Как развивается и что умеет ребенок в 4 года

4 года — очень важный и интересный этап в развитии ребенка. Дети этого возраста уже умеют самостоятельно есть, одеваться, убирать за собой игрушки, неплохо владеют речью, способны запоминать простую информацию и решать элементарные логические задачки. К этому времени большинство ребятишек уже посещает детские сады, где приобретают свои первые навыки общения в коллективе.

Различия в развитии мальчиков и девочек

С полугодовалого возраста каждый ребенок может распознавать принадлежность человека к определенному полу. Однако, только с двух лет начинается самоидентификация по половому признаку в ходе общения со сверстниками, по принципу их поведения во время игр. Развитие мальчиков и девочек отличается по некоторым критериям.

Различия в развитии мальчиков и девочек
Навыки и умения Мальчики Девочки
Моторика Для мальчиков характерно быстрое развитие крупной моторики: бега, прыжков, удержание равновесия. Физическая активность более агрессивна и импульсивна. Для девочек – мелкой моторики: письмо, рисование, лепка.
Вербальное развитие Речь развивается по сравнению с девочками с некоторым запозданием, набор словарного запаса скуднее. Чтение – сильная сторона, способность обращать внимание на невербальные признаки – голос, интонацию. Поэтому девочки – хорошие «собеседники», с умением выражать эмоции и чувства уже на ранней стадии развития.
Умение ходить на горшок В возрасте до двух лет мальчики чаще писают в постель. Приучаются к горшку быстрее.
Первые шаги Склонность к повышенной подвижности, «авантюризму», определяет способность быстрее делать первые шаги, чтобы поскорее испытать свои силы. Для маленьких девочек характерно отставание в приобретении навыков ходьбы на 2-3 месяца в отличие от мальчиков.
Развитие речевых навыков Тяга к соревнованиям более выражена, чем у девочек, заставляет вступать в словесные споры. Девочки все равно преуспевают больше в развитии речи, опережая мальчиков примерно на 5 месяцев.
Тяга к новым открытиям Любознательные мальчики, чтобы чувствовать психологический комфорт, постоянно ищут новые открытия, с удовольствием исследуют все неизведанное, ранее непонятное. Девочки предпочитают более спокойное времяпровождение, менее подвижные игры. Им гораздо интереснее заниматься обустройством своего «укромного уголка» с расставлением игрушек, перебиранием любимых вещей.
Различия в развитии мальчиков и девочек

Уже с момента рождения можно говорить об отставании в развитии мальчиков от девочек с разницей в 3-4 недели. Но к началу подросткового возраста этот разрыв полностью стирается. Хоть юные сверстницы вступают в увлекательный этап взросления раньше, мальчикам природа подарила возможность наслаждаться прелестями беззаботного детства на несколько лет дольше.

Различия в развитии мальчиков и девочек

Особенности психологии развития девочек в пятилетнем возрасте

Считается, что воспитывать девочек проще – они спокойнее, послушнее мальчиков и имеют более мягкий и покладистый характер. Хотя поведенческая психология маленьких принцесс и их развитие в корне отличается от поведения и развития маленьких рыцарей, многие родители дочерей считают, что в их воспитании есть свои сложности.

В пять лет девочка становится:

  • импульсивной;
  • хитрой и часто старается обмануть родителей;
  • капризной и плаксивой;
  • впечатлительной;
  • склонной к преувеличению своих страхов;
  • неуверенной в себе;
  • упрямой;
  • склонной к стрессам и плохому настроению.
Особенности психологии развития девочек в пятилетнем возрасте

Но в то же время она очень любит, когда ее хвалят, делают ей комплименты и дарят подарки.

Чтобы не развивать в девочке негативные черты характера, родителям стоит уделять много времени ее воспитанию. Им необходимо продумать, как оградить впечатлительную леди от отрицательных эмоций и от психологических нагрузок. На девочку в этом возрасте нельзя давить, постоянно ругать за что-то, критиковать, заставлять что-то делать через «не хочу».

В пять лет девочки стараются подражать поведению мамы, и поэтому маме стоит следить за своими эмоциями и поступками. Но малышка не всегда копирует маму в своем поведении. Очень часто осознание собственной уникальности, которое ей прививают родители, или выбор кумира (не обязательно из жизни, это может быть, например, и мультгероиня) приводит к тому, что она будет отстаивать свое мнение в выборе одежды и стиле поведения вплоть до истерик и капризов.

Занятия с малышами дома

В четырехлетнем возрасте у малышей появляется усидчивость, способность к концентрации внимания. Именно в этот период родителям нужно обратить внимание на раннее развитие детей. Через 2 года ребенку предстоит идти в первый класс, а значит, наступило время готовить его руку к навыкам письма. Проще всего это делать с помощью рисования, которое любят практически все маленькие дети. С четырехлетнего возраста подросшего сына или дочку нужно учить правильно держать в руке карандаш, кисть, фломастер, восковые мелки. Малышу нужно покупать как можно больше книжек-раскрасок и альбомов, учить его технике рисования по трафаретам и по стеклу.

Раннее развитие ребенка 4 лет обязательно должно включать в себя упражнения, направленные на формирование мелкой моторики рук. Такие упражнения не только подготовят детскую ручку к письму, но и окажут благотворное влияние на становление речи. Отлично развивает мелкую моторику рук пальчиковый метод рисования, который очень любят детишки дошкольного возраста. С этой целью можно также использовать лепку, прекрасными материалами для которой послужат пластилин, глина и соленое тесто. Из них малыш с помощью взрослых сможет сделать простые фигурки. А можно просто отщипнуть кусочек от теста, из которого мама делает пельмени или вареники, и дать ребенку размять его пальчиками — эффект будет ничуть не хуже, чем от лепки. Положительное влияние на развитие мелкой моторики оказывает обучение малыша технике оригами, создание вместе с ним поделок из папье-маше, складывание пазлов и конструкторов.

Занятия с малышами дома

Родителям четырехлетнего ребенка нужно обязательно обратить внимание на его устную речь и способности к запоминанию. Очень полезно разучивать с детьми короткие стихотворения и скороговорки, читать им много книжек. Если малыш все еще плохо говорит или не выговаривает ряд букв, самое время показать его логопеду. Специалист определит причины проблем с речью и поможет ребенку избавиться от них с помощью простых упражнений. Поспособствует формированию речи у малышей игра «Разные голоса». Суть игры заключается в произношении ребенком одной и той же фразы (например, «В лесу живут зайчики и белочки») на разный лад: тихо, громко, быстро, медленно, тоненьким голосом, грубым басом.

Есть ли разница в развитии мальчиков и девочек

Девочка в этом возрасте обычно (но далеко не всегда!) говорит лучше, у нее четкая артикуляция, богатый словарный запас, меньше дефектов речи. Мальчик лучше ориентируется в пространстве, у него хорошая зрительная память, он ловко и быстро двигается. Есть мнение, что эта разница объясняется более ранним развитием левого полушария у девочек, а правого — у мальчиков. Также заметны отличия в весе и росте. У мальчиков больше мышечной массы, более крупная костная система. Средний вес мальчиков: от 15 до 18 кг, средний вес девочек: от 14,5 до 17,5 кг. Средний рост мальчиков: от 98,5 до 105,5 см, девочек: от 98 до 104 см.

Как сделать развитие ребенка в года наиболее успешным

Посещающий дошкольное учреждение ребенок получает всесторонние навыки — как физические, так и речевые, эмоциональные, социальные. Однако этого категорически недостаточно. Родители должны как можно ближе контактировать с воспитателями, чтобы внести свою лепту, гораздо более значительную, в развитие ребенка. Полученные знания и навыки следует продолжать и закреплять дома, выражая одобрение успехам карапуза.

В случае домашнего воспитания роль мам и пап еще более важна. Родители должны четко представлять, что должен уметь ребенок в 4 года, и стараться соответствовать признанным критериям. Для этого необходимо знакомиться с методической литературой, подбирать малышу соответствующие возрасту книжки и раскраски, самостоятельно разрабатывать комплекс утренней гимнастики. Но самое главное — не делать приоритетом в воспитании малыша грозные приказания и постоянные поучения, следует лишь подталкивать несмышленыша в нужном направлении, мягко предлагая помощь и хваля за успехи. Спокойные доброжелательные отношения, ласковое поощрение и одобрительная поддержка дадут великолепные результаты, и вы удивитесь, какими стремительными и результативными темпами идет развитие ребенка в 4 года.

Речевое развитие и социально-коммуникативные навыки

Свои потребности годовалый малыш выражает через плач, смех и испуг. Чувства он проявляет в виде поцелуев и объятий. В развитии его речи происходит большой скачок. К 12 месяцам кроха обычно умеет:

  • произносить слова «мама», «папа» и различные слоги;
  • улавливать интонацию;
  • выполнять просьбы родителей;
  • показывать действия по просьбе: «как топать ножкой?», «как улыбаться?» и т.д.;
  • откликаться на свое имя;
  • изображать звуки животных;
  • махать рукой, показывая «до свидания».
Речевое развитие и социально-коммуникативные навыки

Конкретного возраста, когда именно должен заговорить малыш, нет. Если родителей беспокоит речевое развитие ребенка, необходимо обратиться к специалисту.

Годовалый малыш хорошо знает людей, с которыми живет. Он показывает их на фотографиях. С родителями ребенок более открыт, с чужими людьми может быть замкнутым.

Бытовые навыки

Сейчас малыш стал еще более самостоятельным и независимым. Он уже не требует вашей постоянной помощи, знает, какие вещи принадлежат ему, и умеет ими пользоваться. Например, кроха вытирает лицо собственным полотенцем, чистит зубы собственной щеткой и знает, на какой полке в шкафу хранится его одежда.

В 3 года дети умеют:

  • самостоятельно одеваться и раздеваться;
  • расстегивать пуговицы;
  • складывать свою одежду;
  • сморкаться салфетку;
  • умываться;
  • чистить зубы;
  • мыть руки перед едой;
  • сидеть за столом;
  • есть, используя ложку или вилку;
  • пить из чашки без помощи взрослого.

Полезно: Все о прорезывание первых зубов у детей

Сейчас вы должны помочь ребенку освоить как можно больше навыков, которые пригодятся ему в повседневной жизни. Особенно это важно, если вы собираетесь отдать малыша в детский сад. Учите ребенка завязывать шнурки, собирать свои вещи в рюкзачок или пакет, убирать за собой игрушки.

Просите его помогать вам с уборкой по дому или предложите вместе помыть посуду. Поощряйте каждое, даже самое маленькое, достижение чада.

Читайте также:  Как заставить ребенка учиться в школе и делать уроки. Простые советы