Как научить ребенка выговаривать букву р — эффективные методики

Красивая речь редко появляется сама собой. Это тяжелый совместный труд — ребенка, родителя, а иногда и логопеда.

Почему дети не выговаривают букву р?

Порой нас даже забавляет то, как ребенок коверкает слова на свой лад, пытаясь их выговаривать. Проблема с произношением отдельных звуков не тревожит нас должным образом зачастую до тех пор, пока ребенок не пойдет в первый класс. А там могут начаться насмешки со стороны сверстников и незаслуженные слезы вашего ребенка. Вот тогда мы начинаем бегать и принимать меры.

Бесспорно, достаточно редки случаи, когда дети, заговорив, начинают выговаривать все слова и буквы правильно. Но картавость может сохраниться на всю жизнь, если не начать ею заниматься своевременно. Обычно самая проблемная буква, вызывающая затруднения у ребенка в произношении – это р. Причем способы воспроизведения этого звука отличаются:

  • наиболее распространенный вариант — звук л вместо р;
  • иногда дети могут просто пропускать, глотать произношение этого звука, чаще всего проглатываются окончания слов;
  • звук р поизносится с французским акцентом при помощи гортани.

Прежде всего, нужно понимать, почему так происходит. К основным причинам, которые влияют на дикцию ребенка, относятся физиологические:

  • недостаточное развитие ротовых и околоротовых артикуляционных мышц, а также мышц языка;
  • затруднение в свободном движении языка из-за слишком короткой подъязычной связки;
  • неправильное развитие формы кончика языка;
  • искривление зубов или неправильный прикус.

Для исправления этих патологий могут потребоваться хирургические или другие специальные средства.

Другая группа причин носит социально-психологический характер:

  • Отсутствие полноценной речевой среды, когда родители, подражая малышу, разговаривают с ним, сюсюкая, искажая речь, тем самым лишая ребенка мотивации исправлять свое произношение. Сюда же можно отнести и неразборчивую быструю речь. Ребенку сложно разобрать и повторить произносимые слова.
  • Попустительство в воспитании, когда родители ошибочно считают, что ребенок перерастет эту проблему, как говорят в таких случаях — выговорится.
  • Еще одна распространенная ошибка — убежденность родителей в наследственности дефектов речи, в связи с чем даже не предпринимаются попытки их исправления.
  • Технический прогресс обедняет речевой опыт ребенка, поскольку очень часто молодые родители предпочитают увлечь малыша телевизором, нежели почитать или рассказать ему сказку.

В любом случае для начала нужно проконсультироваться с логопедом.

  • Как правильно научить ребенка читать?
  • Как научить ребенка говорить?
  • Подрезание уздечки языка
Читайте также:  Как помочь ребенку справиться со страхом

Причины неправильного произношения у детей

Речь — процесс довольно сложный. Он включает в себя работу отдельных мозговых систем и речевого аппарата, которые управляются центральной нервной системой. Соответственно, нарушения этих систем становятся причинами возникновения дефектов речи и неправильного произношения.

Дефекты речевого аппарата:

  • короткая подъязычная связка — затрудняет движение языка;
  • слишком толстые губы или малоподвижная верхняя губа — вызывают трудности с  произношением губных звуков;
  • неправильный прикус и дефекты строения челюстей — часто дают картавость и шепелявость;
  • неправильное строение зубного ряда — может вызывать искажения некоторых звуков;
  • нетипичные размеры языка или нёба — нарушают артикуляцию.

Другие причины:

  • нарушение слуха напрямую связано с развитием речи и ее качеством;
  • ослабленность организма на фоне тяжелых соматических заболеваний в период становления речи;
  • нарушение фонематического слуха — неумение различать близкие по звучанию звуки (б-п, д-т).

При наличии перечисленных дефектов следует обратиться к специалисту. Большинство других проблем можно решить в домашних условиях.

Как научить ребенка говорить Р: усердно тренируемся

Ваша первостепенная задача — помочь малышу укрепить мышцы языка. Для этого существует комплекс упражнений.

В основу занятия можно положить сказку о Веселом Язычке. Рот – это домик, твердое небо – потолок.

Если вопрос «Как научить ребенка говорить Р?» стоит в вашей семье остро, приступайте к тренировкам, запомнив несколько простых правил.

  • Ваш девиз – терпение.

Если родительская настойчивость сопровождается нервно дергающимся глазом и пунцовыми щеками, отложите занятия. Не стоит винить малыша в том, что он не с первого раза демонстрирует чудеса артикуляционной акробатики. 

Как научить ребенка говорить Р: усердно тренируемся

  • Не забывайте, что ведущая деятельность дошкольников – игра.

Занятия проводите перед большим зеркалом. Так малыш сможет контролировать свои движения. 

  • Только систематические тренировки гарантируют результат.

Поэтому рекомендуем вам придерживаться домашнего расписания.

Что является причиной неправильного произношения

Существует несколько причин, влияющих на неправильное произношение.

К ним относятся:

Что является причиной неправильного произношения
  1. Дефекты органов артикуляционного аппарата
  • неправильное строение зубного ряда,
  • неверный прикус,
  • слишком высокое или слишком низкое нёбо,
  • короткая подъязычная связка,
  • малоподвижная верхняя губа,
  • слишком большой или слишком маленький узкий язык.
  1. Физиологические
  • недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата (например, неумение держать язык в определенном положении при произнесении звуков),
  • общая физическая ослабленность в период активного становления речи,
  • снижение слуха,
  • неумение различать звуки, сходные по звучанию ({с}-{ш}, {б}-{п} и т.д.)
Что является причиной неправильного произношения
  1. Педагогические

Дети склонны к подражанию, поэтому авторитетные взрослые и сверстники по возможности должны обладать чистой речью. Нельзя подавать неверный пример: сюсюкать, уподобляться детскому произношению. Важно выговаривать все звуки в слове и четко артикулировать.

В каком возрасте ребенок должен выговаривать буквы Р, Л, Ж, Ш, С

Логопеды заявляют, что становление звуков происходит у детей примерно в одинаковые сроки. Буквы С, Ш, Ж ребята должны уметь произносить в 4 года.

Что является причиной неправильного произношения

Самые трудные в произнесении Р и Л появляются в речи детей позже. Но в норме ребенок должен осилить Р к 6 годам. Чуть раньше он должен произнести твердую букву Л.

Читайте также:  Развитие грудничка в 6 месяцев: физические навыки и умения

Секреты, помогающие быстро научить ребенка выговаривать буквы

Кроме непосредственных занятий с речевыми мышцами ребенка и упражнений на обучение сложной букве, необходимо уделять внимание развитию мелкой моторики. Вместе с ребенком перебирайте крупы, нанизывайте бусинки на ниточку, лепите из пластилина или теста. И главное: работая, не молчите. Рассказывайте ребенку сказки, потешки или скороговорки.

Другим секретом является приучение ребенка часто повторять букву «Д». Произнося эту волшебную букву, тренируются мышцы языка, он правильно располагается во рту и при постоянных тренировках ребенок научится произносить сложную букву «р».

Логопедические стихи и скороговорки

Звук [С]

Загадки

Все лето стояли,

Зимы ожидали.

Дождались поры –

Помчались с горы.

(Санки)

***

На дне где тихо и темно,

Лежит усатое бревно.

(Сом)

***

Как загудит его мотор,

Глотает он и пыль и сор.

(Пылесос)

Чистоговорки «Договори словечко»

Са-са-са, летит ……(оса).

Сы-сы-сы, не боимся мы …..(осы).

Су–су-су, а я боюсь……( осу).

Сы-сы-сы, убегаю от ……(осы).

Ас-ас-ас, мы пили вкусный……( квас).

Ас-ас-ас, ела Соня…..(ананас).

Ос-ос-ос, ел Никита ….(абрикос).

Ос-ос-ос, Петя нам нес …..(поднос).

Ес-ес-ес, лисы убегают в…..(лес).

Скороговорки

У Сони и Сани

В сетях сом с усами.

Н. Новоторцева

***

У Сони – посылка,

В ней бусы и косынка.

Е. Алифанова, Н. Егорова

Стихотворения

Ест киска суп из миски.

Сыта киска пуста миска.

***

Спит спокойно старый слон,

Стоя спать умеет он.

С. Маршак

***

Слоны умны, слоны смирны,

Слоны спокойны и умны.

По Е. Благининой

***

Спят спокойно Соня, Саня,

Пес и кот во сне сопят,

Засыпает сом с усами,

На суку совята спят.

***

Из кискиной миски пес

Сегодня «Вискас» унес,

А киска из миски

Ест с аппетитом сосиски.

Е Алифанова, Н. Егорова

***

У нас в палисаднике

Возле терраски

Растут голубые

Анютины глазки.

Анютины глазки,

Анютины глазки,

Весной распускаются

Быстро, как в сказке.

По З. Александровой

***

Я несусь на самокате

Мимо сосен и берез,

Оставляет на асфальте

Самокат следы колес.

Самокат я сам катаю,

Встану сам, сам разгоню,

Ну, а если сам сломаю,

Сам его я починю.

По И. Лопухиной

***

Сам

Варит сам самовар,

Катит сам самокат,

Ходит сам самоход,

Сам летает самолет.

***

Звук [СЬ]

Загадки

На чужой спине едет,

На своей груз везет.

(Седло)

***

Сер, да не волк,

Длинноух, да не заяц,

С копытами, да не лошадь.

(Осел)

Чистоговорки

Маленькую Люсю напугали гуси.

Е. Алифанова, Н. Егорова

***

Десять гусят под осиной сидят.

В. Коноваленко, С. Коноваленко

Загадки

Ты со мною не знаком?

Я живу на дне морском.

Голова и восемь ног –

Читайте также:  Фарингит симптомы и лечение в домашних условиях у ребенка

Вот и весь …….(осминог).

Стихотворения

Жили у бабуси

Два веселых гуся-

Один серый,

Другой белый,

Два веселых гуся.

Вот кричит бабуся:

«Ой, пропали гуси,

Один серый,

Другой белый,

Гуси, мои гуси!»

***

Васенька

Непоседа Васенька не сидит на месте,

Непоседа Васенька всюду

С нами вместе.

Усики у Васеньки, а на них сединки,

Хвост дугой у Васеньки

и пятно на спинке.

По Л. Успенскому, М Успенскому

Дифференциация звуков [С], [СЬ]

Стихотворения

Слоненок удивил ребят:

Слоненок встал на самокат.

Немного покатался-

И самокат сломался.

Г. Сапгир

***

Солнце село за селом

Спят синицы, сойки спят.

Спит в реке усатый сом,

Спят и лес, и степь и сад.

Стадо спит, пастухи пес.

Смолкли песни, скрипы, смех.

Сон в страну свою унес

Всех.

В. Лунин

***

Есть у Сани снегокат,

Есть у Сани сани.

Дайте Сане снегопад –

Он катать всех станет.

Е. Алифанова, Н, Егорова

***

Шел по улице бизон,

Бух и шлепнулся в газон!

— Ну, скажи, какой резон

Мять цветущий мне газон?

Сам себя спросил бизон,

Покидая тот газон.

***

Воробьишко – воробей

Вьется прямо у дверей!

Вьется, весело поет.

Весть, наверно, подает!

Ну, ведун! Ну, воробей!

Вот письмишко у дверей.

Звук [Ж]

Дог по лестнице бежал.

Деревянный дом дрожал!

Пес зубами дергал дверь.

Дверь сказала:

— Дог, ты зверь!

***

Еж гулял, лежал под елью,

Ежевику ежик ел,

А еще своей ежихе

Про малину ежик пел.

***

Жук жужжит: «Жу-жу -! Жу-жу!

На спине жужжа, лежу?

Мне положено жужжать!

Но зачем, жужжа, лежать?»

***

Звук [Ш]

Зайчик, зайчик!

Сел в трамвайчик.

И запел: «Я – зайчик, зайчик!

Раз капуста маленька,

Я — безбилетный заинька!»

Мыши, мыши, не шуршите!

Пло ночам не шебуршите!

Мыши днем не шебуршали,

Ночью снова зашуршали.

Звук [Ю]

Юла юлила и крутилась!

Юла устала, наклонилась!

Юлу юлить заводит Юля,

Ей помогает кукла УЛЯ!

Нужна ли помощь логопеда?

Научить самостоятельно своего ребенка правильно произносить звук Р – вполне реально. Но первичная консультация логопеда не будет лишней. Специалист поможет правильно определить причину трудностей произношения, а также предложит оптимальные варианты формирования четкой и внятной речи.

Чем поможет ребенку логопед:

  • определит конкретную причину нарушения речи ребенка;
  • изучит симптоматику и структуру нарушения речевой деятельности;
  • составит индивидуальную систему коррекционного воздействия на речевой аппарат.

Первое посещение логопеда обычно происходит в возрасте 2-3 лет, оно предусмотрено в плановом осмотре перед походом в детский сад. Практически всегда в совокупности с консультацией логопеда проводится осмотр ребенка невропатологом, чтобы исключить нарушения в развитии головного мозга (дизартрия, дислалия, брадилалия и др.).