Как помочь ребенку учиться и делать домашнее задание

Дети-дошкольники почти всегда хотят пойти в школу, желая учиться и походить на взрослых. Однако школа, особенно современная, является очень сложным моментом в жизни ребенка и в физиологическом и в социально-педагогическом плане. У ребенка меняется вся жизнь, появляются другие контакты и отношения, а также много обязанностей.

СИТУАЦИЯ

Танечка очень стеснялась отвечать и переспрашивать. Ей нужно было время, чтобы подумать над ответами. В конце второго класса на родительском собрании ее причислили к «твердым троечникам», которым придется работать летом дополнительно. Папа Тани — чиновник высокого ранга, и школьная ситуация здорово била по его самолюбию. «Моя дочь еле учится… Скажи, что тебе не хватает? У тебя есть все — отдельная комната, одежда, еда… Мама дома, тебе помогает. Нельзя учиться на хорошо и отлично? А что нас ждет дальше?» Но у Тани было свое самолюбие. Она хлопнула дверью и ушла на улицу. Никогда ей не было так одиноко… Родители разыскали ее на вокзале, догадавшись, что дочка отправится к бабушке в Минск… Таня подросла, подтянула учебу и уже выбилась в хорошисты, но до сих пор помнит реакцию отца на тройки и свое чувство одиночества и отчаяния.

Родители: «Наша дочь троечница… Нам стыдно ходить в школу на родительское собрание».

Ребенок: «Они меня не любят, потому что я какая-то не такая уродилась… Моя жизнь кончена…»

Отрицательные ярлыки («троечник», «неудачник», «недотепа») снижают мотивацию достижения у детей. Что проку стараться, если тебя все равно будут ругать за плохие отметки? Дети обнаруживают, что в школе есть «любимцы» и «изгои», «трудные» и «отличники». Этот ярлык — показатель статуса ребенка в группе, который, в свою очередь, становится стереотипом, управляющий поведением члена группы. Все знают, что Петя занимается футболом, он — спортсмен, а Маша хорошо решает примеры и задачи, она — умная. Если ярлык «хороший», он напоминает ребенку о достижениях и подбадривает его в трудные минуты. Если «плохой» — он усугубляет ситуацию, делает ее почти безнадежной, снижая самооценку у психически подвижных детей. У детей с сильной нервной системой он повышает уровень скрытой агрессии.

Объектом оценки должен стать не ученик, а результаты его усилий. Различают отметки и оценки. Отметки, как зарубки, метки, позволяют отслеживать и нам, и самим детям траекторию прогресса в обучении. Оценки — это невидимые колпаки с надписями, которые дети носят очень долго, после того как мы водружаем их им на головы. Корона. Маска. Клеймо. Если мы не можем им помочь, может, мы хотя бы не будем подрезать крылья?

Мы говорим | Они слышат
• Ты позоришь семью. У нас все оканчивали школу с золотыми медалями. | • Я — гадкий утенок.
• Если ты сейчас учишься на тройки, что с тобой будет дальше? | • Чем старше становишься, тем тяжелее и беспросветнее…
• Я не хочу даже знать, что ты получил двойку. Как хочешь, но чтобы домой приносил хорошие отметки! | • Я им безразличен. Их интересуют только мои отметки.
Как не стоит реагировать | Лучше сказать
• Папа с дневником, в котором стоит «3», — дочке: «Моя дочка троечница…» • Ребенок: «Почему он расстраивается из-за одной-единственной отметки?.. Лучше бы помог…» | • Отец: «Я тоже думаю, что это недоразумение. Нужна помощь?»

Зачем задаются домашние задания

Немало людей – как школьников, так и их родителей – интересуются этим вопросом. Ведь домашние задания обычно не содержат нового материала, а направлены на закрепление пройденного на уроке. Но в этом и заключается их смысл: тема школьного занятия может быстро «выветриться» из памяти, особенно если она показалась ребёнку нудной и не соответствует его интересам и увлечениям. Дома, в принципиально иной обстановке, ученик должен снова вернуться к пройденной теме, в этом случае закрепляется произвольное запоминание.

Но значение домашних заданий не только в этом. По крайней мере, в начальных классах домашнее задание – это единственный вид работы, который ребёнок обязан делать самостоятельно. За эту работу он несёт ответственность. Поэтому задание уроков на дом – это отличный способ развить данные качества личности – самостоятельность и ответственность. Уроки нужно делать даже в том случае, если школьник хорошо понял тему на занятии в школе. В домашнем задании больший упор делается на практическую часть, поэтому для ребёнка это способ проверить усвоенную тему «в деле».

Читайте также:  Почему ребенок ничего не рассказывает родителям

Когда мы учим маленьких школьников выполнять домашние задания, нужно разъяснить ему необходимость именно самостоятельной работы. Школьные уроки – это своеобразная подготовка к взрослой жизни, и у учёбы с работой есть много общего. Можно привести параллели – у мамы своя работа, у папы своя, и ты тоже делаешь свою работу – ходишь в школу и делаешь домашнюю работу.

Многие родители помнят, как им в детстве говорили: будешь плохо учиться – станешь дворником. Некоторые и сейчас говорят это своим чадам. В этом, в принципе, есть резон. Нужно только объяснить до конца – что люди, которые занимают важные посты, являются начальниками и хорошо зарабатывают, делают очень сложную работу и притом делают её самостоятельно. А тот, кто с детства не любит сложных заданий и боится самостоятельных решений (пусть даже и ошибочных!), во взрослой жизни будет работать только на простых и дешёвых местах – дворником, грузчиком и т. д.

Когда нужно делать домашнее задание

Важно определить, когда ребёнок должен делать уроки. Не следует откладывать их на вечер: ночное время – это период отдыха для организма, особенно для мозга. Оптимальное время занятий для школьника, учащегося в первую смену, — через час или полтора после возвращения из школы. Если он посещает какие-то дополнительные занятия, секции или кружки, то уроки можно сделать и в более позднее время. А в том случае, если ребёнок учится во вторую смену, уроки лучше всего делать утром.

Не нужно отвлекать его посторонними обязанностями, такими как уборка. И ребёнок, и родители должны осознать, что самое главное для него – это учёба. Прибраться можно в любое другое время, мусор никуда не убежит.

Нужно ли ограничивать ребёнка во времени?

Большинство педагогов и психологов уверено, что нельзя, он должен выполнять задание в том темпе, в каком ему удобно. Спешка принесёт только вред: уроки либо будут сделаны не полностью, либо неправильно, либо неаккуратно. Понятие «быстро» для такого возраста – весьма тонкое и растяжимое, по-настоящему быстро ребёнок научится делать уроки только в более старших классах.

Но справедливо и то, что чрезмерно затягивать выполнение уроков не нужно, в этом случае ребёнок устанет и будет только делать вид, что работает над заданием. Ограничение времени должно производиться, так сказать, естественным образом: для первой смены ограничивающий фактор – вечер, когда нужно готовиться ко сну; для второй смены – отправка в школу. Однако ребёнок, если он не устал, и сам стремится поскорее расправиться с уроками, чтобы пойти гулять. Долгожданная свобода и интересные занятия – хороший стимул к быстрой работе.

Выполнение домашнего задания может быть длительным. В этом случае необходимо придерживаться особого режима. Каждые 20 – 30 минут нужно давать ребёнку возможность отдохнуть. Здесь такое же соображение, что и в школе: уроки сменяют друг друга не подряд, между ними есть длинные и короткие перемены.

Работа над уроками дома, с точки зрения ученика, сильно отличается от школьных занятий. Можно не торопиться, подольше отдохнуть, приступить к делу тогда, когда удобно; мама не будет ругать за двойки и ошибки, можно заглядывать в учебник и даже в «решебник» — дома это не возбраняется. С одной стороны, это положительный фактор, но с другой – отрицательный: меньшая строгость по сравнению со школьными занятиями приведёт к снижению ответственности и самоконтроля. Ребёнок начнёт есть за работой, смотреть телевизор, слушать музыку, а всё это будет отвлекать. В результате он засидится за столом и не сможет выполнить другие важные дела, а также отдохнуть. Поэтому домашнюю работу родители должны контролировать.

Практичные советы психолога

Как помочь ребенку хорошо учиться — советы психолога

Итак, что же нужно делать, по совету психологов, дабы ребенку было легче учиться.

1) Во-первых, следует обратить внимание на то, сколько жидкости потребляет ребенок. Именно ее недостаток вызывает быструю утомляемость, снижение концентрации внимания. Насыщая кровяные клетки кислородом, вода помогает повысить работоспособность и эффективность процесса обучения. Поэтому следует проследить, чтобы ребенок пил как можно больше жидкости, особенно работая за компьютером.

2) Необходимо научить ребенка (например, в игровой форме) навыкам планирования. Для этого можно завести ежедневник или блокнот, отмечая в нет цели или задачи. Каким либо способом помечать те дела, которые уже выполнены. В нем может быть записано все, например, домашнее задание, поход в школу или спортивную секцию – вся эта процедура пожжет спланировать время;

3) Нужно организовать рабочее место для занятий. И для этого желательно, но не обязательно должна быть выделена комната или специальный стол. Это может быть обычный стол, но в пределах досягаемости должны быть учебники и другие необходимые книги, а также канцелярские инструменты, чтобы ребенок не вскакивал и не расхаживал по квартире за той или иной вещью. Место должно быть хорошо освещено лампой. Еще необходим подходящий стул со спинкой. Также рекомендуется создать спокойную, не отвлекающую от учебы обстановку, это поможет школьнику сделать работу качественнее и быстрее.

Практичные советы психолога

4) Должен быть обеспечен постоянный режим дня. Для каждого ребенка он индивидуален, поэтому четких временных рамок и правил нет. Следует подойти к данному вопросу основательно, и в соответствии с особенностями ребенка. Например, кто-то хорошо делает уроки сразу придя со школы домой, кому-то нужно отдохнуть. Особенно важен режим дня тем детям, которые посещают помимо школы дополнительные секции или другие занятия.

Читайте также:  Интеллект - что это такое, его виды, способы определения и развития

5) Еще одним немаловажным моментом являются перерывы в работе. Ведь долго делать уроки совсем не значит хорошо их сделать. Большинство детей не могут долго быть сосредоточенными на одном деле, им необходимы перерывы. Есть временные нормы времени, которое нужно затрачивать младшим школьникам на подготовку домашнего занятия:

— один час – 1 класс;

— час-полтора – 2 класс;

— полтора-два часа – 3 и 4 класс.

В перерывах можно перекусить, или сделать разминку для глаз, рук или спины. В школе у ребенка нет возможности пройтись во время урока и выпить воды, если он устал, поэтому дома ему обязательно нужно это обеспечить.

6) Обучение ребенка конспектированию также важный элемент хорошей успеваемости. Следует помочь детям освоить некоторые приемы:

— не записывать все подряд, а выделять основное. Это помогает сэкономить время и силы, а также понять или немного запомнить информацию, которая записывается;

— писать разборчиво, так как обратное, а также частые сокращения приведут к трате нервов и времени при попытке прочесть и понять написанное;

— повторное прочтение конспекта с выделением цветом основных мыслей увеличит процент усвояемости материала.

Практичные советы психолога

7) Можно комбинировать разные способы, помогающие запоминанию: конспектирование, карточки с основными моментами, проверка задания третьим лицом;

8) Одним из наиболее важных моментов является оказание помощи школьнику, без оказания ему «медвежьей услуги». Основная цель обучения – научится делать это самостоятельно, справляться с трудностями самому. Помогать нужно советом, или примером, но не делать вместо него.

Неблагоприятные моменты учения следует преодолевать улыбкой, трудом, терпением. Все должно быть непротиворечивым и постоянным. Не нужно сравнивать детей между собой, сравнивайте ребенка с ним вчерашним.

Учитывая все вышесказанное, ответ на вопрос как помочь ребенку хорошо учиться становится более ясным. Советы психолога говорят об одном – доброжелательность главный ключ. Поэтому возьмите терпение, позитивное настроение, желание помочь своему ребенку и приведенные здесь советы – это и является той самой правильной помощью ребенку.

Узнайте прямо сейчас о самом полезном препарате Плантекс для новорожденных (инструкция по применению). От колик, запоров, вздутия, срыгивания и для нормализации пищеварения.

Домашнее задание

Для подготовки ребенка к самостоятельному выполнению домашних заданий необходимо пройти несколько этапов. Помните, что у детей это происходит по-разному: кто-то может этому научиться за неделю, а кто-то — за несколько месяцев. Поэтому родителям необходимо набраться терпения и быть готовыми протянуть руку помощи. Во-первых, определите свое отношение к школьным отметкам: главное для Вас — десять баллов любой ценой либо интерес ребенка к познанию и уверенности в своих силах? Во-вторых, отучите себя от привычки исправлять каждую ошибку. Просто попросите остановиться и подумать, возможно, ребенок сам заметит и исправит свой недочет. Но и накапливать ошибки тоже не стоит, ведь это может снизить уверенность ребенка в себе.

Что делать если ребенок не хочет учиться – общие рекомендации и советы психологов в зависимости от возраста детей

почему ребенок не хочет учиться в начальной школе

Что делать, если ребенок не хочет учиться в начальных классах

Наиболее распространенные причины, почему малыши отказываются ходить начальную школу – это нежелание рано просыпаться, делать уроки, боязнь грозного преподавателя. Также новый детский коллектив может внушать опасения.

  • В самом начале обучения поступайте с малышом как при адаптации в садике – вложите вашу общую фотографию в его портфель, разрешите взять любимую игрушку, чтобы поиграть с ней в перерывах.
  • Заранее познакомьтесь с учителем и посмотрите мультики и книги о распорядке дня школьника. Пусть юный ученик знает, что его ожидает во время занятий.
  • Прорепетируйте сборы в школу и уроки через игру. В качестве заданий к такой тренировке можно давать настоящие задания в тетрадях-прописях или в букваре. Во время игры меняйтесь ролями – пусть малыш побудет учителем, покомандует и почеркает в прописях красной пастой – это снизит страх перед плохими оценками и учительницей.
  • Не нужно ругать первоклассника за плохие отметки. Лучше сеть вместе и попытаться разобрать ошибки, показать правильные решения заданий.
  • В качестве поощрения в конце учебной недели можно ходить со школьником на развлекательные мероприятия – в кино или развлекательный центр для малышей. В более старших классах можно также поощрять ученика, но уже за хорошие оценки, а не просто за посещение занятий.
Что делать если ребенок не хочет учиться – общие рекомендации и советы психологов в зависимости от возраста детей

Что делать, если ребенок не хочет учиться в средней школе

Мнение психологов о нежелании учиться детей в возрасте от девяти до двенадцати лет сводится к наличию конфликтных ситуаций с преподавателями или одноклассниками. В таком возрасте ребенок еще сильно зависит от мнения окружающих, но уже проявляет собственное “я” и характер.

В первую очередь, со школьником надо поговорить и выяснить, действительно ли речь идет о конфликтной ситуации. Отдельно стоит обсудить эту ситуацию с учителем, узнать его точку зрения и получить рекомендации о путях решения проблемы. Преподаватель может стать отличным помощником в воспитании, ведь у него гигантский практический опыт налаживания взаимоотношений с самыми разными школьниками.

Старайтесь ограждать своих отпрысков от домашних конфликтов. У любого человека, особенно маленького, должна быть уверенность в том, что родители всегда поймут, помогут и поддержат, что бы ни случилось.

Не забывайте о вознаграждениях за хорошую учебу – метод кнута и пряника никто не отменял, но очень часто родители забывают именно о вознаграждении, когда как наказания не заставляют себя ждать.

Те проблемы с социализацией, кажущиеся вам смешными и глупыми, крайне важны для юных школьников. Родители ни в коей мере не должны насмехаться и обесценивать переживания своего чада.

Что делать, если ребенок не хочет учиться в подростковом возрасте после 12 лет

Хотя в таком возрасте межличностные коммуникативные проблемы со сверстниками приобретают наибольшую остроту, психологи выделяют другую основную причину отсутствия желания учиться – бессмысленные и неинтересные предметы.

Что делать если ребенок не хочет учиться – общие рекомендации и советы психологов в зависимости от возраста детей

В возрасте от 13 и до 17 лет ученики определяются с будущей профессией и получением образования. Они дополнительно занимаются по необходимым в будущем направлениям, родители оплачивают репетиторов. Поэтому те предметы, которые не пригодятся им в жизни и, самое главное, при поступлении в среднее или высшее учебное заведение, оказываются ненужны и неинтересны.

Но в этом возрасте уже можно объяснить детям, зачем им нужна учеба и непрофильные предметы. Подросток способен осознать, что без широкого кругозора, который дает изучение всех школьных предметов, сложно добиться успеха в жизни. Помимо этого в жизни может все кардинально меняться несколько раз, и тогда неинтересные сейчас уроки пригодятся.

Не нужно забывать о правильном стимулировании интереса к учебе. Поощряйте вашего ребенка за хорошие оценки – этот метод отлично работает.

ребенок не хочет учиться-советы психолога

Читайте также:  Как научить говорить ребенка в 2 года?

Памятка для родителей

Что нужно, чтобы повысить мотивацию школьника к учебе:

  • Обеспечить адекватное соотношение учебы и отдыха, сделать внеучебную жизнь ребенка насыщенной.
  • Интересоваться успехами и проблемами ученика в школе.
  • Помогать разобраться со сложными и непонятными темами, подталкивать к самостоятельным рассуждениям.
  • Начинать объяснение непонятных тем через интересные необычные факты.
  • Стремиться объединить процесс учебы с увлечениями ребенка.
  • Включать в объяснения элемент игры.
  • Поддерживать интерес ребенка к соревнованиям.

И вот список вещей, которые делать нельзя категорически:

  • Использовать в качестве мотивации только материальные вознаграждения и подарки.
  • Прибегать к аргументам, которые справедливы для вас, а не для ребенка (пример такого аргумента: «Будешь учиться хорошо — когда вырастешь, сможешь много зарабатывать»).
  • Решать за ученика домашние задания.
  • Ругать ребенка за ошибки и неудачи.
  • Контролировать каждый шаг ребенка, решать за него, что учить, когда и как.
  • Фокусироваться на поведении ребенка, не пытаясь понять причины отсутствия мотивации.

Конфликты

Ребенок не хочет учиться? Как ему помочь? Все зависит от ситуации. Как уже было сказано, важно выявить причину изучаемой проблемы. А их немало.

Нередко желание учиться и ходить в школу отбивают конфликты. Например, с одноклассниками или учителями. В первом случае все труднее, чем кажется. Конфликты с одноклассниками иногда разрешаются быстро и самостоятельно. А в некоторых случаях они ставят в замешательство даже психологов. Поэтому зачастую, если у ребенка затяжные проблемы с «коллегами» по классу, приходится или переводить малыша в другой класс, или вовсе менять школу.

А вот при конфликтах с учителями можно исправить положение. И заниматься этим должны родители. Важно выяснить причину «ссоры», а затем уже предпринимать какие-либо действия. Обычно люди просто меняют педагога. Но иногда можно просто поговорить с учителем и повлиять на него. Бывает и так, что ученики и педагог «не сошлись характерами». Такой вариант ставит в замешательство и психологов, и родителей, и руководство школы. Как уже было сказано, обычно просто принимается решение о смене учителя.

Как помочь ребенку учиться правильным питанием

Здоровое питание – важный фактор хорошей учебы. Современные научные исследования показывают, что мозг – орган, который страдает от неправильного питания в первую очередь.

Заметив, что ваш ученик быстро утомляется, стал раздражительным, получает в школе более низкие оценки, обратите пристальное внимание на то, чем он питается.

Как помочь ребенку учиться правильным питанием

Прежде всего, ограничьте в рационе ребенка употребление гамбургеров, чипсов, газированной воды и других подобных продуктов.

Для правильной работы мозга необходимы витамины группы В, которые отвечают за способность к обучению, внимание и хорошую память.

Для этого необходимо ввести в ежедневное меню школьника такие продукты, как:

  • орехи,
  • мясо,
  • курица,
  • печень,
  • рыба,
  • молоко,
  • гречневая крупа,
  • свежие овощи и фрукты.
Как помочь ребенку учиться правильным питанием

Если он отказывается есть, подойдите к решению проблемы творчески: найдите новые рецепты или оформите блюдо так, чтобы оно стало привлекательным для малыша.