Учим ребенка играть. Как подтолкнуть малыша к самостоятельности?

Стоит вос­пи­тать в своем ребенке опре­де­лен­ные каче­ства, кото­рые пусть и не смо­гут пол­но­стью защи­тить его от всех воз­мож­ных хули­га­нов, но обя­за­тельно сде­лают малыша актив­нее и само­уве­рен­ней, что помо­жет ему спо­койно про­ти­во­сто­ять чужой агрес­сии. Гра­мот­ность в этом вопросе нужно фор­ми­ро­вать бук­вально с пер­вого выхода на дет­скую пло­щадку, попа­да­ния в дет­ский коллектив.

Учимся самостоятельно есть ложкой

Ближе к году, когда у крохи появится стремление к орудийным действиям (копать песок совочком, например) можно предлагать ему самостоятельно есть ложкой пюре (не суп!). Очень важно не упустить то время, когда ребенок проявляет интерес к этому процессу. Некоторые малыши сами начинают отбирать у мамы ложку. Кому-то нужно будет предложить. Но ни в коем случае нельзя заставлять ребенка или ругать его за отсутствие стремления к самостоятельности. Быть может он еще не готов к тому, чтобы кушать без помощи мамы. Действуя слишком настойчиво, вы можете отбить у крохи какое-либо желание.

Советы по обучению малыша самостоятельному приему пищи:

  • Подставляйте стул ребенка к общему столу и ешьте вместе с ним. Ребенок будет пытаться повторять за вами и есть самостоятельно.
  • Поначалу нужно будет немного подправлять ложку в руках малыша, чтобы он держал ее правильно. Если ребенок не против, можно держа его за руку, направлять ложку ко рту, регулируя момент переворота ложки (именно несвоевременный переворот ложки – одна из самых распространенных причин неудач малыша).
  • Можно использовать специальную изогнутую детскую ложку (Ozon, My-shop), которая сейчас имеется в продаже. Такой ложкой малышу легче попасть в рот.
Учимся самостоятельно есть ложкой
  • Если малыш, съев несколько ложек каши, потерял интерес, не настаивайте на том, чтобы он закончил начатое, просто докормите его. Даже несколько ложек, съеденные самостоятельно, — уже хорошо. Постепенно их количество будет увеличиваться.
  • Можно использовать такой метод: одну ложку давать в руки ребенка для его собственных попыток, другой ложкой потихоньку кормить его.
  • И главное: не бойтесь, что своими неумелыми действиями малыш перепачкает все вокруг. Не так много времени займет протереть за малышом стол и сменить одежду. А вот пытаясь все сделать за кроху, вы рискуете подавить его интерес к самостоятельному приему пищи.
Читайте также:  Когда начинают прорезываться первые зубы у грудничков

Конечно, ваш успех во многом будет зависеть от отношения ребенка к еде в принципе. Есть дети, которых с самого первого дня прикорма приходилось уговаривать на каждую ложечку. А есть такие, для которых прием пищи – настоящий праздник. С первыми, конечно, придется потяжелее. И тут вновь важно не слишком давить на малыша, если он до сих пор не проявил интерес к ложке.

Что может затормозить появление навыка?

Если ребёнок не пошёл в 12 месяцев самостоятельно, но в то же время развивается нормально, без неврологических и ортопедических болезней, не следует особо переживать.

Как уже было сказано выше, способность ходить в 12 месяцев – усреднённый нормативный показатель. Однако родителям необходимо знать, что способно затормозить возникновения навыка хождения:

Что может затормозить появление навыка?
  • чрезмерная упитанность. Ребятишки набирают лишний вес из-за непродуманного рациона, переедания и нарушенного обмена веществ. Ненужные килограммы нагружают позвоночник, в результате чего ребёнок не может принять вертикальное положение;
  • темперамент. Флегматичные и меланхоличные дети ползают и ходят несколько позже более «заводных» холериков и сангвиников. Подобная закономерность возникает из-за связи моторной активности с особенностями нервно-психической организации;
  • генетика. Запаздывание ходьбы – семейная черта? В этом случае бессмысленно ждать от ребёнка скорейшего возникновения навыка ходьбы;
  • климат. Жители южных регионов планеты, как правило, быстрее овладевают моторными навыками, нежели уроженцы северных территорий;
  • боязнь. Детское хождение всегда сопровождается маленькими неудачами в виде спотыкания, падения. Некоторые малыши, пережив неудачный опыт, страшатся ходить без поддержки родителей;
  • стресс. Малыши чувствительны к любому изменению психологической атмосферы. Незнакомая обстановка, скандалы в семье, наказания и прочие неблагоприятные условия приводят к возникновению стрессовой ситуации. Ребёнок пойдёт, как только почувствует себя в безопасности;
  • заболевание. Даже обыкновенная простуда ослабляет грудничка. Некоторые дети даже забывают навык после того, как хворали в течение некоторого времени. Однако через пару недель умения с лёгкостью возвращаются.

Особняком стоят патологии в развитии нервной системы и костно-мышечного аппарата. В такой ситуации необходимо постоянное наблюдение соответствующего специалиста, приём лекарственных препаратов и физиотерапевтические процедуры.

Как проявляется самостоятельность детей старшего дошкольного возраста?

Объясняет Елена Сидорина:

Читайте также:  Правильный уход и развитие ребенка в 5 месяцев

«В 6-7 лет малыш уже успел накопить некоторый запас знаний и опыт об окружающем его мире. Он продолжает получать массу новой информации во время прогулок, посещения детского сада, игр со сверстниками, общения со взрослыми, а также из книг, мультфильмов и познавательных передач».

В 7 лет ребенок — это уже почти сформировавшаяся личность. Большинство детей в этом возрасте идут в школу, а некоторые в силу сложившихся обстоятельств сами возвращаются домой и в состоянии обслужить себя до прихода старших. Первоклассник может не только самостоятельно следить за своей гигиеной, но также способен справляться с элементарными обязанностями по дому. Он должен уметь:

— застелить постель;

— подогревать еду;

— мыть за собой посуду;

— выносить мусор;

— вытирать пыль и пылесосить;

— ухаживать за домашними питомцами, поливать цветы и т. д.

Последний пункт особенно полезен с точки зрения формирования не только самостоятельности, но и ответственности по отношению к окружающим.

Собственно говоря, ребенок может делать все, что ему по силам, главное — объяснить степень важности дела и поддерживать его стремления. В 7 лет детям нравится быть самостоятельными.

Каждому навыку свое время

Приобретая игрушки, учитывайте возраст своего чада.

Для младенцев от 2 до 6 месяцев первым подарком, конечно же, должна стать погремушка, которая может быть изготовлена как из безопасной пластмассы, так и из бересты или дерева. Погремушки могут быть яркими, цветными или прозрачными с перекатывающимися шариками.

Чуть позже, с 6 до 12 месяцев, малышу становится интересно хватать и бросать на пол предметы, трясти, ощупывать, вынимать детали. Поэтому стоит приобрести мячи, игрушки со звуковыми и световыми эффектами, пирамидки, кубики, юлу. Игрушки должны быть сделаны из разнообразных материалов, с гладкими или, наоборот, неровными поверхностями, шероховатостями, липучками – для развития тактильных ощущений.

С 1 года до 3 лет подойдут игрушки для тренировки координации движений и мелкой моторики (шнуровки, вкладыши, конструктор), а также механические игрушки, машинки, куклы, домики, мебель и оборудование, животные, различные предметы без фиксированного значения (шарики, колечки, брусочки разных цветов).

В период от 3 до 5 лет начинается этап сюжетно-ролевой игры, когда малышам становятся интересны кукольный театр, различные наборы для игр в профессии, в «дочки-матери», а также настольные игры, пазлы, музыкальные инструменты. Вместе с детьми можно придумывать жизненные случаи и проигрывать их, ведь игра – отражение жизни.

Здесь все «понарошку», но в условной обстановке, создаваемой воображением ребенка, действия и чувства искренни, переживания подлинны. Играя, малыш получает уникальную возможность «прожить» разнообразные ситуации, что поможет, столкнувшись с ними в реальности, принять верное решение.

В старшем дошкольном – младшем школьном возрасте детей можно привлечь не только ролевыми играми, но и головоломками, сложными конструкторами, мозаиками, играми-драматизациями, шахматами, шашками, подвижными играми, словесными («продолжи рассказ», «города» и т. д.), театральными постановками.

Воспитание, как известно, начинается с колыбели. Такие важные и необходимые стороны характера, как независимость и самоорганизация – можно взращивать с младенческого возраста, приучая ребенка к самостоятельным занятиям и играм. Стремление к самостоятельности нужно поощрять, пестовать, оберегать. И тогда у вас вырастет уверенный, ответственный, инициативный человек, который даже в трудной ситуации не растеряется и найдет выход.

Как развивать интерес ребенка к чтению

Что делают умные родители:

  1. В свободное время берут в руки томик, а не смотрят сериал;
  2. Устраивают чтения вслух и обсуждают прочитанное;
  3. Начинают обучение с самого простого;
  4. Играют с ребенком «в вывески»: гуляя по городу, читают вместе названия на вывесках магазинов, афиши и прочую наружную рекламу;
  5. Вместе с ребенком раскладывают кубики с буквами, составляя слова;
  6. В любой подходящий момент – в очереди, в ожидании приема к доктору, в транспорте – достают книгу, желательно с красочными иллюстрациями, и предлагают интересно провести время ожидания;
  7. Используют уже знакомые литературные персонажи для поддержания интереса к чтению;
  8. Глупо заставлять учиться через силу, все равно знаний не будет – считают умные родители. Важно заинтересовать, а не принуждать.

    Такой подход гораздо благоразумнее и дает хорошие результаты. Обучение идет с охотой.