Развитие речи у детей по возрасту, нормы речевого развития \ Что нужно знать родителям?

Развитие речи у малышей активнее всего формируется до трех лет. Именно в этом возрасте ребенок начинает познавать силу слова (слова помогают управлять родителями и выражать свои потребности), учится формулировать предложения, запоминает новые для себя выражения. В силах родителей помочь ребенку научиться говорить, для этого необходимы домашние занятия, а также знания о формировании детской речи. Обо всем этом мы и поговорим сегодня.

Что влияет на развитие детской речи

Каждый ребенок индивидуален в своем развитии. Одни начинают говорить раньше, другие — позже. Есть детки, которые, как попугайчики, стараются все повторить за родителями, братишками и сестренками, прочими родственниками. А есть такие, которые и умеют и могут, но просто не хотят — характер такой.

И все же, имеются факторы, влияющие на развитие речи у детей, рассмотрим и их:

Что влияет на развитие детской речи
  1. Физиологические особенности. Чтобы ребенок научился говорить, у него должен быть хороший слух, нормальное функционирование определенных участков мозга, подрезанная уздечка (если после рождения на то была необходимость).
  2. Комфортное социальное окружение. Если в семье много общаются, есть старшие детки, то и малыш научится говорить быстрее. Важно показывать крохе свою любовь, не игнорировать его призывы с самого рождения, списывая все на то, что «проплачется, успокоится» — лялечку не игнорируют и как можно больше с ней общаются.
  3. Мультилингвистическая среда. То есть, с ребенком разговаривают на нескольких языках. Да, все они становятся для малыша родными и понятными, но, как правило, детки начинают говорить немного позже сверстников.
  4. Прочие факторы — стрессы, заболевания.
Читайте также:  Как вылечить сопли у детей народный метод

Нормы речи детей разного возраста

Для каждого периода взросления характерны определенные звуки, слова и предложения, с помощью которых малыш выражает свои эмоции.

Что говорит ребенок до 12 месяцев

Первые звуки от ребенка можно услышать уже в 2 месяца (помимо крика и плача). Малыш с удовольствием говорит «-гу», протягивает гласную «-а». Важно отвечать крохе, давать понять, что общение важно. Через несколько месяцев можно услышать уже более сложные комбинации. Полезно включать ему музыку, аудиокниги и т. п. Годовалый малыш знает около 5-10 слов, состоящих из пары слогов.

Нормы речи для детей 1-1,5 года

Речь ребенка в год и старше становится более обширной. Его словарный запас пополняется с каждым днем. Он хорошо понимает, о чем его просят родители, например, идти помыть руки, ложиться спать и т. д.

К 18 месяцам ребенок может запомнить до 20 новых слов.

Крохе нравится познавать все новое, он сам радуется, если больше запоминает и воспроизводит. Хорошо в этом периоде помогают развиваться книжки с объемными картинками, которые нужно рассматривать вместе и задавать по ним вопросы.

Как должны говорить дети 2-3 лет

В 2 года словарный запас детей включает около 70 слов, а через год малыш знает больше 200 новых выражений и около 1000 слов. Кроме того, ребенок уже умеет склонять слова по падежам, вставляет в предложения местоимения. Звукопроизношение не отличается четкостью, но к 5 годам эта проблема решается сама собой.

Что ребенок должен говорить в 3-4 года

Начиная с трехлетнего возраста, малыши могут учить маленькие песенки и стихи, отгадывать легкие загадки. Речь крохи можно легко понять, даже несмотря на ошибки в употреблении рода, числа и падежа.

Читайте также:  Витаминные комплексы для ребенка. Как выбрать?

Словарь достигает почти 2 000 слов к 4 годам.

Малыш начинает фантазировать, выдумывать собственные выражения. Появляется больше наречий, местоимений, прилагательных и числительных. Основные проблемы в этом возрасте – перестановка слогов местами, отсутствие звуков [р], [л] или [ц].

Что дети говорят в 4-5 лет

Речь детей в период с 4 до 5 лет состоит из 3 000 слов, не включая «переделанные» на свой лад. Предложения уже насыщены разными предлогами, прилагательными. Малыши прекрасно справляются с такими задачами, как описание предмета, пересказ небольшой сказки, чтение наизусть стихотворения с интонацией, а также чередование тихого и громкого произношения. Большинство детей умеют считать до 10.

Речь ребенка 6-7 лет

Речь детей 6 лет и старше отличается грамотностью, небольшим количеством грамматических ошибок. Они легко объясняются со сверстниками и взрослыми, без труда могут описать любую жизненную ситуацию и предметы. Имея в запасе больше 4 000 слов, ребенок способен сочинить интересную историю, придумать для нее название. Из основных проблем в этом периоде выделяют искажение малознакомых слов, неправильную постановку ударения.

Видео по теме

Нормы развития речи от 0 до 3 лет:

Таким образом, речь трехлетних детей интенсивно развивается. Пополняется словарный запас, улучшается произношение слов и связность предложений. Существуют нормы становления речи. Но они являются условными, поскольку все дети индивидуальны в своем развитии.

Родителям нужно помогать ребенку совершенствовать речь при помощи специальных занятий, проводимых в игровой форме. В случае наличия признаков задержки развития необходимо обращаться за помощью к специалистам.

Планирование работы по развитию речи

Развитие речи в ДОУ осуществляется на основе перспективного плана, который составляет педагог в соответствии с программой воспитания в детском саду или иным программным документом. Перспективный план оформляют в виде списка или таблицы. Указываются название месяца, тема и программное содержание занятия. Пример перспективного плана показан в таблице 1.

Читайте также:  15 книг о воспитании детей. Помощь родителям

Таблица 1. Перспективный план работы на октябрь

Тема занятия Программное содержание
1 К нам пришёл котик

Закреплять представления об игрушке, расширять активный словарь в области звукоподражательных слов («мяу», «бух»), существительных («киса», «котик», «уши», «хвост»), прилагательных («гладкий», «пушистый»), глаголов («иди», «дай»). Развивать внимание, мышление. Воспитывать отзывчивость, доброту.

2 На прогулку в осенний лес

Формировать представления об осеннем лесе, расширять активный словарь в области существительных («осень», «лес», «дерево», «листья»), прилагательных («жёлтый», «красный»), глаголов («желтеют», «падают»), предлогов («с», «на»). Развивать внимание, восприятие, мышление. Воспитывать любознательность.

3

На основе перспективного плана составляется конспект по развитию речи. Помимо темы и программного содержания занятия, в конспекте указывается используемый материал (игрушки, картинки и т. д.), описывается предварительная работа (если проводилась), подробно расписываются реплики и действия педагога, предполагаемые ответы детей. Конспект – это тоже своего рода план. Развитие речи происходит системно. Молодые специалисты пишут развёрнутые планы-конспекты, а опытному педагогу достаточно перспективного плана.