Как научить ребенка считать по порядку, складывать и вычитать цифры

Обучение чтению родителями дома, когда они не знают методики обучения — все равно, что дать ребенку ложку, но не сказать, как ею пользоваться. В нашей статье мы рассмотрим, что нужно знать родителям и каких основных ошибок избегать, чтобы правильно научить ребенка читать самостоятельно. 

Когда учить детей счету

Знакомить ребенка с цифрами можно практически с рождения. Дети очень быстро все запоминают, поэтому некоторые из них уже в три года спокойно пересчитывают пальчики на руке, называя цифры по порядку. Но память в этом возрасте непроизвольная, и без тренировок малыш через время может все забыть. Поэтому считают постоянно: сколько ручек и ножек, сколько на них пальчиков, сколько съел вишенок, сколько прошел шагов.

Ребенок должен понять, что числа окружают его везде, все можно посчитать. Очень скоро он и сам начнет пересчитывать окружающие предметы. Знаний у него для этого еще маловато, не все цифры он знает, не всегда называет их по порядку, поэтому нужно внимательно следить, поправлять и подсказывать.

Когда учить детей счету

Научить ребенка считать и выполнять простейшие математические действия лучше до школы, потому что темп обучения в начальном звене не даст как следует разобраться в теме, в большинстве случаев ребенок не понимает материал, а зубрит его. Кроме того, ежедневные тренировки в течение 2-3 лет перед школой сделают свое дело, и малышу дальнейшие действия с числами будут даваться намного проще.

Этап №Мотивация

Занятие нужно начинать с игрового момента, который вызовет у ребенка интерес к тому, что будет происходить. Вы можете показать ему игрушку или кадр из мультфильма, дать послушать песенку и т.д. Ваше задание привлечь внимание малыша к конкретному предмету. Например:

  • угостить ребенка апельсином;
  • дать посмотреть мультфильм про ослика;
  • показать уточку и попускать ее плавать в миске.

После подобного действия задайте малышу вопрос (что он съел, с чем играл и т.д.), а затем попросите еще раз повторить название предмета.

Чтение отдельных слогов и буквари

Еще одни помощники в занятиях – это буквари. Их основная задача именно научить ребенка сливать буквы в слоги, а из слогов составлять слова. Есть только одна проблема – зачастую они бывают очень скучны для ребенка. Особенно если речь идет о малыше до 4-5 лет. Прежде чем ребенок доберется до чтения слов, ему предложат перечитать дюжину однотипных ничего не значащих слогов. Честно скажу, даже на меня нагоняют тоску скучные колонки слогов вроде «шпа-шпо-шпу-шпы». Безусловно, по букварю можно научиться читать, но опять же вопрос – насколько это будет интересно вашему чаду. Редко можно услышать, чтобы букварем увлекся ребенок до 4,5-5 лет, но многие даже в этом возрасте при виде букваря не хотят слышать о чтении.

Читайте также:  Питание при грудном вскармливании: Боремся за здоровье новорожденного

Почему чтение слогов навевает на детей скуку (будь то слоги в букваре или на каких-то самодельных карточках)? Все просто: для малыша МА, МИ, БА, БИ не имеют ни малейшего смысла, они не обозначают ни один реальный предмет или явление, ими нельзя поиграть, да и что с ними делать – вообще непонятно! С точки зрения ребенка это просто какой-то набор закорючек. Дошкольник больше ориентирован на мир игр, чувств и ощутимых объектов, знаковая система как таковая ему еще не слишком интересна. Но вот что любопытно: если вы составите эти самые закорючки в слово, которое обозначает что-то конкретное и знакомое, то вы сразу заметите искорку в глазах ребенка. Стоит только малышу уловить связь между буквами и реальным миром, и он будет относиться к занятиям уже совсем по-другому. Отсюда первое правило увлекательного обучения чтению:

Чтение отдельных слогов и буквари

Не откладывайте чтение слов в долгий ящик, как можно раньше начинайте читать именно слова! Пускай это будут совсем короткие и простые слова, вроде ДОМ или АУ, но они будут иметь для ребенка смысл!

Возможно, тут у вас возникнет вопрос, как можно читать слова, если «он и двух букв связать не может». Как решить эту проблему, читайте дальше.

Когда можно начинать обучать ребенка чтению?

Прежде чем приступать к обучению, убедитесь наверняка, что ваш очаровательный студент знает буквы алфавита и без труда их идентифицирует. Для тестирования навыков дайте малышу азбуку и попросите назвать буквы. Обычно деткам на это требуется 2-3 минуты. Это означает, что на распознание одной буковки у него уходит 4-6 секунд. Отталкиваясь от простейших вычислений, можно предположить, что на прочтение слова из 4 букв («папа», «мама») ему понадобится от 20 до 25 секунд. А теперь представьте, каково читать с такой скоростью.

Так что знать и идентифицировать буквы, конечно, важно, но их определение должно быть молниеносным. Когда малыш на «разборку» всего алфавита будет тратить секунд 20, вот тогда и переходите ко второму этапу обучения – как научить ребенка слогам.ИНТЕРЕСНО: как научить ребёнка правильно выговаривать букву Р?

Основополагающие моменты:

  • Учите ребенка звукам, а не буквам, это упростит процесс последующего обучения. Например, не «дэ», «тэ», «мэ», а «Д», «Т», «М». Гласные должны быть длинными «ууу», «ааа». Начните практику с «А». Она проще всего для детей, они ее быстро запоминают и определяют. Как только ученик будет хорошо ее определять, приступайте к согласным. Затем начинайте составлять слоги «МА», «ДА», «ГА». Как только это будет получаться, начинайте строить слова: «ба-ба», «ма-ма». После отработки навыков с буквой «А» приступайте к практике с буквой «О», потом «У», «И».
  • Если малышу алфавит хорошо знаком, поиграйте с ним. Покажите ему, как собирать простые слова «да-ша», «ка-ша», «ли-за», «ли-са», «рот», «дом», «ко-за».
  • Переходите к 3-сложным словам.
  • Обучение в игре – самое оптимальное и интересное для ребенка.

В процессе обучения активно используйте наглядные пособия. Подготовленные заранее красочные картинки, тематические видео-материалы могут стать вашими помощниками в этом нелегком деле.

Читайте также:  7 уроков финансовой грамотности для родителей маленьких вымогателей

Общее развитие

Семья и место жительства

назвать своё полное имя (ФИО), имена родителей, бабушки и дедушки

профессии родителей

свой домашний адрес (от номера квартиры и этажа до названия города) и телефон

родная страна и хотя бы несколько других стран мира

Природа

названия самых распространённых растений, животных, насекомых

различать зверей, птиц и рыб, называть отличия (нос-клюв, перья-шерсть-чешуя, лапы-крылья-плавники)

отличать диких животных от домашних и приводить примеры тех и других

называть обителей морей

  • Энциклопедии природы и животных

отличать деревья от кустарников

отличать фрукты, ягоды, овощи, приводить примеры, объяснять, где что растёт (овощи растут в поле, в огороде, а фрукты в саду)

приводить примеры фруктов и ягод, которые растут на кустах и на деревьях

приводить примеры овощей, которые растут в земле, на грядке, висят на ветках

привести примеры овощей и фруктов разных цветов

назвать основные лесные деревья, кусты, ягоды и грибы

  • Книги о детёнышах животных

рассказать, зачем нужны домашние животные (животные фермы)

знать названия детёнышей животных и называть их именно так (а не называть щенка собакой): жеребёнок, телёнок, ягнёнок, котёнок, щенок, поросёнок, медвежонок, волчонок, лисёнок, бельчонок, цыплёнок, утёнок, и прочие

Набор от Safari из 11 фигурок детёнышей диких животных, которые помогут ребёнку запомнить названия животных: зебры, панды, бегемота, шимпанзе, носорога, аллигатора, гориллы, слона, тигра, белого медведя и жирафа.

  • Дидактические материалы по комнатным растениям

назвать самые распространённые комнатные растения, которые есть дома, в детском саду (желательно знать хотя бы часть данных растений: фикус, кактус, фиалка, герань, щучий хвост (сансевьерия), алоэ, хлорофитум, фуксия, традесканция, каланхоэ, бегония, антуриум, юкка)

знать некоторые камни и минералы (обратите внимание на энциклопедии Росмэн)

желательно знать названия хотя бы некоторых планет, понимать, что Солнце — не планета, а звезда, а Луна — спутник Земли)

Вещи, формы, технологии

виды транспорта: воздушный, морской, наземный, подземный и подводный (с примерами)

какие предметы в комнате похожи на шар, треугольник, квадрат, круг (не путать круг и шар)

различать и приводить примеры: мебель, посуда, одежда, обувь

знать, что есть в школе (класс, парта, портфель, школьный звонок, столовая, сменная обувь и прочее)

знать, что нужно для школы (тетради, учебники, пенал с ручками и карандашами, школьная форма)

очень важно, чтобы ребёнок смог ответить на вопрос, зачем он идет в школу, что ему может здесь понравиться (учителя, новые знания, друзья, школьный автобус, писать на школьной доске, интересные учебники…)

Человек и общество

различать лево-право, верх-низ, спереди-сзади, уметь показать правый глаз, левое ухо, левое колено, правый локоть, и т. п.

дотронуться левой рукой до правого уха, правой рукой до левого колена, и т. п.

понятия раньше-позже

Читайте также:  Возрастная психология. Этапы развития ребенка

профессии

виды спорта

основные правила дорожного движения и дорожные знаки (светофор, пешеходный переход)

называть фамилии известных писателей и поэтов

называть основные праздники

уметь рассказать о своих увлечениях

понимать, что такое деньги, различать рубль и копейку

Календарь и природные явления

знать времена года и их последовательность, сколько месяцев в году, с какого месяца начинается год

ориентироваться во времени, знать времена суток

знать, сколько дней в месяце (около 30), дней в неделе, часов в сутках, знать дни недели

знать о природных и погодных явлениях (гроза, метель, засуха, извержение вулкана)

когда что делаем: снег бывает зимой (катаемся на лыжах, санках), купаться можно летом, сажаем цветы весной, собираем урожай осенью

Как учить ребенка читать в 1-классе?

Первый-второй класс — это время когда первичный период обучения чтению уже пройден и нужно выходить на так называемый взрослый этап обучения. Именно в этом периоде важно обращать внимание на следующие вещи.

памяти и внимания ребенка. Нужно понимать, что обучение чтению в этот период — это не самоцель, основная задача: ускорение мыслительных операций, познавательных навыков и логического мышления. Это всё поможет развить интеллект в целом и нет способа сделать это лучше, чем с помощью чтения.

2. Прививание интереса к чтению и воспитание определенной культуры. Книги должны соответствовать возрасту ребенка, они должны быть увлекательными, чтение должно проходить по расписанию в определенное время, чтобы ребёнок точно знал, что у него есть время отведенное на чтение. В идеале выделять время на обсуждение того, что прочитал ребёнок, задавать вопросы, проявлять интерес и, возможно, какие-то моменты даже записывать в отдельный “Дневник Юного Читателя”.

3. Развитие предугадывания. Взрослые люди читают быстро потому что они не читают слова или предложения целиком, а предугадывают, что будет дальше в предложении. Иногда, именно за счет этого, чем больше мы погружаемся в чтение, тем быстрее пролетает текст. У детей этот навык совершенно не развивает и, вот, в первом классе как раз нужно начать развивать предугадывание с помощью определенных инструментов и упражнения.

4. Мелкая моторика. Она все также актуальна как и в раннем детстве. Важно чередовать умственный труд с физическими нагрузками, важно заниматься физкультурой, ходить на спортивные секции — это также будет помогать развитию чтения ребенка в первом-втором классе.

Отдельным большим пластом, помимо самой процедуры чтения для детей в 1-2 классе и увеличения времени, которое ребенок проводит с книгой, важно проводить всевозможные игры со словами и регулярные тренировки. Самые популярные среди них это: вычеркивания, тарабарский язык, чтение по частям, одновременное чтение, зрительные диктанты, скороговорки, знакомые-незнакомые слова и упражнения из категории “бросок-засечка”. Большинство из этих упражнений, а также методика их внедрения подробно описаны в рабочей тетради “Как научить ребенка читать быстро”. Там же вы найдете план по тому, как двигаться обучая ребенка чтению на первых этапах, на промежуточных и уже заканчивая обучение и оставляя его дальше наедине с полученными навыками.