Не умом единым. Пять шагов к хорошей учёбе

Как научиться учиться? И зачем? Ответ на эти вопросы очень важно знать и родителям, и ученикам. Ведь образование — это не подготовка к жизни, оно не «прибавляется» к ней, как многие думают. Известный финский психолог Тимо Ярвилехто очень точно сказал, что жизнь — это постоянное учение, и, напротив, без учения нет жизни.

Внешняя и внутренняя мотивация

Мотивация условно подразделяется на внешнюю и внутреннюю.

Внешняя мотивация абсолютно не зависит от собственных желаний и стремлений ребенка. И даже лежит за пределами образовательного процесса. Такой вид мотивации зачастую неустойчив. Отрицательная мотивация также является способом избежания каких-либо неудач.

Дети стремятся избегать чего-то плохого, что влечет за собой негативные последствия. Внешняя положительная мотивация может быть связана с получением какого-то приза за выполнение того или иного действия.

Внешняя и внутренняя мотивация

Если у вашего ребенка самооценка гораздо выше средней, то тип мотивации, которая ему подходит – престижная. Она заставляет детей не только быть лучшими в успеваемости, но и может выработать лидерские качества. Такая мотивация особенно часто встречается в начальных классах. Но необходимо следить за тем, чтобы это не меняло моральные качества личности. Иначе ребенок может через некоторое время начать пренебрежительно относиться к окружающим, презирать тех, кто по каким-то критериям хуже. Позже начинает возникать агрессия, жестокость, желание устранить конкурентов любым способом для достижения цели.

Не следует путать такой вид мотивации с мотивацией достижения какого-либо успеха. Это заключается не в том, чтобы сделать что-то лучше всех или быстрее всех, а в том, чтобы завершить действие с необходимым для себя результатом. Такая черта имеет большое значение, ее следует сохранить и развить.

Умеет ли ваш ребенок учиться?

Чтобы вы смогли понять, умеет ли ребенок учиться, оцените его учебную деятельность:

  • Школьник ставит учебные эксперименты дома? Например, выращивает медный купорос или плесень на хлебе, проводит соцопросы среди друзей, проверяет какие-то гипотезы? Значит, вы видите проявления исследовательского метода обучения. Ребенок самостоятельно решает задачу, ответа на которую заранее нет.
  • Ребенок рассказывает о групповых заданиях? Он понимает свою роль в этой работе, ответственно к ней подходит, очень вовлечен? Так проявляется коллективно-распределенная деятельность. Это сплоченная работа группы для достижения одной цели с самостоятельным распределением ролей.
  • Ребенок оценивает свою работу по заданной шкале, не сравнивая себя с одноклассниками? Умение учиться подразумевает адекватную оценку результатов своей деятельности. Нужно сравнивать успехи не с другими детьми, а со своими достижениями в прошлом. Ошибка воспринимается как точка роста, шанс обнаружить своё незнание.

Пример родителей. Важность, ценность, необходимость

  • Учите тому, что делаете сами. Сколько бы вы не пытались объяснить ребенку, что такое хорошо, а что такое плохо, если он будет видеть, что ваши дела расходятся со словами, он отдаст предпочтение поступкам. Прежде чем наказать или отругать кроху за проступок, подумайте, а что делаете вы в такой ситуации. Воспитание детей начинается с родителей. Нужно стараться соответствовать своим идеалам. Если в какой-то момент вы не сдержались и поступили плохо, обязательно извинитесь перед карапузом, пообещайте, что будете стараться исправиться. Покажите, что тоже можете ошибаться, но раскаиваетесь и стараетесь избегать неверных решений;
  • Всегда сохраняйте спокойствие. Если какой-то проступок ребенка вас злит, то вспомните, что вы злитесь не на ребенка, а на свое неумение объяснить и научить. Спокойно и четко рассказывайте, как нужно себя вести, чего не следует делать, и постепенно все начнет налаживаться;
  • Следите за своими словами. Воспитание – не только уроки и собственный пример, но и постоянный контроль своих слов. Не унижайте, не злословьте и не обижайте малыша словом. Все, что мы говорим дошкольнику, откладывается в его голове, формирует шаблоны поведения. Сказанное в сердцах слово может вернуться к вам. Подумайте, будет ли вам приятно услышать то же в ответ;
  • Установите границы. Границы дозволенного должны быть не только у ребенка, но и у вас. Запрещая что-то малышу, поясняйте, почему это можно вам или другому члену семьи, объясняйте условия достижения желаемого. Не отступайте от своих слов. Если вы запретили, то нельзя даже бонусом давать возможность получить желаемого. Как только появляется граница для ребенка, она появляется и у вас, но с другой стороны. Ему нельзя ее пересекать, а вам давать ему возможность это делать.

Все статьи по теме

Шаг пятый. Трезвый расчёт

Как же нам, родителям, хочется, чтобы дети были успешнее нас! Настолько, что мы нередко как-то забываем поинтересоваться, а о чём же, собственно, мечтают сами дети, и начинаем запихивать в них свои собственные мечты.

Даже если дочка – копия мамы внешне, во всём остальном она совершенно другой человек. Поэтому, как учитель, советую трезво оценивать своих детей. Если у вас всегда была пятёрка по математике, вовсе не значит, что ребёнок унаследовал ваши способности. Присмотритесь, а что же лучше всего получается именно у него. Не можете понять сами, обратитесь к учителям и/или психологам. И развивайте его в этом направлении, не ругая (ох, сейчас скажу крамолу!) за тройки по другим предметам, а не вымучивайте никому, кроме нашего родительского самолюбия, не нужные пятёрки по всем дисциплинам.

Сколько раз я убеждала родителей отстать от ребёнка и дать ему заниматься только любимой химией (физикой, географией и т.д. – нужное подчеркнуть). И как мало пап и мам были готовы к этому. Но как многие всё же, подумав и прислушавшись, согласились. И они не пожалели об этом. Потому что (вот парадокс!), перестав испытывать постоянное давление и оценив шаг навстречу, который сделали родители, многие (хотя и, не буду врать, не все, конечно) ребята начинали лучше учиться и по остальным предметам.

Вот и все пять шагов. Они могут показаться чересчур простыми, но, тем не менее, они действенны. В этом я не раз убеждалась за годы работы с детьми. Мы можем использовать какие угодно развивающие или долженствующие улучшить успеваемость методики, но если забывать про эти шаги, то успешная учёба, скорее всего, так и останется несбыточной мечтой.

Ну, и напоследок ещё одна совершенно реальная история об отличнице.

Была у меня ученица, чудесная, славная девочка. Её мама когда-то мечтала учиться в знаменитой «Бауманке». Но не вышло. И жизнь, вроде бы, удалась: семья, дети, успешная карьера. А вот нереализованная эта мечта просто отравляла её существование. И тогда она решила внушить свою мечту дочери. Всё бы хорошо, но девочка была не так чтобы очень умна. Поэтому на семейном совете решили буквально с первого класса нанимать репетиторов, чтобы уж точно добиться исполнения маминой мечты. Сказано – сделано. Ребёнок старательно учился все одиннадцать лет. Это был тот самый классический случай, про который грубовато, но очень точно шутят: что не примет через голову, то примет через… э-э-э… в общем, через то место, на котором сидят. Вот и девочка эта все знания старательно вобрала в себя (вы бы знали, каких огромных трудов ей это стоило!) и в «Бауманку» поступила. Но на первом классе выскочила замуж за однокурсника, родила подряд четверых детей и об учёбе раз и навсегда забыла.

С тех пор прошло много лет. У моей ученицы счастливая семья и замечательные дети, а она сама о большем и не мечтает. И детей в «прекрасное далёко» не тянет. Мы с ней общаемся время от времени, и всякий раз я думаю, а нужно ли было так мучить ребёнка? Хотя фаталисты мне, пожалуй, ответят, что, не поступив в «Бауманку», моя ученица не встретила бы своего будущего мужа. Что ж, пожалуй, что и так… Хотя… А как же не менее фаталистическое утверждение «судьба и за печкой найдёт»?