Особенности обучения детей дошкольного возраста

Психология детей дошкольного возраста имеет большое количество особенностей, которые должны знать все родители. Благодаря этому они смогут создать хорошие условия для развития ребенка, сделав его более сильным. В результате удастся сформировать гармоничную личность.

Как привить ребенку интерес к учебе?

Принято считать, что школа должна привить ребенку интерес к учебе, но в большинстве случаев мы видим абсолютно противоположное явление. Так дети, идущие в первый класс с горящими глазами, в конце октября упираются ногами, цепляются руками за косяк квартиры и кричат «не пойду!» А почему? Ответ предельно прост: «скучно и неинтересно». Как привить интерес ребенка к учебе? — этим вопросом озадачиваются многие родители в определенные периоды жизни. Сейчас современная система образования нацелена на результат, мотивация одна — дать детям больше знаний. А каким образом и насколько запомнятся эти знания, это уже вопросы второстепенного значения. Вот и получается у современных детей: «не хочу, не буду, не пойду».

Как заинтересовать ребенка учебой?

Прежде всего, детям дошкольного возраста нужна — мотивация. Порой родители любят поделиться с ребенком школьными историями из жизни, но сами того не замечая они могут невольно напугать ребенка. Например, «Вот когда я был маленький, я принес двойку и отец мне показал, что такое ремень» Ребенок на подсознательном уровне запишет эту ситуацию и будет учиться из страха, а не из-за любви к знаниям. А желание и возможность, как известно вещи разные. Поэтому, правильно мотивируйте ребенка. Покажите на личном примере, чего вы добились. Объясните, что только благодаря усердию, стараниям можно чего-нибудь добиться.

Порой ребенок не учится, не потому что он ленивый, а потому что он не понимает. В классе 23 ребенка, и учительница не может уследить за знаниями всех. Постепенно ребенок начинает отставать, потом появляется нежелание высовываться, потом еще что-нибудь. И в результате, преуспевающий ваш ребенок «докатился» до двоек. А все почему? Потому что вовремя не объяснили. Спрашивайте, интересуйтесь, как ребенку в школе? Как ему дается материал? И если что-то вызывает у него вопрос — разбирайте с ним, но не делайте за него всю работу. Иначе, рискуете потом до десятого класса сидеть за уроками, пока ваше чадо гуляет.

Еще одним фактором неуспеваемости ребенка в обучении может быть излишняя загруженность. Что делать бедному ребенку, если у него с утра школа, потом гимназия, затем танцы и все это на фоне плавания и хоккея. Неудивительно, что ребенок просто не успевает внимательно выполнять и изучать какие-то предметы — у него не хватает времени вдаваться в подробности. Рациональный подход к обучению так же один из ключей к успеху в обучении.

практических рекомендаций

1. Ранжирование мотивов детей

Этот метод полезен для понятия поведенческих действий конкретного ребёнка, что даёт возможность сконцентрироваться на доминирующих мотивах, дающих высокий результат эффективности обучения.

Так, например, если ваш ребёнок отдаёт  своё предпочтение стихам, нежели сказкам или рассказам, воспользуйтесь этим. Организуйте весь процесс подготовки к школе в виде отгадывания шуточных загадок, разучивайте стихи – таблицу умножения и азбуку в рифме.

2. Ориентация взрослых на вопросы, обеспечивающих становление внутренней позиции дошкольника

Современные родители более образованны в педагогическом плане, нежели были их мамы и папы (и все благодаря огромному выбору на сегодняшний день литературы в области педагогике и психологии, которая учит правильно понимать потребности, мотивы детей).

Так, если вы будете формировать позитивный образ школы, то малыш будет к вам благосклонен, а это непременно поможет улучшить весь процесс обучения.

3. Применение различных по содержанию сюжетов

Опираясь на данный пункт, вы не только разовьёте в ребёнке  умение свободно мыслить, но и сформируете позитивный образ того, что вам нужно. Например, школы.

Расскажите ребёнку о том, что из себя представляет школа (чему учит, сколько возможностей открывает: творческие – рисование, пение; математически – тематические конкурсы, олимпиады, награды, грамоты; развивает физически (ловкость, силу)- занятия физкультурой). Смоделируйте, обрисуйте вместе с ребёнком школу будущего (что в ней ещё такого может быть интересного). Фантазируйте, мечтайте.

4. Ведите с малышом познавательные разговоры

Темы могут быть совершенно разные: школьная, театральная, кинематограф, история, живопись, музыка. Прививайте любовь к получению знаний, к высокому искусству,  расширяйте кругозор своих детей.

5. Раскрывайте детям разные стороны общественной жизни

Так, добиться положительного отношения к школе возможно путём раскрытия разных сторон школьной жизни: расскажите дошкольнику об увлекательных походах ребят с классным руководителем, всевозможных экскурсиях, познавательных поездках (музеи, театры, библиотеки), которые совершают ребята посещающие школу.

Читайте также:  Детский конфликт: как вести себя родителям обидчика и обиженного?

Помните! Причины падения интереса могут быть самыми разными, учитесь подбирать ключик к своим детям. А рубрика 4brain «Умные дети» всегда вам в этом поможет.

Здесь отлично работает  простой принцип мотивации: «сделал – свободен», а вот метод «ремня» мало ещё кому принёс действенных результатов, зато страх и неуверенность в собственных силах – вызывает моментально. Поэтому подбирайте «правильные» методы воздействия, обучайтесь искусству позитивного воспитания – начните сотрудничать с ребёнком!

А пока мы поделимся с вами нашей подборкой методов влияния на ребёнка при разных жизненных ситуациях. Итак, допустим, вы решили выучить с малышом стихотворение, поесть кашки и что-то сделать по дому. Рассмотрим каждый из перечисленных случаев и приёмы воздействия.

Работа над ошибками или как научить ребенка учиться

  • Формируем позитив

Обучение должно вызывать положительные эмоции. Весь процесс контролировать не получится, но с помощью вашего авторитетного мнения можно сформировать благоприятное отношение к урокам, к одноклассникам, к учителю.

Расскажите парочку-другую забавных историй из вашей школьной биографии, о ваших, естественно безобидных и невинных, развлечениях на переменах, о том, как вы до сих пор созваниваетесь со своей первой учительницей.

Не критикуйте образовательную систему, поведение педагогов и «отвратительные учебники» в присутствии своего всеслышащего чада. Школа – это общение, полезные знания, опыты и вкусная булочка на перемене.

  • Формируем мотивацию

Чем старше ребенок, тем сложнее сформировать желание учиться. Ваш кроха еще беззаботно радуется песочным куличикам в местной песочнице и вопрос образования заканчивается аплодисментами по поводу верно сложенной пирамидки? Отлично. Стимулируйте естественное стремление открывать новое, поощряйте за любознательность и не оставляйте вопросы без ответа. Получая удовлетворение от полученной информации, малыш привыкнет спрашивать, как следствие – познавать. Пытливость ума – вот что стоит развивать с маленького возраста.

«Он не интересуется ничем!» Ищите причину. Ваша задача – объяснить и учить личным примером. Если вы читаете в свободное время, книга сопровождает вас повсюду, скорее всего ваш ребенок в стремлении подражать авторитетному родителю, тоже пристрастится к чтению.

Еще один способ – материальное поощрение. Но с возрастом запросы растут. Навряд ли подросток будет посещать курсы английского за чупа-чупс. Поэтому стимулируйте внутренние импульсы и желание получать удовольствие от познания.

  • Развивайте самостоятельность.

Кормит мама, одевает папа? Так проще. Быстрее и спокойнее. Учить и объяснять? Времени нет. Ребенок не имеет шансов проявить инициативу. В таком случае мы не позволяем развиваться детской самостоятельности. В декретном отпуске мамочка играет, читает, рисует вместе или вместо малыша. В результате кроха так и не научился получать удовольствие от самостоятельной игры. Позволяйте детям проявлять творчество и инициативу.

Работа над ошибками или как научить ребенка учиться
  • Учите малыша доводить начатое дело до конца и оценивать результаты.

Необходимо выработать цикличность: начало – основной этап – завершение – подведение итогов. Не стоит перехваливать кроху. Если плоды стараний не соответствуют его ожиданиям, мягко укажите на варианты более эффективного исполнения задания. Не критикуйте жестко. Иначе можно отбить охоту к любому начинанию. Психологи не рекомендуют сравнивать ребенка с другими более или менее успешными товарищами. Подчеркивайте личные достижения. «Посмотри, сегодня ты нарисовал аккуратнее, чем вчера».

  • Обучение в школе требует проявления волевого усилия.

Не всякая деятельность приносит удовольствие, но каждый из нас знает, что чаще всего это необходимый этап для достижения цели. Очень лень и трудно? Объясните, для чего нужно стараться, опишите в красках ожидаемый результат, ради которого стоит немного поднапрячься.

  • Как можно чаще предлагайте проблемные ситуации.

Выбирайте вопросы, которые касаются интересной для ребенка тематики и соответствуют его возрастным возможностям. Так малыш научится анализировать задачу, делать выбор, принимать решение и нести ответственность.

  • Разговоры о том, что учебная нагрузка превышает допустимые пределы, бесконечны среди родителей. Времени на отдых действительно немного. Научили учиться? Научите эффективно и качественно отдыхать.

Не стоит ответственность за воспитание своего ребенка перекладывать на систему. Вы, как грамотный родитель, должны четко знать, как научить ребенка учиться.

Стоит изменить свое отношение к школе, принять программные требования как необходимое условие для того, чтобы идти в ногу со временем, прислушиваться к своему малышу и направлять его энергию в нужное русло – учеба в школе не будет проблемой. Тем более, всегда остается альтернатива и права выбора дополнительных кружков, курсов и занятий по интересам.

Уважаемые читатели! Расскажите в комментариях, как вы влияете на мотивацию, как объясняете детям, что им нужно учиться. 

Принципы

Чтобы физическое развитие ребенка не стало для взрослых и детей сложным и непонятным занятием, необходимо руководствоваться важными принципами обучения детей дошкольного и школьного возраста:

  • Активность и сознательность;
  • Наглядность;
  • Индивидуализация и доступность;
  • Систематичность;
  • Динамичность.

Активность и сознательность

Любое занятие с ребенком должно не только привлекать внимание ребенка своей красочностью, но и подводить его к осознанному пониманию возможностей своего тела, оценке своих ощущений. Сын или дочка должны не только повторять за вами упражнение, но и получать от этого удовольствие, формировать устойчивое желание ежедневно выполнять различные физические упражнения, вести активный образ жизни.

Читайте также:  Питание ребенка в детском саду: что надо знать родителям

Наглядность

Любые упражнения или игры, которые вы предлагаете ребенку, нужно не только объяснять на словах, но и показывать собственным примером. Через зрительные образы малыш лучше поймет, как правильно выполнить предлагаемый элемент.

Принципы

Индивидуализация и доступность

Предлагаемая физическая нагрузка всегда должна соответствовать уровню развития физических данных ребенка, ориентироваться на его возможности. Недопустимо просить малыша выполнять упражнение, которое заведомо ему не под силу, даже если в возрастных нормах оно указано как необходимое. В такой ситуации необходимо медленно, постепенно подводить сына или дочку к более высокому физическому уровню, на котором выполнение станет доступным.

Систематичность

Для полноценного физического развития детей дошкольного и школьного возраста необходимо подходить к процессу обучения как к системе, а не разовому занятию. Идеально, если вы сможете проводить с малышом различные тренировки ежедневно, постепенно усложняя поставленные задачи, повышая уровень физического развития сына или дочки.

Динамичность

Обязательным условием для организации процесса физического развития ребенка является соблюдение психофизических временных нормативов. Дети, в отличие от взрослых, не могут долго работать над одним видом упражнений. Для сохранения интереса необходимо выстраивать занятия с учетом возможностей малыша сохранять внимание. Для детей дошкольного возраста достаточно 3-5 повторений одного элемента, после чего необходимо переходить к другому упражнения. Для младших школьников количество повторений можно увеличить до 7. Подростки могут выполнять один вид упражнений в течение 10 15 минут.

Психологическая подготовка к школе

Если Вы провели необходимую диагностику, и оказалось, что уровень готовности недостаточно высок, а школа не за горами, — идем дальше!

Психологическая готовность к школьному обучению – это достаточный для освоения школьной программы уровень когнитивного развития (внимание, память, воображение, мышление, восприятие, ощущения и речь), а также уровень развития мотивационно-волевой сферы (желание учиться, произвольность поведения).

Произвольность психических процессов, несомненно, важна, однако не стоит ожидать, что малыш будет полностью самодисциплинирован, поскольку произвольность процессов и поведения формируются в младшем школьном возрасте, а к концу дошкольного они должны лишь начать формироваться. Итак, как же помочь психике ребенка подготовиться к первому классу?

Обратите внимание на следующие рекомендации :

Внимание

На развитие внимания (его произвольности, объема, устойчивости и так далее) существует множество упражнений и методик. Лучше всего применять игры (как привычный дошкольнику вид деятельности) и методики диагностики внимания на листах (как постепенное «вливание» в образ жизни школьника), ведь диагностические методики подойдут и для развития способностей (особенно, если применять их регулярно, чтобы видеть результат, главное – чтобы ребенку не надоело).

Игры должны быть направлены на выявление чего-либо скрытого (но не слишком): поиск взглядом каких-либо объектов, улавливание необходимых слов на слух, охват во внимание большого количества информации и тому подобное.

Память

На развитие памяти также существует множество игр, упражнений и диагностических методик. При занятиях с ребенком следует помнить о том, что память бывает кратковременной и долговременной, а запоминание – произвольным и непроизвольным.

В сферу наших интересов входит развитие долговременной памяти и произвольного запоминания.

Таким образом дошкольник начнет запоминать не только то, что ему интересно, но и то, что просто важно запомнить, — и забудет он это не скоро.

Мышление

С данным психическим процессом применяются аналогичные способы развития. Мышление бывает наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

К концу дошкольного возраста должны быть сформированы первые два вида мышления, а третий должен начать формироваться.

Психологическая подготовка к школе

Для последнего существуют различные игры и упражнения на ассоциации, логические рассуждения и понятийный аппарат (словарный запас).

Никто не сомневается в том, что речь тесно связана с мелкой моторикой. Поэтому занятия на ее развитие (лепка, рукоделие, конструкторы и так далее), логопедические игры, увеличение словарного запаса, а также, несомненно, простое общение с ребенком – Ваши верные друзья.

Воображение

Это, пожалуй, самое любимое для детей.

Креативные, творческие игры и задания – то, что заинтересует если не любого, то почти любого дошкольника.

Проявите здесь и свою фантазию, — выбирайте самые разные методики, придумывайте свои, — креативьте вместе с малышом!

Учебная мотивация

Как уже было сказано выше, разговоры о школе влияют на желание ребенка учиться. Помимо этого, учебной мотивации может мешать и игровая мотивация, потому что она еще не до конца реализована.

Позвольте малышу наиграться, пока ему дозволено, — пусть даже подготовка к школе примет игровую форму (в этом нет ничего постыдного).

Если учебной мотивации мешает позиционная мотивация (желание новой социальной роли, тяга к ее атрибутам), то расскажите ребенку о том, что в школьном обучении является наиболее важным.

Что же это?

Знания обо всем на свете!

Гуляйте и говорите о жизни, о том, что вас окружает, смотрите интересные познавательные видео, читайте такие же книги и журналы… много чего можно придумать, если Вы сами заинтересованы в том, чтобы познавать мир вместе с малышом!

Читайте также:  Безопасность детей на воде – берегите ваших малышей!

А Вы запомнили про то, что детство обладает самоценностью?

Примеры нарушения прав в ДОУ

Существует несколько довольно типичных ситуаций нарушения прав ребенка при поступлении в детский сад. Например:

  • ДОУ отказывает ребенку в возможности занять вакантное место из-за отсутствия необходимых прививок. Родители имеют право принимать самостоятельное решение в отношении здоровья своего ребенка, в частности, его прививания;
  • ДОУ отказывает ребенку в поступлении из-за отсутствия прописки по месту жительства. Ребенок может поступить в детский сад даже на основании договора аренды квартиры в районе ДОУ. Ему не имеют право отказать в возможности посещать детское учреждение.

Отметим также возможные ситуации нарушения прав в ДОУ:

  • грубое насильственное отношение воспитателя к ребенку, а также сарказм или крик в его сторону является одним из самых главных нарушений прав маленького гражданина. Педагог должен быть готов к разному поведению ребенка, должен быть подготовлен и иметь стремление работать с таким ребенком;
  • недостаточное оснащение сада или несоответствие питания государственным нормам. Детский сад должен представлять предметы, которые понадобятся ребенку для удовлетворения своих бытовых нужд. Помещение должно быть чистым и безопасным;
  • безразличие воспитателя к детям является неприемлемым. Дети должны быть под присмотром как на прогулке, так и в группе детского учреждения.

Сложности развития

Психология дошкольного возраста уделяет внимание изучению самых разных проблем. К ним относят следующее:

  • замедление развития интеллектуальных функций – у ребенка могут наблюдаться трудности с запоминанием, отставание в речевом развитии, снижение концентрации внимания;
  • проблемы в поведенческой сфере – к ним относятся стремление к главенствованию, повышенная активность, агрессия, лживость;
  • неврологические отклонения – в эту группу входят проблемы со сном, головные боли, сильная утомляемость, появление заикания или энуреза;
  • нарушения личностного и эмоционального характера – к ним относят робость, повышенную тревожность, страхи, резкие перепады настроения.

В психологии дошкольного возраста особенное внимание уделяется страхам. Их особенности могут свидетельствовать об имеющихся отклонениях в развитии малыша.

Если ребенок постоянно видит ночные кошмары с участием отрицательного женского персонажа, это говорит о том, что он не принимает определенные особенности матери. При этом родители идеализируются ребенком. Потому отрицательные эмоции по отношению к ним вытесняются и приобретают облик отрицательных сказочных персонажей.

Дети часто пользуются страхами, чтобы вызвать сочувствие и привлечь к себе внимание взрослых. Такие особенности поведения могут быть связаны с тем, что родители недостаточно отзывчивы. Также малыш может ревновать их к братьям или сестрам.

Есть связь между фобиями самого ребенка и его родителей. При этом основное значение имеют фобии матери. Тревога передается через материнскую заботу, которая состоит исключительно из тревог и опасений. В такой ситуации лечить нужно не столько самого ребенка, сколько его родителей.

Помимо этого, детские страхи связаны с фиксацией в памяти серьезных испугов. При этом не стоит думать, что каждый страх малыша представляет собой патологию. Многие фобии считаются вполне естественными.

Они присущи конкретному возрастному периоду и по мере развития малыша проходят самостоятельно. Так, вполне нормальным считается страх смерти, похищения или темноты. Многие дети боятся нападений или закрытого пространства.

Существует много методов терапии детских страхов и других психологических проблем. К наиболее эффективным можно отнести арт-терапию, игры, лечение сказками. Дошкольники имеют недостаточно развитое логическое мышление. Потому объяснять малышу беспочвенность страхов неэффективно. Психологи советуют обращаться к образному мышлению, используя символы и архетипы.

Психологические особенности детей дошкольного возраста позволяют правильно оценить развитие малыша и выявить различные проблемы. В этом случае рекомендуется сразу обратиться к специалисту.

ВАЖНО! Статья информационного характера! Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом.

Тайм-менеджмент первоклассника

Учить ребенка управлять временем можно уже в первом классе. Для этого нужен распорядок дня, план/расписание на неделю.

Хорошо работают собственноручно сделанные схемы, в которых отмечены дополнительные и обязательные занятия по дням с отметками времени.

Такая таблица должна быть постоянно в поле зрения школьника, чтобы он учился жить в правильном и понятно режиме.

Когда ребенок идет в первый класс волнительно! Но сделать школьную жизнь более легкой и спокойной в состоянии каждый родитель!

Интересные статьи:

Методы и способы самомотивации: 8 способов эффективной самомотивации Осенняя хандра: как с ней бороться – советы Почему современные дети не умеют ждать и не любят учиться, не переносят скуку и не играют сами Ресурсное состояние человека: техники и упражнения — как войти в ресурс и сохранить его

Адрес электронной почты *