Слово за слово: практическое руководство по развитию речи у малыша

Почти каждая мама точно знает, когда малыш должен начать сидеть, переворачиваться, стоять и ходить. Но вот с речью все не так определенно. Когда же все-таки ребенок должен сказать первое слово? Понимает ли он, что мы ему говорим? Чем отличается гуление от лепета? Давайте разбираться.

Чек-лист

Так, с 2-3 лет ребёнок должен:

  • различать понятия «один» и «много»;
  • повторять цифры в правильной последовательности;
  • понимать значение действий и предлогов в конкретной ситуации;
  • выполнять такие задания как «покажи, кто сидит, кто идёт”, «положи кубик под подушку/в коробку”;
  • отвечать на такие вопросы как “на чём ты сидишь?» и уметь задавать их;
  • понимать сказки и рассказы.
  • Словарный запас при этом должен достигать 1000 слов; фраза — 5-8 слов.
  • Если речь ребенка не соответствует большинству перечисленных норм, необходимо проконсультироваться со специалистами и найти причину. Часто она кроется в первую очередь или в значительной мере в неблагоприятном речевом окружении (быстрая, сбивчивая и невнятная речь, которую слышит ребёнок, обращённое к нему “сюсюканье”) — и/или в недостатке речевой практики.

    Конечно, полностью контролировать коммуникативную атмосферу невозможно: ребёнок впитывает всё как губка, овладение речью происходит автоматически, неосознанно, имплицитно. Но есть ряд практик, внедрение которых может значительно улучшить ситуацию.

    От рождения до месяцев: крик

    Как же развивается речь у ребенка по месяцам? Самая первая речевая активность появляется у ребенка сразу же при рождении — это крик. Конечно, он возникает неосознанно и вызван резким изменением окружающей среды, а не желанием пообщаться, но тем не менее во время крика уже вовсю работают голосовые связки и дыхательная система. Крик каждого ребенка индивидуален, но логопеды считают, что он не должен быть хриплым, сдавленным, чересчур пискливым или слишком тихим. Со временем (к 2–3 месяцам) крик начинает сопровождаться усилением двигательной активности, появляются слезы. В этом же возрасте мамы отмечают различия крика в зависимости от состояния малыша (голода, боли и т.д.). Главное на данном этапе — эмоциональное общение крохи с взрослым, в особенности с мамой.

    Читайте также:  Молочница у детей симптомы и лечение комаровский

    ПРАКТИКУМ

    1. Вызывайте зрительное и слуховое сосредоточение

    • Мамино лицо — любимый объект наблюдения новорожденного. Возьмите кроху на руки и дайте ему возможность как следует рассмотреть вас.

    • Учите малыша всматриваться в предметы (можно раскачивать или потряхивать яркую игрушку — лучше, если она будет из нескольких контрастных цветов), при этом называя их.

    • При общении с младенцем задавайте простые вопросы и сами отвечайте на них, например: «Хорошая Танечка? Хорошая Танечка!»

    Как нужно развивать речь у ребенка

    Развитие речи детей требует соблюдения определенных правил. Главным приоритетом раннего речевого развития ребенка становится обучение малыша правильному произношению звуков, слогов, четкому построению предложения и способности формулировать свою мысль. При этом исправление, повтор слов, которые сложно произносятся ребенком, не приносят ожидаемого эффекта. Более эффективно четкое голосовое общение с ним, упражнения и игры на развитие мелкой моторики.

    Развитие правильной речи может потребовать помощи профессионального логопеда. Это касается малышей, проблемы в речи у которых наблюдаются в пятилетнем возрасте. Большинство таких дефектов можно исправить к 6 годам жизни ребенка.

    Речевое развитие детей раннего возраста предполагает не только четкое, правильное произношение слов, но и понимание их смысла.

    Важной задачей является обучение малыша отвечать на поставленные вопросы. Многие родители считают, что залогом раннего развития речи у детей может стать систематическое совместное прочтение книжек. Но этого не достаточно. Необходимо говорить с малышом, задавать вопросы, отвечать на них, побуждать кроху пересказывать услышанное, выстраивать диалог, выражать свои мысли. Надежными помощниками маме в этом станут коротенькие стишки, потешки, детские песенки.

    Составления рассказов, коротеньких сюжетов по картинкам или комиксам как средства развития речи детей очень эффективны. Это помогает развивать логическое мышление и фантазию малыша.

    Методика развития речи детей дошкольного возраста в детском саду и дома

    Существует несколько методик, учитывающих особенности развития речи дошкольников и помогающих детям освоить речь. Применять их нужно в комплексе, чтобы ребенок правильно слышал, говорил и понимал слова.

    Читайте также:  Домашнее задание как наказание, или Как заставить ребенка делать уроки

    В первые годы жизни словарный запас ребенка стремительно пополняется. К тому времени, как малышу исполнится три года, он, в среднем, будет знать около 2 000 слов. Развитие речи в детском саду и дома должно происходить целенаправленно, но ненавязчиво. Задача педагогов и родителей – помочь ребенку развить речевые навыки, превратив такие занятия, как чтение, пение и заучивание стихов в развлечение.

    Через разговоры

    Развитие речи у ребенка невозможно без постоянного общения. Обязательно разговаривайте с детьми в течение дня, чтобы они могли практиковать речевые навыки. У ребенка должна быть возможность слышать вашу речь постоянно, поэтому постарайтесь комментировать свои действия, даже самые обыденные.

    Не забывайте задавать малышу вопросы, чтобы он мог не только слушать, но и самостоятельно реагировать на чужую речь. Например, если ребенок играет с кубиками, спросите, что он строит. Во время занятий прикладным творчеством или рисованием поинтересуйтесь, что он лепит или рисует, какого цвета краски или пластилин использует, какие инструменты ему понадобятся. У детей постарше спрашивайте о том, как они провели день, что понравилось, запомнилось, не понравилось и почему.

    Ваша задача – организовывать общение так часто, как это возможно.

    Через пальчиковую и дыхательную гимнастику

    Занимайтесь пальчиковой гимнастикой и играми ежедневно по 15 минут. Уже доказано, что мелкая моторика положительно влияет на умственное развитие ребенка. Любые действия ручками и пальчиками благотворно сказываются на речи.

    Дыхательная гимнастика также способствует правильной речи за счет формирования длительного выдоха. Можно дуть на перышко, кусочки ваты как будто они снежинки, сдувать семена одуванчика.

    Через чтение и сочинения

    Чтение книжек расширяет кругозор, дает повод обсудить сюжет и героев, сближает взрослого и ребенка. Постарайтесь каждый день читать детям, и посоветуйте родителям делать то же самое. Выбирайте небольшие книжечки и уделяйте внимание рассматриванию иллюстраций, указывайте малышам на различные детали изображений, просите их найти того или иного героя книги, задавайте вопросы о форме и цвете изображенных предметов.

    Если вы занимаетесь с ребенком индивидуально – указывайте на слово, когда произносите его вслух, чтобы малыш смог соотнести написанное со сказанным. При групповой работе попросите детей составить короткую историю и продиктовать ее вам. Запишите то, что говорят дети, на большом листе бумаги или на доске. Предложите малышам истории собственного сочинения и попросите их нарисовать к ним иллюстрации.

    Через окружение

    На развитие речи в детском саду существенно влияет и обстановка вокруг. Продумайте интерьер группы детского сада таким образом, чтобы он помог детям развивать речевые навыки. Развесьте по стенам плакаты с буквами алфавита, называйте каждую букву и одновременно указывайте на ее изображение, или пропойте весь алфавит, также показывая соответствующие символы на плакатах.

    Принесите в группу как можно больше разнообразных книг: книжек-малышек с короткими текстами, книг с картинками, комиксов, детских журналов. Украсьте стены постерами с различными картинками и словами или цитатами. Организуйте уголок для занятий письмом, в котором будет бумага, карандаши и цветные мелки, чтобы малыши в любое время могли поупражняться в письме.

    Через стихи, песни, игры

    С помощью песенок и коротких стишков также можно помочь малышам развивать речевые навыки. Песенки, в которых нужно сопровождать пение соответствующими движениями тела или действиями, позволят детям выучить простые бытовые фразы. Разучите с группой несколько забавных детских стишков и сделайте их неотъемлемой частью каждого занятия. Например, определенное стихотворение или песенка может предшествовать каждому занятию. Во время занятий предлагайте детям игры, в которых нужно будет петь или рассказывать стихи, запоминать или вспоминать определенные слова.

    Через дидактические игры

    Используйте дидактические игры. Для одной из самых простых игр можно использовать матрешку, на ее примере можно показать, как различаются предметы по цвету или по величине. А для развития слухового восприятия можно организовать игру, в которой ребенок должен угадывать по звуку предмет или животное.

    Через просмотр мультфильмов

    Речь у детей хорошо развивается благодаря просмотру мультфильмов с последующим обсуждением сюжетов и персонажей. Благодаря мультфильмам создается положительный эмоциональный фон, способствующий хорошему усвоению материала.

    Вы можете подобрать и другие эффективные и интересные методы развития речи дошкольников. Только помните, что все занятия по развитию речи, как и другие, надо проводить в игровой форме, ненавязчиво, чтобы ребенок получал удовольствие.

    Развитие речи дошкольников