Как облегчить адаптацию ребенка в детском саду, советы психолога

Адаптация ребенка в детском саду в ясельной группе неизбежна. Утренние истерики перед сборами в садик-признаки тяжелой адаптации ребенка к детскому саду. Кто-то её проходит плавно, поплакав первую-вторую неделю, а чьё-то поведение заставляет родителей задуматься о том, что возможно рано малыша отдавать в сад, или стоит сменить группу и воспитателя.

Степень адаптации ребенка в детском саду

  • Тяжелая
  • Средняя
  • Легкая

Тяжелая степень 

Это безусловно те детки, которые идут в сад с истериками, даже спустя месяц, так что слышит весь двор. Зачастую к этому прибавляются «бесконечные» простуды и повышенная нервозность, плаксивость.

Средняя степень

Утренняя плаксивость характерна на первых порах от 2 недель до месяца и время от времени возникающих позже. Особых нервных срывов и истерик не случается, однако малыш сложно проходит «вирусную и бактериальную адаптацию в ясельной группе», начинает болеть.

Легкая степень

Малыш по утрам более-менее охотно идет в сад. Слабые изменения в его поведении заметны только родителям. Частая болезненность не отмечается.

Как проходит адаптация ребенка к детскому саду

По характеру все дети разные, и каждый переживает изменение привычного жизненного уклада на свой лад. Но, так или иначе, начало посещения детского садика непременно отражается на психике малыша. Чтобы понимать, что происходит с ребенком, психологи выделили наиболее часто встречающиеся линии поведения. Зная, что чувствует детсадовец, родителям и воспитателям легче подобрать индивидуальный подход, могущий облегчить нелегкий период вступления на новый этап жизни.

У каждого ребенка адаптация проходит по индивидуальному сценарию

Виды адаптации детей в детском саду

Как проходит адаптация ребенка к детскому саду

Наиболее трудно переносятся первые 2-4 недели привыкания к ДОУ (дошкольному образовательному учреждению). По истечении двух месяцев поведение ребенка приходит в норму, и процесс адаптации считается завершенным. В особо тяжелых случаях он может длиться до полугода. В зависимости от того, насколько ярко проявляет ребенок свои эмоции и в чем они выражаются, выявлены различные виды адаптации:

  1. Активная. Весь спектр негативных эмоций малыша проявляется сразу же, с первого дня нахождения в образовательном учреждении. Ребенок не отпускает родителей от себя, не хочет оставаться, плачет и просится домой. Постепенно интенсивность истерик снижается и возникает привыкание к новым условиям.
  2. Пассивная. Дите вроде бы хорошо, спокойно реагирует на посещение детского садика. Но уже в вечернее время, дома, много капризничает, отказывается от привычных игр, беспокоится и нервничает. На фоне этого может повышаться температура, появляться проблемы со сном, питанием, стулом.
  3. Отложенная. Обычно ввергает неподготовленных к такому варианту развития событий родителей в ступор. Ее суть в том, что ребенок изначально хорошо ходит в образовательное учреждение, не создавая никаких проблем. Но через пару недель его поведение резко меняется, и начинается настоящая адаптация, активная или пассивная.
  4. Проваленная. Привыкания малыша к новым условиям не происходит даже через 2 месяца или более. Он психологически не может справиться с взваленной на него нагрузкой и влиться в режим детского сада. Возможно, ребенок не готов к этому по возрасту, индивидуальным особенностям, или не смог привыкнуть к воспитателям, влиться в коллектив сверстников.
Читайте также:  Как научить ребенка различать цвета?

Степени адаптации ребёнка

Одни дети в период адаптации отпускает родителей от себя после небольших капризов, у них не возникает сильной тревоги во время нахождения в детском саду. Другие устраивают истерики, замыкаются в себе и совсем не идут на контакт. В зависимости от этих показателей выделяют 3 степени привыкания к ДОУ:

  1. Легкая. Самая простая форма адаптации, во время которой поведение и настроение малыша не претерпевает значительных изменений. У него может ухудшиться аппетит и сон, но не сильно. Ребенок теряет интерес к играм, коллективу, но ненадолго. Если он заболевает, то выздоравливает легко, без осложнений.
  2. Средняя. Привыкание к садику средней тяжести характеризуется более продолжительными сроками, достигающими 1,5 месяца. У юного детсадовца в это время наблюдаются изменения активности, иногда сбивается налаженный режим, смещается график сна и бодрствования. Он легко подхватывает заразу и может все время ходить с признаками ОРЗ: насморком, кашлем, плохим самочувствием.
  3. Тяжелая. Эта степень адаптации приносит невероятный дискомфорт ребенку и окружающим его людям: родственникам и персоналу детского сада. Он нервничает, не желает расставаться с родителями, не идет на контакт с окружающими, прячется или проявляет немотивированную агрессию. В таком состоянии у малыша может тормозиться физическое и психическое развитие, нередко происходит откат назад. Часто тяжелая степень сопровождается серьезными болезнями, требующими длительного лечения.

Во время адаптации ребенок может потерять аппетит

Как проходит адаптация ребенка к детскому саду

Периоды адаптации детей к детскому саду

У адаптации любого вида и степени тяжести существуют фазы, которые, в норме, должны последовательно сменить друг друга. Таким образом, планомерно проходя их все, ребенок постепенно успокаивается, привыкает к посещению детского сада, вливается в новую игровую и учебную деятельность. Психологи выделяют 3 периода, которые легко заметны даже несведущему человеку:

  1. Острый. Самое начало адаптации, когда малыш капризничает, не желает идти в группу, отвергает еду, не ложится на дневной сон. Он хулиганит, упрямится, скандалит, всячески выражает протест против изменений в привычном жизненном укладе.
  2. Привыкание. Ребенок принимает новый режим, слушается воспитателей, сильно не шалит и ведет себя в детском садике относительно спокойно. Он перестает часто болеть, укрепляется психика и иммунитет. Домашний вечер тоже проходит без капризов и истерик.
  3. Компенсация. Детсадовец окончательно свыкается с надобностью посещать ДОУ, часто идет туда с радостью, испытывает теплые чувства к воспитателям, хорошо общается со сверстниками. В коллективе он начинает быстрее развиваться, происходит резкое увеличение словарного запаса и поведенческих реакций.

Адаптация ребенка к детскому саду.

  • «Ходунки» — дети со значительной двигательной активностью, активной ориентировочно – исследовательской деятельностью, проявляющие активные двигательные реакции по отношению к предметам окружающей среды, другим детям. Для этих детей характерно ярко выраженное положительное эмоциональное состояние.
  • «Наблюдатели» — дети со средней двигательной активностью, незначительной, малоактивной ориентировочной реакцией по отношению к предметам окружающей среды и другим детям. Для этих детей характерно преимущественно положительное эмоциональное состояние.
  • «Сидуны» — дети с низкой общедвигательной активностью, индифферентным характером ориентировочных реакций по отношению к предметам окружающей среды и детям. Для них характерно положительное эмоциональное состояние.
  • «Лежебоки» — дети с низкой двигательной активностью, малоактивным характером ориентировочных реакций по отношению к предметам окружающей среды, отрицательным отношением к другим детям. Для этих детей характерно ярко выраженное отрицательное эмоциональное состояние.
Читайте также:  Воспитание ребенка 4 5 и 6 лет советы психолога

Причины тяжелой адаптации к условиям детского сада.

  • Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.
  • Наличие у ребенка своеобразных привычек (сосание пальца, грызет ногти)
  • Неумение занять себя игрушкой.
  • Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков
  • Отсутствие опыта общения с незнакомыми детьми и взрослыми.
  • Утренний плач при расставании с родителями.
  • нарушается союз воспитания родителей и воспитателей.

Примерные сроки и критерии успешной адаптации ребенка к детскому саду

Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода: 1. Лёгкая адаптация

  • Сдвиги нормализуются в течение 10—15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе,
  • болеет не чаще обычного.

Физиологические критерии:

  • Здоровье
  • В период адаптации – заболевание не более одного раза сроком на 10 дней.
  • Аппетит
  • В первые дни может быть снижен, затем нормализуется. Отказа от еды не наблюдается.
  • Сон
  • В первую неделю возможны проблемы с засыпанием, сон может быть непродолжительным. К 20 дню сон нормализуется.

Психоэмоциональные критерии: Эмоциональный фон

  • Настроение бодрое, заинтересованное, может сочетаться с утренним плачем. Преобладает спокойное
  • эмоциональное состояние,однако это состояние не стабильно. Любой новый раздражитель влечет за собой возврат
  • как к положительным, так и к отрицательным эмоциональнымреакциям.
  • Поведение
  • В первые дни возможно проявление пассивно-разрушительной активности, направленное на выход из ситуации — это
  • активный двигательный процесс. Активность ребенка направлена на восприятие и переработку информации.
  • Активность может проявляться как в речевом, так и в действенном плане это смех голосовые реакции.

2. Адаптация средней тяжести

  • Сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить
  • заболевание длительностью 5—7 дней, есть признаки психического стресса;

Физиологические критерии:

  • Здоровье
  • Заболевают не более 2 раз за этот период сроком до 10 дней. Возможны изменения вегетативной нервной системы.
  • Может снизиться вес, могут появиться тени под глазами, бледность, потливость. Восстановление происходит через
  • 20-40 дней.
  • Аппетит
  • Аппетит снижается. В первые дни возникает отказ от еды. Аппетит восстанавливается через 20-40 дней.
  • Сон
  • Ребенок плохо засыпает. Сон короткий. Вскрикивает во сне. Просыпается со слезами. Сон восстанавливается через
  • 20-40 дней.

Психоэмоциональные критерии:

  • Эмоциональный фон
  • Наблюдается подавленность, напряженность, пассивное переход к отрицательным эмоциям,
  • частый плач, или, наоборот, , обычно к 20 дню, эмоциональное состояние
  • нормализуется.
  • Поведение
  • Отсутствие активности. В дальнейшем активность избирательна. Возможен отказ от участия в деятельности, в игре
  • ребенок не пользуется приобретенными навыками, игра ситуативная и кратковременная, речью может
  • непользоваться.

3. Тяжелая адаптация

  • Длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое,
  • так и психическое истощение организма.

Физиологические критерии:

  • Здоровье
  • Часто болеют, более 3 раз за период. Изменение вегетативной нервной системы. Появляются признаки
  • невротических реакций. Шелушение кожи, диатез, бледность, потливость, тени под глазами, вес может снижаться.
  • Возможны нарушение стула, бесконтрольный стул, невротическая рвота.
  • Аппетит
  • Аппетит снижен. Стойкий отказ от еды. С трудом привыкает к новой пище. Может отказываться от самостоятельного
  • приема пищи. Аппетит восстанавливается к 60 дню.
  • Сон
  • Плохо засыпает, сон короткий, прерывистый. Во время сна наблюдаются всхлипывания, могут вскрикивать во сне.
  • Восстанавливается примерно к 60 дню.
Читайте также:  Как будет выглядеть ребенок по фото родителей

Психоэмоциональные критерии:

Табл. 1

Шкала оценки проявления эмоционального состояния

Степень выраженности

Характеристика

Способы проявления

1-я степень

Внешние проявления как негативных. Так и позитивных эмоций отсутствуют или выражены незначительно

Мимика, поза, слова и т.д.

2-я степень

Эмоциональные проявления выражены средне

Мимика, поза, слова и т.д.

3-я степень

Эмоции выражены сильно

Мимика, речь, двигательная активность

Табл. 2

Шкала оценки проявления эмоционального состояния

1-я степень

(слабая)

2-я степень

(средняя)

3-я степень

(высокая)

Страх

спокоен, нерешителен, малоактивен

хмурит брови, возбужден, напряжен

отказывается смотреть, убегает, плачет, хватается за близкого, замирает, визжит

Гнев

спокоен, хмурит брови, смотрит угрюмо

убегает, крепко зажмуривается, колотит руками, сжимает кулаки

все отвергает, плачет, дерется

Печаль

спокоен, малоактивен,

хмурит брови, кривит губы, сдерживает слезы

плачет, все отвергает, капризничает

Радость

расслаблен, слегка улыбается

обнимается, активно играет, широко улыбается

размахивает руками, прыгает, хвастается, хохочет, дурачится, восторженно кричит

Интерес

практически не интересуется ничем новым, предпочитает старые игрушки, уклоняется от незнакомых

играет с новыми игрушками, улыбается при встрече с новым

активно интересуется всем происходящим, задает вопросы взрослым

Удивление

не выказывает удивления, не обращает внимания на необычное

широко открывает глаза и рот от удивления

подбегает к тому, что его удивило, расспрашивает окружающих об этом

Консультация психолога

Перед поступлением в детский сад, ребенок должен пройти комплексное медицинское обследование. Одним из его пунктов является посещение психолога. Зачем оно необходимо?

Консультация психолога

Квалифицированный специалист проводит 15–20 минутную беседу с малышом и родителями на предмет готовности ребенка к поступлению в детский сад. Этого мероприятие имеет игровую форму, профильный врач оценивает поведение ребенка, его психомоторные реакции и иные особенности, проводит экспресс-скрининг.

По окончанию профосмотра, психолог может выдать свою рекомендацию по целесообразности посещения дошкольного учреждения. Следует понимать, что запись, сделанная психологом, ни к коей мере не является предписанием (решение о возможности либо невозможности посещения ДОУ в спорных случаях принимается медкомиссией), однако позволяет родителям обратить внимание на отдельные проблемы в воспитании, развитии, логопедии малыша.

Мероприятия по организации процесса адаптации персонала

Для успешного завершения адаптационного периода стоит подготовить небольшую памятку по действиям, которые необходимо выполнить. Среди основных в первую неделю:

  • познакомить с фирмой – рассказать во время экскурсии о будущих обязанностях, целях компании;
  • решить организационные вопросы – объяснить, как работает весь организм, дисциплинарные и рабочие моменты;
  • финансовые вопросы – сколько он будет получать, как оплачиваются выходные и сверхурочные, премии и штрафы;
  • соцпакет – на что он может рассчитывать;
  • техбезопасность – показать, где нужно быть осторожным, побеседовать о вероятности получения травмы под подпись;
  • познакомить с подразделением и рабочим местом – озвучить, что нужно делать и какие результаты ждут от принятого человека.