Красивая речь редко появляется сама собой. Это тяжелый совместный труд — ребенка, родителя, а иногда и логопеда.
Почему дети не выговаривают букву р?
Порой нас даже забавляет то, как ребенок коверкает слова на свой лад, пытаясь их выговаривать. Проблема с произношением отдельных звуков не тревожит нас должным образом зачастую до тех пор, пока ребенок не пойдет в первый класс. А там могут начаться насмешки со стороны сверстников и незаслуженные слезы вашего ребенка. Вот тогда мы начинаем бегать и принимать меры.
Бесспорно, достаточно редки случаи, когда дети, заговорив, начинают выговаривать все слова и буквы правильно. Но картавость может сохраниться на всю жизнь, если не начать ею заниматься своевременно. Обычно самая проблемная буква, вызывающая затруднения у ребенка в произношении – это р. Причем способы воспроизведения этого звука отличаются:
- наиболее распространенный вариант — звук л вместо р;
- иногда дети могут просто пропускать, глотать произношение этого звука, чаще всего проглатываются окончания слов;
- звук р поизносится с французским акцентом при помощи гортани.
Прежде всего, нужно понимать, почему так происходит. К основным причинам, которые влияют на дикцию ребенка, относятся физиологические:
- недостаточное развитие ротовых и околоротовых артикуляционных мышц, а также мышц языка;
- затруднение в свободном движении языка из-за слишком короткой подъязычной связки;
- неправильное развитие формы кончика языка;
- искривление зубов или неправильный прикус.
- Учим ребёнка говорить букву «Р»
- Постановка звука р: поэтапная …
- Постановка звука «Р»: как научить …
- Как научить ребенка говорить ‘р …
Для исправления этих патологий могут потребоваться хирургические или другие специальные средства.
Другая группа причин носит социально-психологический характер:
- Отсутствие полноценной речевой среды, когда родители, подражая малышу, разговаривают с ним, сюсюкая, искажая речь, тем самым лишая ребенка мотивации исправлять свое произношение. Сюда же можно отнести и неразборчивую быструю речь. Ребенку сложно разобрать и повторить произносимые слова.
- Попустительство в воспитании, когда родители ошибочно считают, что ребенок перерастет эту проблему, как говорят в таких случаях — выговорится.
- Еще одна распространенная ошибка — убежденность родителей в наследственности дефектов речи, в связи с чем даже не предпринимаются попытки их исправления.
- Технический прогресс обедняет речевой опыт ребенка, поскольку очень часто молодые родители предпочитают увлечь малыша телевизором, нежели почитать или рассказать ему сказку.
В любом случае для начала нужно проконсультироваться с логопедом.
- Как правильно научить ребенка читать?
- Как научить ребенка говорить?
- Подрезание уздечки языка
Причины неправильного произношения у детей
Речь — процесс довольно сложный. Он включает в себя работу отдельных мозговых систем и речевого аппарата, которые управляются центральной нервной системой. Соответственно, нарушения этих систем становятся причинами возникновения дефектов речи и неправильного произношения.
Дефекты речевого аппарата:
- короткая подъязычная связка — затрудняет движение языка;
- слишком толстые губы или малоподвижная верхняя губа — вызывают трудности с произношением губных звуков;
- неправильный прикус и дефекты строения челюстей — часто дают картавость и шепелявость;
- неправильное строение зубного ряда — может вызывать искажения некоторых звуков;
- нетипичные размеры языка или нёба — нарушают артикуляцию.
Другие причины:
- нарушение слуха напрямую связано с развитием речи и ее качеством;
- ослабленность организма на фоне тяжелых соматических заболеваний в период становления речи;
- нарушение фонематического слуха — неумение различать близкие по звучанию звуки (б-п, д-т).
При наличии перечисленных дефектов следует обратиться к специалисту. Большинство других проблем можно решить в домашних условиях.
Как научить ребенка говорить Р: усердно тренируемся
Ваша первостепенная задача — помочь малышу укрепить мышцы языка. Для этого существует комплекс упражнений.
В основу занятия можно положить сказку о Веселом Язычке. Рот – это домик, твердое небо – потолок.
Если вопрос «Как научить ребенка говорить Р?» стоит в вашей семье остро, приступайте к тренировкам, запомнив несколько простых правил.
- Ваш девиз – терпение.
Если родительская настойчивость сопровождается нервно дергающимся глазом и пунцовыми щеками, отложите занятия. Не стоит винить малыша в том, что он не с первого раза демонстрирует чудеса артикуляционной акробатики.

- Не забывайте, что ведущая деятельность дошкольников – игра.
Занятия проводите перед большим зеркалом. Так малыш сможет контролировать свои движения.
- Только систематические тренировки гарантируют результат.
Поэтому рекомендуем вам придерживаться домашнего расписания.
Что является причиной неправильного произношения
Существует несколько причин, влияющих на неправильное произношение.
К ним относятся:

- Дефекты органов артикуляционного аппарата
- неправильное строение зубного ряда,
- неверный прикус,
- слишком высокое или слишком низкое нёбо,
- короткая подъязычная связка,
- малоподвижная верхняя губа,
- слишком большой или слишком маленький узкий язык.
- Физиологические
- недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата (например, неумение держать язык в определенном положении при произнесении звуков),
- общая физическая ослабленность в период активного становления речи,
- снижение слуха,
- неумение различать звуки, сходные по звучанию ({с}-{ш}, {б}-{п} и т.д.)

- Педагогические
Дети склонны к подражанию, поэтому авторитетные взрослые и сверстники по возможности должны обладать чистой речью. Нельзя подавать неверный пример: сюсюкать, уподобляться детскому произношению. Важно выговаривать все звуки в слове и четко артикулировать.
В каком возрасте ребенок должен выговаривать буквы Р, Л, Ж, Ш, С
Логопеды заявляют, что становление звуков происходит у детей примерно в одинаковые сроки. Буквы С, Ш, Ж ребята должны уметь произносить в 4 года.

Самые трудные в произнесении Р и Л появляются в речи детей позже. Но в норме ребенок должен осилить Р к 6 годам. Чуть раньше он должен произнести твердую букву Л.
Секреты, помогающие быстро научить ребенка выговаривать буквы
Кроме непосредственных занятий с речевыми мышцами ребенка и упражнений на обучение сложной букве, необходимо уделять внимание развитию мелкой моторики. Вместе с ребенком перебирайте крупы, нанизывайте бусинки на ниточку, лепите из пластилина или теста. И главное: работая, не молчите. Рассказывайте ребенку сказки, потешки или скороговорки.
- Постановка звука «Р»: как научить …
- Как ребенка научить произносить букву р …
- rastishka.by
- Блог 4brain
Другим секретом является приучение ребенка часто повторять букву «Д». Произнося эту волшебную букву, тренируются мышцы языка, он правильно располагается во рту и при постоянных тренировках ребенок научится произносить сложную букву «р».
Логопедические стихи и скороговорки
Звук [С]
Загадки
Все лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры –
Помчались с горы.
(Санки)
***
На дне где тихо и темно,
Лежит усатое бревно.
(Сом)
***
Как загудит его мотор,
Глотает он и пыль и сор.
(Пылесос)
Чистоговорки «Договори словечко»
Са-са-са, летит ……(оса).
Сы-сы-сы, не боимся мы …..(осы).
Су–су-су, а я боюсь……( осу).
Сы-сы-сы, убегаю от ……(осы).
Ас-ас-ас, мы пили вкусный……( квас).
Ас-ас-ас, ела Соня…..(ананас).
Ос-ос-ос, ел Никита ….(абрикос).
Ос-ос-ос, Петя нам нес …..(поднос).
Ес-ес-ес, лисы убегают в…..(лес).
Скороговорки
У Сони и Сани
В сетях сом с усами.
Н. Новоторцева
***
У Сони – посылка,
В ней бусы и косынка.
Е. Алифанова, Н. Егорова
Стихотворения
Ест киска суп из миски.
Сыта киска пуста миска.
***
Спит спокойно старый слон,
Стоя спать умеет он.
С. Маршак
***
Слоны умны, слоны смирны,
Слоны спокойны и умны.
По Е. Благининой
***
Спят спокойно Соня, Саня,
Пес и кот во сне сопят,
Засыпает сом с усами,
На суку совята спят.
***
Из кискиной миски пес
Сегодня «Вискас» унес,
А киска из миски
Ест с аппетитом сосиски.
Е Алифанова, Н. Егорова
***
У нас в палисаднике
Возле терраски
Растут голубые
Анютины глазки.
Анютины глазки,
Анютины глазки,
Весной распускаются
Быстро, как в сказке.
По З. Александровой
***
Я несусь на самокате
Мимо сосен и берез,
Оставляет на асфальте
Самокат следы колес.
Самокат я сам катаю,
Встану сам, сам разгоню,
Ну, а если сам сломаю,
Сам его я починю.
По И. Лопухиной
***
Сам
Варит сам самовар,
Катит сам самокат,
Ходит сам самоход,
Сам летает самолет.
***
Звук [СЬ]
Загадки
На чужой спине едет,
На своей груз везет.
(Седло)
***
Сер, да не волк,
Длинноух, да не заяц,
С копытами, да не лошадь.
(Осел)
Чистоговорки
Маленькую Люсю напугали гуси.
Е. Алифанова, Н. Егорова
***
Десять гусят под осиной сидят.
В. Коноваленко, С. Коноваленко
Загадки
Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног –
Вот и весь …….(осминог).
Стихотворения
Жили у бабуси
Два веселых гуся-
Один серый,
Другой белый,
Два веселых гуся.
Вот кричит бабуся:
«Ой, пропали гуси,
Один серый,
Другой белый,
Гуси, мои гуси!»
***
Васенька
Непоседа Васенька не сидит на месте,
Непоседа Васенька всюду
С нами вместе.
Усики у Васеньки, а на них сединки,
Хвост дугой у Васеньки
и пятно на спинке.
По Л. Успенскому, М Успенскому
Дифференциация звуков [С], [СЬ]
Стихотворения
Слоненок удивил ребят:
Слоненок встал на самокат.
Немного покатался-
И самокат сломался.
Г. Сапгир
***
Солнце село за селом
Спят синицы, сойки спят.
Спит в реке усатый сом,
Спят и лес, и степь и сад.
Стадо спит, пастухи пес.
Смолкли песни, скрипы, смех.
Сон в страну свою унес
Всех.
В. Лунин
***
Есть у Сани снегокат,
Есть у Сани сани.
Дайте Сане снегопад –
Он катать всех станет.
Е. Алифанова, Н, Егорова
***
Шел по улице бизон,
Бух и шлепнулся в газон!
— Ну, скажи, какой резон
Мять цветущий мне газон?
Сам себя спросил бизон,
Покидая тот газон.
***
Воробьишко – воробей
Вьется прямо у дверей!
Вьется, весело поет.
Весть, наверно, подает!
Ну, ведун! Ну, воробей!
Вот письмишко у дверей.
Звук [Ж]
Дог по лестнице бежал.
Деревянный дом дрожал!
Пес зубами дергал дверь.
Дверь сказала:
— Дог, ты зверь!
***
Еж гулял, лежал под елью,
Ежевику ежик ел,
А еще своей ежихе
Про малину ежик пел.
***
Жук жужжит: «Жу-жу -! Жу-жу!
На спине жужжа, лежу?
Мне положено жужжать!
Но зачем, жужжа, лежать?»
***
Звук [Ш]
Зайчик, зайчик!
Сел в трамвайчик.
И запел: «Я – зайчик, зайчик!
Раз капуста маленька,
Я — безбилетный заинька!»
Мыши, мыши, не шуршите!
Пло ночам не шебуршите!
Мыши днем не шебуршали,
Ночью снова зашуршали.
Звук [Ю]
Юла юлила и крутилась!
Юла устала, наклонилась!
Юлу юлить заводит Юля,
Ей помогает кукла УЛЯ!
Нужна ли помощь логопеда?
Научить самостоятельно своего ребенка правильно произносить звук Р – вполне реально. Но первичная консультация логопеда не будет лишней. Специалист поможет правильно определить причину трудностей произношения, а также предложит оптимальные варианты формирования четкой и внятной речи.
Чем поможет ребенку логопед:
- Как научить ребенка говорить Р – советы …
- Как научить ребёнка говорить букву «р …
- Постановка звука «Р»: как научить …
- Как научить ребенка говорит букву Р …
- определит конкретную причину нарушения речи ребенка;
- изучит симптоматику и структуру нарушения речевой деятельности;
- составит индивидуальную систему коррекционного воздействия на речевой аппарат.
Первое посещение логопеда обычно происходит в возрасте 2-3 лет, оно предусмотрено в плановом осмотре перед походом в детский сад. Практически всегда в совокупности с консультацией логопеда проводится осмотр ребенка невропатологом, чтобы исключить нарушения в развитии головного мозга (дизартрия, дислалия, брадилалия и др.).