систематически. Играйте, не напрягая малыша и получайте обоюдную радость от занятий!

Принцип применения на практике

В идеале новые навыки должны сразу же использоваться ребёнком. Если вы научили его различать красный цвет, значит, собираясь идти на прогулку, попросите его, чтобы он принес вам свою красную шапочку.

Если заниматься с малышом постоянно и в бытовых ситуациях чаще употреблять названия цветов, то ребенок довольно быстро освоит словарь прилагательных-названий цветов.

Для примера: японские дети к 5 годам осваивают до 50 цветов и их оттенков.

Читайте: Как ребенок учится говорить?

Как научить ребенка узнавать цвета?

Родители, решая, как научить ребенка различать цвета, прибегают к разным способам. Кто-то использует специальные игры, кто-то делает упор на развивающую литературу, кто-то просто рассказывает малышу о цветах и показывает их в повседневной жизни. Каждый метод хорош по-своему. Выберите тот, который подходит именно вам.

Полезно: Как определить размер стопы ребенка в 1 год?

Ниже представлены наиболее популярные способы и советы.

5 рекомендаций по знакомству с цветом

  1. Говорите разными фразами. (Синий мяч. Этот мяч синий. Мяч синего цвета)
  2. Откажитесь от уменьшительно-ласкательных слов (синенький, красненький).
  3. Повремените с оттенками – все салатовые, розовые и голубые оттенки лучше оставить на потом.
  4. Не давайте ребенку черный карандаш. Слишком четкие яркие линии «перекроют» в сознании малыша все другие цвета.
  5. Обращайте внимание на цвета везде – на прогулке, дома, во время чтения книги или просмотра мультфильмов. Одевая ребенка, проговаривайте окраску одежды, наливая что-то в кружку или накладывая еду в тарелку, также акцентируйте внимание на окраске.

7 простых игр для изучения цвета

  1. Первая игра называется «Яркие коробки». Суть ее проста: возьмите две коробки из-под обуви и оклейте их цветной бумагой (например, зеленой и красной). Предложите малышу собрать в коробки игрушки определенной окраски.
  2. «Пирамидка». Купите пирамидку с яркими кольцами и попросите ребенка собрать ее. Нанизывая кольцо, малыш должен проговаривать его цвет. Такая может как научить ребенка различать цвета, так и познакомить с понятиями «больше-меньше».
  3. Конструктор. Предложите малышу не просто бездумное «строительство», а сортировку деталей по цветам. «Постройте» синий и красный домики, из зеленых и коричневых деталей сделайте дерево, желтый подойдет для создания дороги.
  4. Карточки. Этот метод лежит в основе раннего развития Глена Домана. Вырежьте из цветной бумаги несколько карточек. Наклейте их на картон, чтобы карточки были плотнее. Показывайте ребенку тот или иной цвет и четко произносите его название. Достоинством этого метода является то, что вы можете начинать обучение чада уже с первых месяцев его жизни. Позже, когда карапуз подрастет, можно получать от него обратную связь, задавая вопросы.
  5. Мозаика. Существует специальная напольная мозаика, собирая которую, малыш научится не только определять окраску деталей, но и разовьет мелкую моторику рук.
  6. «Чудо-бабочки». Вырежьте из цветного картона четыре цветка и четыре бабочки. Цветки разложите на столе, бабочек вручите чаду. Попросите малыша «посадить зеленую бабочку на зеленый цветок» или «красную на красный». Далее усложняйте задание, миксуя окраску бабочек и цветков.
  7. «Волшебная радуга». Возьмите большой лист ватмана и расчертите его на семь полосок. Это будет радуга. На каждую часть листа приклеивайте предметы (листики, пуговицы, лоскутки ткани) определенного спектра. Малышу такая игра точно придется по вкусу.

Полезно: Приучаем ребенка пить из кружки самостоятельно

Как учить с ребенком цвета в 1-года

Можно ли учить с ребенком цвета, если он еще не умеет говорить? 

Как учить с ребенком цвета в 1-года

Не только можно, но и нужно! Ребенок способен понять и запомнить то, что вы будете ему рассказывать и показывать. А повторить слова он сможет позже, когда научится говорить, пока достаточно того, что он может указать на нужный цвет или предмет пальчиком.  В будущем, когда он сможет осознанно строить фразы, он с легкостью сможет объяснить разницу между тем или иным цветом.

С какого цвета начать?

  • По мнению педагогов, надо начинать обучение с красного и желтого цвета.
  • Начинайте изучать цвета с любимого фрукта. Если ребенок любит апельсин, он легко запомнит оранжевый цвет.
  • Можно играть с пластилином или цветным тестом и называть ребенку цвета. Трогая пластилин, контактируя с ним, ребенок быстрее запомнить тот или иной цвет.
  • Предлагайте карандаши и фломастеры для рисования, называя, какого они цвета. Как можно чаще употребляйте эти названия: «Подай мне, пожалуйста, красный карандаш», «Давай закроем колпачком синий фломастер».
Как учить с ребенком цвета в 1-года

  • Из игрушек для запоминания цветов хорошо подходят пирамидки, кубики, крупные детали конструктора, формочки, разноцветная посудка, крупная мозаика и др.
Читайте также:  Как научить ребенка считать по порядку, складывать и вычитать цифры

Как учить с ребенком цвета в 1-года
  • Почаще озвучивайте цвета и действия с цветными предметами: «Мишка любит пить из КРАСНОЙ чашки, кукле Маше нравится ЗЕЛЕНОЕ платье».
  • Учите цвета во время прогулок. «Мы идем по зеленой траве», «смотрим, какие синее небо!», «Вот папина черная машина». 
  • Сравнивайте тот или иной цвет со знакомыми малышу предметами. «Лопатка красная, как твоя шапочка», «Это ведерко такое зеленое, как огурец». 

Как учить цвета с трёхлетними детьми

К трём годам дети часто могут запомнить несколько названий. Если этого не произошло, не волнуйтесь: продолжайте работу с сортировками и другими упражнениями, приведёнными ниже.

  • Подбор предметов из окружающей среды.

Малыш подбирает к каждой цветной табличке мелкие игрушки. Это обучает восприятию оттенков: красный редко бывает одинаковым, но ребёнку нужно выбрать наиболее близкое соответствие.

  • Коробочка с вещами из дома.

Это уже более абстрактное занятие: дети не видят перед собой табличек. Вы даёте корзинку и просите положить туда всё жёлтое, что есть в доме или классе. Не забудьте, что всё собранное нужно будет разложить по местам.

Светлана Малева Памятка «Как научить ребенка различать цвета» для педагогов и родителей

Памятка «Как научить ребенка различать цвета » .

Несколько советов для родителей :

Начиная учить цвета , сначала акцентируйте внимание ребенка на 4 основных – красном, синем, желтом и зеленом;

Не коверкайте слова, не стоит говорить, что шарф «синенький» , — он синий;

После того, как ребенок запомнит основные цвета , новые вводите постепенно, добавляя по 1 цвету , пока малыш не воспримет и его;

Одновременно не стоит добавлять похожие оттенки;

Проводите аналогии – синяя машина, синее небо, синяя тарелка, — чтоб малыш не связывал цвет только с одним предметом;

Не стоит постоянно просить ребенка указать на тот или иной цвет , лучше предложите ребенку принести вам игрушку определенного цвета , тогда вы и поймете, знает ли ребенок тот или иной цвет ;

Не давайте на первых порах малышу черный карандаш – он оставляет наиболее яркий цвет на бумаге , нелегко будет переключиться на более тусклые цвета ;

Не давайте ребенку рисовать ручкой – она рисует тонко и ярко, не требуется сильно нажимать, чтоб

Появилась линия, а именно этот нажим и тренирует руку;

Постоянно и ненавязчиво рассказывайте ребенку про мир «в цвете »

Что же может помочь выучить цвета ?

Воздушные шарики

Пирамидки

Как учить цвета с трёхлетними детьми

Мозаики

Карандаши

цветная бумага

Специальные цветовые наборы предметы быта

Употребляйте названия цветов во время процесса рисования постоянно :

Давай рисовать зеленым цветом .

Давай поищем – где же желтый карандаш?

Каким цветом разукрасим листья ? Зеленым?

«Играя – обучайте» .

Обучайте с ранних лет. Не преуменьшайте детские способности к обучению. Даже если ребёнок ещё не умеет говорить, это не значит, что он не способен чего-то понять или запомнить. Если вы будете регулярно общаться со своим малышом и рассказывать ему, какого цвета , например, его любимая погремушка, это обязательно отложиться в его голове. А в будущем, когда он сможет осознанно строить различные слова , вам будет легче объяснить разницу между тем или иным цветом ;

Привязывайте новые знания к эмоциям. Человеческая память устроена таким образом, что мы лучше всего запоминаем картинки, яркие образы и зря ведь говориться : человек запомнит не то, что вы для него сделали, а то, что заставили его почувствовать. Используйте этот приём в обучении детей. Например, начинайте изучать цвета с любимого фрукта ;

Практическое применение. Новые знания сразу же должны использоваться ребёнком. Если вы выучили с малышом что-то новое, постарайтесь сделать так, чтобы он начал применять это в жизни. Выучили красный цвет , значит, собираясь идти на улицу, попросите его, чтобы он принёс вам свою красную курточку. Чем чаще вы будете побуждать ребенка применять на практике новые знания, тем лучше они запомнятся;

Побуждайте ребёнка делиться тем, что он узнал с окружающими. После того как вы выучили геометрическую фигуру или цвет , пусть ребенок позвонит дедушке или бабушке и расскажет об этом. Очень эффективно этот принцип работает в связке с практическим применением. Например, папа пришёл вечером с работы и пошёл мыть руки перед едой — пусть ребенок подаст ему жёлтое полотенце;

Читайте также:  Вздутие животика у новорожденных — что делать?

Говорите разными фразами. Всегда произносите цвет в разном контексте , чтобы ребенок не воспринимал это как одно слово : это красный шарик, шарик красного цвета , это шарик, он красный и т. п. ;

Откажитесь от уменьшительно-ласкательных слов (синенький, красненький) ;

Повремените с оттенками – все салатовые, розовые и голубые оттенки лучше оставить на потом;

Не начинайте изучать новый цвет , пока ребенок не усвоит предыдущий! (начинаем с красного, а затем знакомимся с желтым, зеленым, синим) .

Игра «Мышки» .

Цель : Формировать представление о цвете предмета .

Материал : Игровое полотно (норки, разделенное на 4 разных по цвету сектора (красный, желтый, зеленый, синий) . По 2 мышки каждого цвета .

Учим цвета с ребенком

Игр, во время которых можно закреплять знания ребенка о цветах, очень много. Вот некоторые игры для изучения цветов с ребенком.

1. Из цветного картона вырезать геометрические фигуры: круги, квадраты или треугольники. Вырезки перемешать, а потом предложить ребенку вытащить фигуры одинакового цвета. Какими именно при этом будут фигуры – неважно, важен цвет. Количество цветов и разнообразие фигур определить опытным путем, наблюдая за реакцией ребенка и его успехами. Точно так же можно играть с разноцветными однотонными кубиками.

2. Потребуется две группы игрушек. Первая – это мягкие игрушки, которые легко узнать, назвав какой-либо один цвет: серый заяц, желтый жираф и т.д. Вторая группа – это предметы: кубики, машинки, крупные детали конструкторов. Число предметов в каждой группе – одинаковое, цвета – не повторяются. Ребенок выполняет задание: например, желтому жирафу дает желтый кубик, а зеленой лягушке – зеленую машину. Позднее игру можно усложнить и дать малышу «разноцветное» задание.  Например, пусть синему бегемоту «понадобится» красный мячик.

Изучая с ребенком цвета, не нужно сравнивать свое чадо с ровесниками и постоянно вникать в чужие достижения. Часто можно слышать от родителей: «Мы учим цвета по такой-то методике, результат потрясающий». Однако больший или меньший успех ребенка зависит, как правило, не от методики обучения, а от целого ряда причин:

  • когда именно началось обучение;
  • в какой форме проходило обучение;
  • негативные моменты, которые могли замедлить усвоение информации ребенком  (о возможных ошибках на разных этапах уже говорилось выше);
  • восприимчивость и темперамент ребенка.

Учим цвета в повседневной жизни

Большую часть знаний о мире дети получают в повседневной жизни: общаясь со взрослыми и сверстниками, наблюдая за природой, играя. Изучение цветов не исключение. Иногда ребенку не нужно выполнять специальные упражнения, чтобы научиться распознавать цвета. Для этого бывает достаточно того, что он слышит название цвета и связывает его с конкретной вещью. В ходе ежедневных занятий, озвучивайте для ребенка, какого цвета предметы вокруг. Рисуете ли вы, играете ли в кубики, рассматриваете машины во дворе, читаете, купаетесь, кушаете, одеваетесь – в каждой из этих ситуаций можно ненавязчиво учить ребенка различать цвета.

Важно, чтобы изучение цветов не превратилось в пытку. Не стоит постоянно проверять знания ребенка, спрашивая его, где какой цвет. Вскоре малыш может просто начать вас игнорировать. «Давай раскрасим солнышко желтым цветом!», «Какой вкусный зеленый огурчик!», «Ой, куда пропал синий кубик? Вот он!» – это примеры того, как можно ненавязчиво помочь ребенку запомнить цвета.

Что делать, если малыш путается?

Зачастую, несмотря на все усилия родителей развить у ребенка цветовосприятие, все заканчивается впустую. Кроха продолжает путать цвета или вовсе забывает их названия. Тогда родители обращаются к специалистам с вопросом, в каком возрасте ребенок различает цвета и как решить проблему.

Причины, почему это случается у детей, могут быть самые разные. Рассмотрим наиболее распространенные из них:

  1. Каждый ребенок развивается по-разному. Один малыш в полтора года складывает предложения, другой в два с половиной года молчит. Нельзя сравнивать всех детей, каждый индивидуален.
  2. Позднее обучение. Чем раньше начать процесс обучения с малышом, тем быстрее он осилит базовую информацию.
  3. Дальтонизм — это довольно редкое заболевание, которое свойственно только мальчикам. Если ни один из родителей не страдает этой болезнью, маловероятно, что она проявится у ребенка.

Одни дети легко запоминают цвета, другие — форму и размер, поэтому, обучая ребенка, следует проявлять терпение, не давить и не заставлять, рано или поздно он их все равно освоит. Кроме того, при любом взаимодействии с малышом важен не только результат, но и время, проведенное вместе.