Как помочь в учёбе гиперактивному ребёнку

Судя по статистическим данным, гиперактивность встречается практически у каждого двадцатого ребенка, кстати, следует отметить, что у мальчиков в два-три раза чаще. Получается, в учебном классе можно встретить как минимум одного малыша с чрезмерной активностью. Советы родителям гиперактивного ребенка раздают все кому не лень, но на самом деле прислушиваться нужно лишь к специалистам.

Кто же виноват и что делать, если ребенок гиперактивен?

Какова же причина гиперактивности? Это могут быть генетические особенности, особенности функционирования головного мозга, полученные в результате родовых травм и инфекционных заболеваний, перенесенных ребенком. К сожалению, развитие психологической культуры обществе таково, что родители не только не информируют педагогов об особенностях развития своих детей, но и часто скрывают состояние их физического и психического здоровья. Как результат — ребенку не предоставляется вовремя необходимая медицинская и психологическая помощь, воспитатели и учителя тратят массу сил и нервов на обуздание ребенка-урагана. Родители же нередко винят себя, учителей, бабушек, общество, сложные времена. Часто приходится слышать: «Даст Бог, перерастет, это возраст такой». И хорошо, когда ребенок действительно «перерастет», а если нет? Тогда взросления гиперактивного ребенка сопровождаются ссорами, слезами, а может, и воспитанием с помощью ремня, что вряд ли даст положительный результат. В таком случае родителям следует искать помощи у педагогов — возможно, совместными усилиями им удастся научить ребенка нормально общаться со сверстниками и взрослыми.

Признаки того, что ребенок гиперактивный

О СГДВ сегодня знают практически все, у кого есть дети. И многие из родителей готовы поставить своему малышу диагноз, основываясь лишь на поверхностных знаниях о синдроме. Многие дошкольники растут шустрыми, не всегда слушаются маму и папу, но далеко не все они требуют специализированной помощи. Какие же признаки указывают на СГДВ у ребенка?

  • Он не может усидеть на одном месте более минуты, начав какое-то дело, практически сразу теряет интерес к нему;
  • Негодует по поводу замечаний и критики в свой адрес;
  • Отказывается слушать наставления и замечания, игнорирует их;
  • Не имеет постоянных увлечений;
  • Его внимание неустойчиво;
  • Он забывает сказанное и услышанное несколько минут назад, будь то замечание, просьба или обидные слова в адрес других людей: сказал и забыл.

Что такое гиперактивность

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это научное название поведенческого расстройства, характеризующегося чрезмерной подвижностью вкупе с неорганизованностью.

До поры до времени это не создаёт особых сложностей. Проблемы возникают в школе, когда от ребёнка требуют сосредоточенности, дисциплины и подчинения правилам. Поэтому и диагностируют ADHD by the Numbers: Facts, Statistics, and You СДВГ в среднем в семь лет, хотя первые признаки могут появиться в три года.

Признаки гиперактивности

Обычно синдром дефицита внимания и гиперактивности начинает проявляться у малыша в возрасте двух-трех лет. Большинство родителей обращают на это внимание, когда у их сына или дочери начинаются проблемы с учебой в школе, которые являются лишь следствием неврологической проблемы.

Кстати, о проблеме. СВДГ — это неврологическое расстройство, которое очень хорошо корректируется правильным воспитанием и уходом, с возрастом его проявления сводятся к минимиму. В медицинскую карточку диагноз «гиперактивность» не запишут, однако наши невропатологи используют другой, морально устаревший термин — ММД(минимальная мозговая дисфункция). Итак, симптомы гиперактивности ребенка:

  • непоседливость вертлявость и беспокойство;
  • нервность, эмоциональная неустойчивость, плаксивость;
  • невнимательность, рассеянность и забывчивость;
  • небрежность в выполнении заданий;
  • неприятие общепринятых норм поведения и требований взрослых;
  • отсутствие самоорганизации;
  • шумность и болтливость во время тихих занятий;
  • неумение выслушать собеседника до конца;
  • создание помех окружающим;
  • беспокойный сон;
  • задержка развития речи.

Знаете ли вы? Типичный представитель ребенка с СДВГ — это Джонни Дорсет, более известный миру как Вождь краснокожих из одноименного рассказа О. Генри.

Каждый из признаков — повод для визита к психологу. Только он (а не бабушка или дедушка) сможет рассказать, как лечить СДВГ, как успокоить малыша, и как ему адаптироваться в обществе.

Чем нормальная активность отличается от гиперактивности

В распознавании нормального состояния от патологического, имеет значение темперамент самого наблюдателя. Спокойная мама может счесть своего подвижного ребенка гиперактивным. И напротив, если мама сама из бывших непосед, то ее обычный ребенок может показаться ей малоподвижным.

Все познается в сравнении!

Обычная активность ребенка:

Чем нормальная активность отличается от гиперактивности
  • Не сидит на месте, предпочитает подвижные игры, может подолгу играть в одну игру (кататься на велосипеде, собирать кубики или головоломки).
  • Любознательный, у него всегда много «почему». Разговор ведет быстро и складно.
  • Ночью спит продолжительно, пищевая система не нарушена.
  • Не бывает агрессивным. Но если его обижают, не растеряется и ответит тем же.

Супер-активный ребенок:

  • Движения малыша беспорядочны, он активен, но безрезультативно. Если чувствует усталость, то начинает истерику.
  • Ему трудно концентрировать внимание даже на короткое время.
  • Разговаривает в быстром темпе и сбивается в словах. Перебивает взрослых и задает множество вопросов, хотя сам при этом даже не умеет дослушать до конца ответ на свой вопрос.
  • Среди таких детей часто встречаются аллергики, приходится приложить много усилий, чтобы уложить их спать. Сон не глубокий.
  • Нередко встречаются приступы агрессии без причин. Провоцирует других детей на ссоры.
  • Внимание рассеяно, суетится, ему трудно в обучении и общении со сверстниками.

Гиперактивный и активный: различия

Нередко когда родители говорят о своем ребенке, что он гиперактивный, они вкладывают в это слово положительный смысл. Но большинство людей попросту путает два различных понятия – активный и гиперактивный. Действительно хорошо, когда ребенок любознательный, проявляет интерес к окружающему миру, тянется к новым знаниям. Но гиперактивность и синдром дефицита внимания, которые зачастую взаимосвязаны, относятся к неврологически-поведенческим расстройствам. Они наиболее болезненно дают о себе знать после пяти лет, что, несомненно, негативно сказывается на ребенке, мешая ему развиваться наравне с остальными детьми.

Читайте также:  Причины и способы лечения заикания у детей

Активные дети могут быть подвижными дома, на спортивной площадке с друзьями, в садике, но придя в любое для них новое место, например, в гости или на прием к врачу, они сразу же успокаиваются и начинают вести себя как настоящие тихони. С гиперактивными же детьми все по-другому независимо от обстоятельств, места и людей, которые их окружают: они всегда ведут себя одинаково и просто не могут усидеть на месте.

Гиперактивный и активный: различия

Активного ребенка можно увлечь обычной игрой, например, шашками или собиранием пазла, у гиперактивного же не хватает усидчивости.

В любом случае все очень индивидуально, поэтому лишь исходя из наблюдений можно давать рекомендации родителям. Гиперактивных детей сложнее испугать, у них занижен болевой порог, они ничего не боятся, совершенно не думая о своей безопасности.

Из всего вышесказанного следует, что если малыш любит подвижные игры, ему нравится узнавать что-то новое, и это любопытство не мешает ему в учебе и в социальных взаимоотношениях, то не следует называть его гиперактивным. Ребенок просто нормально развивается для своего возраста. Если же малыш не может усидеть на месте, дослушать сказку до конца или же закончить задание, постоянно требует к себе внимания или же закатывает истерики, то это гиперактивный ребенок. Что делать родителям? Советы психолога смогут помочь в этом нелегком вопросе.