Раннее чтение для детей польза и вред

Наверняка многие взрослые помнят свой первый букварь и то, как они учились в первом классе по нему читать. Конечно, были и детки, которые приходили в школу уже с определенным багажом знаний, к примеру, знали буквы — часть алфавита или даже весь, либо умели немного складывать их в слоги и читать по слогам.

Вред раннего развития | Отличие понятий «раннее развитие» и «раннее обучение»

Для начала обсуждения проблемы необходимо отделить котлеты от мух, потому как некоторые восприняли мои предыдущие посты, как абсолютный отказ от развивающих занятий. Это совсем не так! При подготовке предыдущих постов о раннем развитии я постаралась структурировать свои знания и пришла к выводу, что вред несет не раннее развитие, а раннее обучение. Прошу все мои прежние нападки на раннее развитие относить к раннему обучению и злоупотреблению методиками.

Разберемся в чем же собственно отличие этих понятий:

Раннее развитие — направленная деятельность взрослого по отношению к ребенку до 3-4 лет, стимулирующая познавательный интерес;

Раннее обучение — направленная деятельность взрослого по отношению к ребенку до 3-4 лет в результате которой ребенок приобретает знания и умения выполнять те или иные виды деятельности (т.е. обучение прогресс в пределах какой-либо одной стадии развития ребенка).

Ключевая разница этих понятий в преследуемых целях:

  • Раннее обучение. Если вы общаетесь с родителями, которые рассказывают о достижениях малыша в запоминании какой-либо информации (букв, цифр, животных и т.п.), чтении или счете — то родители, сами того не ведая, занимаются ранним обучением.
  • Раннее развитие. Если молодая мама с восторгом делится о том, что её чадо придумало или освоило новые приемы и правила игры с играми и игрушками, новый способ прокладывания маршрута из комнаты в комнату и т.п.
Читайте также:  Как сделать прогулку с новорожденным зимой максимально безопасной?

Собственно, уже на этапе рассмотрения понятий становится ясно насколько более важно развитие, чем обучение. Ведь при развитии мозга ребенка в первую очередь должен сформировать оптимальные алгоритмы, внутренние механизмы и методики для своего будущего обучения и соответственно дальнейшее обучение без них эффективным просто не может быть.

Раннее обучение: основные особенности, плюсы и минусы

Сегодня родители сталкиваются с такой ситуацией, что для приема в школу ребенок уже должен уметь более-менее хорошо читать.

И это не считая многочисленных методик раннего развития, которые со всех сторон утверждают, что и «после трех уже поздно», и что малыш может научиться «читать раньше, чем ходить», и много другого, от чего разбегаются глаза и путаются мысли.

В страхе не успеть научить ребенка вовремя, родители панически хватаются за все подряд, мешая в одну кучу и карточки Домана, и кубики Зайцева, и педагогические принципы Монтессори, и революционную методику Тюленева, и мнения родственников / друзей / знакомых.

Раннее обучение: основные особенности, плюсы и минусы

В результате получается просто «методический винегрет», который испытывается на ребенке. Иногда, правда, это может и сработать, но не все так гладко в раннем развитии, как хотелось бы.

Нюансы, о которых следует знать

О подводных камнях слишком раннего обучения предупреждают не только невропатологи и психологи. Многие родители убедились в них на собственном опыте.

Дело в том, что иногда даже благое намерение может привести к неблагоприятным последствиям:

  • Умея читать, дети совершенно не умеют общаться со сверстниками, находиться в детском коллективе, а также имеют прочие проблемы в социальном развитии, ведь вместо того, чтобы формировать необходимые навыки социализации, они обучались чтению.
  • Формирующаяся психика ребенка может излишне перегружаться информацией, часто ему непонятной, что становится причиной бессонницы, тревожного состояния, раздражительности, повышенной нервозности.
  • Нарушая последовательность основных этапов формирования функциональных блоков мозга, вы можете спровоцировать появление различных осложнений и проблем у ребенка в дальнейшем, так как естественное развитие природных процессов будет искажено — это может вылиться в невроз или заикание, речевые нарушения и т. д.
  • Помимо этого, к предостережениям подключаются и офтальмологи, предупреждая, что преждевременные зрительные нагрузки непременно скажутся на здоровье малыша, так как до пяти-шести лет у ребенка только формируется цилиарная мышца, отвечающая за остроту зрения, а значит, раннее чтение способно привести к близорукости или более серьезным последствиям для маленьких глаз.
  • Добавляют аргументов и логопеды, обнаружившие, что детки, научившиеся слишком рано читать, практически вообще не понимают, что и о чем они читают, а также не могут передать потом смысл или содержание прочитанного фрагмента — они попросту складывают буквы в слоги и слоги в слова, но не более того.
Раннее обучение: основные особенности, плюсы и минусы

Исходя из этого, родителям необходимо понимать, что не стоит слепо гнаться за новомодными методиками, а ориентироваться исключительно на развитие и готовность своего ребенка, учитывая его индивидуальные особенности развития.

Читайте также:  Мама и новорожденный малыш дома. Все, о чем нужно знать родителям

Когда можно начинать?

Психологи предпочитают не говорить о каком-либо четком возрастном периоде, так как все дети развиваются по-разному, однако для определения готовности ребенка к обучению все же выделяют несколько основополагающих признаков.

Итак, вашего малыша можно начинать учить, если он:

  • уже умеет разговаривать и способен пересказать смысл и содержание просмотренного или случившегося полноценным связным рассказом — это очень важно, так как если вы начнете обучать чтению до того, как ребенок сможет сказать хоть несколько предложений, это может вызвать задержку речевого развития;
  • имеет достаточно хорошо развитый фонематический слух, то есть, способен услышать отдельные звуки в слове, разделить их, а также назвать, из каких звуков состоит все слово, находя требуемый звук и в начале, и в середине, и в конце;
  • проверяйте фонематический слух малыша с помощью тестов — к примеру, называйте слоги с похожими звуками, как «за-са» или «та-да» и следите, насколько правильно он их произносит, потом усложняйте задачу, добавляя в середину еще одну пару звуков, после можно просить ребенка показывать и называть предметы на картинках, отличающиеся только одним звуком, как «рак-лак» или «мышка-мишка»;
  • если ребенок отлично ориентируется в пространстве — различает и не путает правую и левую стороны, верх и низ, так как при проблемах с пространственной ориентацией малыш может читать с ошибками, начиная слово с более понравившейся буквы или перепутав Р с мягким знаком;
  • кроме того, любые серьезные логопедические проблемы должны полностью отсутствовать — малышу необходимо сначала не только правильно и четко произносить отдельные звуки, но и научиться вырабатывать мелодику и ритм речи.
Раннее обучение: основные особенности, плюсы и минусы

Как правило, соответствию всем этим признакам дети могут похвастаться ближе к пяти годам.

Готов ли ребенок к обучению чтению?

Возраст не главное, куда важнее ГОТОВНОСТЬ. Определить, готов ли ваш ребенок к тому, чтобы заняться с ним обучением чтению, вы можете по простым признакам.

Перед тем, как научить ребенка читать, выясните, справляется ли он со всеми перечисленными пунктами свободно.

Готов ли ребенок к обучению чтению?
  • Малыш умеет составлять предложения. Если ребенок не умеет разговаривать оконченными предложениями (или разговаривать вообще), это может быть для него крайне опасно. Следствием этого может стать задержка речевого развития, так как вместо обучения живому общению дети были заняты чтением и письмом.
  • У малыша хорошо развит фонематический слух. Для ребенка не должно быть проблемой слышать в слове отдельные звуки, из которых оно состоит. Например, ему не будет сложно назвать слово, начинающееся с буквы М и оканчивающееся на букву А. Также он должен видеть общие звуки в разных словах (например, лето, сито, каток).
  • У малыша не должно быть логопедических проблем серьезного характера. Если малыш не в состоянии выговорить половину букв алфавита, это будет не только мешать обучению чтению, но и затормозит развитие его фонематического слуха.
  • Малыш должен обладать хорошей пространственной ориентацией. У него не должно возникать проблем в определении, где право и лево. Иначе ребенок может начинать читать не с первой буквы, а с той, которая ему больше нравится, путать верх с низом, читать слева направо.
Читайте также:  Арт-терапия для дошкольников: методы, средства, виды деятельности

Четких возрастных границ не существует, однако специалисты утверждают, что в большинстве случаев всеми этими качествами дети начинают обладать к пяти годам.

Если все слово – единица чтения

В нашей стране наиболее известным методистом в данной системе считается Маниченко. В тридцатые годы прошлого столетия этот способ использовали в сурдопедагогике. Принцип прост: малышу показывают карточку со словом, и он запоминает написание и значение.

Плюсами метода являются раннее обучение чтению, обогащение лексического запаса. Вместо карточек возможно применение презентаций в PowerPoint.

Отрицательная сторона данной методики представлена следующими пунктами:

— малыш остается при обучении пассивным,

Если все слово – единица чтения

— мозг ребенка не должен иметь какие-либо отклонения от нормы (согласно статистике, 80 процентов малышей имеет недостатки психофизиологического развития),

— методика, по сути, весьма трудоемкая,

— система была создана для английского языка, где слова редко изменяются.