Учим с ребёнком детский алфавит – практические советы

Собрать школьнику ранец, одеть и обуть — дело нехитрое. А вот понять, с каким багажом знаний и умений нужно идти в первый класс, уже сложнее. Команда ЛогикЛайк поможет разобраться.

Какие требования к первокласснику выдвигает школа при поступлении?

Официального перечня вопросов для дошкольников, на которые ребенок должен знать ответ перед школой, не существует. Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» прием в первый класс государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений запрещается осуществлять на конкурсной основе.

Каждый ребенок 6,5-8 лет, который не имеет противопоказаний по здоровью, имеет право зачислиться в первый класс. Однако по заявлению родителей школа может принять ребенка и в более раннем или более позднем возрасте. Причиной отказа может стать только отсутствие в ней свободных мест.

Итого, все требования для поступления в 1 класс условны? Не совсем так.

Чтобы помочь родителям разобраться, чему же стоит научить ребенка до школы, мы подготовили этот обзор.

Общие принципы построения занятий

Для того, чтобы обучение сопровождалось только позитивными эмоциями, постарайтесь придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Продолжительность занятий 10-20 минут: чем младше ребенок, тем сложнее ему сохранять концентрацию на каком-то одном виде деятельности.
  2. Игровая форма обучения вызовет гораздо больший интерес у ребенка, нежели формальное обучение.
  3. Разнообразная форма подачи материала позволит поддерживать интерес к изучению алфавита на протяжении всего периода обучения.
  4. Доброжелательный тон, терпение и щедрость на похвалу – вот, то, чем необходимо запастись родителям. Категорически не рекомендуется кричать на ребенка по причине его медлительности или забывчивости, наказывать за ошибки, а также заставлять приступать к занятиям при явном отсутствии интереса.

Обучение буквам в года, в лет

Сегодня существуют много зарубежных и отечественных методик, согласно которым детей обучают буквам, начиная с полутора-двух лет. Уже научно доказано, что мозг малышей в это время интенсивно растет, у них хорошая память, и они легко осваивают буквы.

Но не все родители и педагоги к этому готовы, считая, что обучение следует начинать позже, например в 4 года. Процессы обучения в этом возрасте, равно, как и в 5 лет идентичны тем, которые были описаны выше. Главное – нужно всегда помнить, что не следует заставлять ребенка.

Обучение будет эффективным лишь в том случае, если оно будет незаметным. Для детей этого возраста можно купить кубики и лото с буквами. Они всегда имеются в продаже, стоимость их вполне приемлема, а обучение будет проходить в игровой форме. Очень хорошо идет процесс обучения вместе со сверстниками.

В этом случае у детей появляется дух соперничества, большая заинтересованность, взаимовыручка. При этом можно придумывать самые разнообразные игры, включая то, что дети сами смогут изображать буквы, складывая из них в дальнейшем в слова.

Обучение ребенка осознанному чтению

Уже в первом классе проверяется всем знакомая с детства техника чтения. Учитель выбирает простой текст с крупным шрифтом с минимумом сложных и незнакомых слов, засекает одну минуту, в течение которой ученик старается прочитать как можно большее количество слов. Несмотря на то, что в первом учебном году ученикам не ставятся оценки, у педагога есть нормативы, по которым он может оценить успехи ребенка.

В перовом полугодии на отлично справляются те дети, которые читают от 20 слов в минуту, хорошо – 16-20 слов, удовлетворительно – 10-15 слов, до 10 слов – плохо. Во втором полугодии отличным результатом считается чтение от 40 слов в минуту, хорошим – 31-40 слов, удовлетворительным – 25-30 слов, плохим – до 25 слов. Но, как показывает практика, те дети, которые были в достаточной мере обучены чтению еще до школы, свободно воспроизводят текст от 80 слов в минуту к концу второго полугодия первого класса.

Многие педагоги и родители считают результаты проверки техники чтения показателем того, насколько хорошо развит навык воспроизведения текста у ребенка. Важно помнить, что не только скорость ознакомления с книгой имеет значение, необходимо также хорошо понимать и запоминать прочитанное, читать осмысленно.

Сформировать осознанное чтение можно благодаря практике, а также с помощью выполнения различных упражнений:

  • Чтение без пробелов. Ребенку дается к ознакомлению отрывок, в котором нет пробелов, позволяющих отделять одно слово от другого:

«Наступиладождливаяосень. – Наступила дождливая осень»,

«Холоданаступилиптицыулетелинаюг. – Холода наступили, птицы улетают на юг»,

«Природаокрасиларастениявжелтыеикрасныецвета. – Природа окрасила растения в желтые и красные цвета»,

«Прекрасенмирвокругвэтовремягода» — Прекрасен мир вокруг в это время года».

Чтобы справиться с упражнением, ребенку придется не только прочитать текст, но и найти его смысл, разделив соединенные друг с другом слова.

  • Составление слова из букв. Малышу предлагается справиться с непростой для него задачей – с нахождением правильной последовательности перемешанных между собой букв, чтобы составить загаданное слово:

«олокмо – молоко»,

«кьвубар – букварь»,

«пинсаллит – пластилин».

Данное упражнение к тому же полезно еще и тем, что развивает логику ребенка и его зрительную память. Еще одним плюсом данного задания является то, что оно, как и предыдущее, скорее всего, понравится ребенку, и он проведет время не только с пользой, но и с удовольствием.

  • Пересказ прочитанного. Именно когда перед учеником стоит задача не только прочитать текст вслух или про себя, но и рассказать о чем он, ребенок настраивается на вдумчивое чтение. Пересказ прочитанного позволит малышу развить свою память и речь, а также с более высокой долей вероятности заинтересоваться книгами.
  • Обсуждение прочитанного. Умение выделять главную мысль и мораль сказки или рассказа пригодится первокласснику в школе.
Читайте также:  Выплаты на ребенка: что изменится в Украине в 2021 году

Важно подобрать правильные книги для чтения в период обучения грамоте. Предлагайте малышу небольшие сказки или рассказы, читайте вместе с ним по частям. Так он будет проявлять больше заинтересованности, чем если бы знакомился с произведением самостоятельно. Помните, что выбранный текст не должен содержать большое количество сложных слов, желательно, чтобы он был максимально простым.

Перед тем, как приступить к обучению ребенка осмысленному чтению, необходимо убедиться, что он в достаточной мере закрепил звуковой и буквенный этапы, перешел на начальную стадию беглого чтения. Залогом хорошего уровня воспроизведения и запоминания текста является постепенное прохождение всех этапов программы.

Секреты успешного изучения алфавита

Любые занятия с дошкольником продуктивны только при наличии интереса у обучаемого. Прежде чем знакомить малыша с миром букв, следует его заинтересовать этой темой. Старайтесь чаще и больше читать ребенку. Рассказывайте о том, что, выучив алфавит, он сможет сам прочесть любую книгу или даже папину газету. Полезно также время от времени напоминать, что прочитать можно не только захватывающие истории, но и полезные энциклопедии. И самое главное — вдохновите ребенка личным примером. Практически всегда в семьях, где взрослые читают книги, малыши с большим удовольствием осваивают письмо и чтение.

Вы спросите, как выучить алфавит с ребенком 5 лет? Начните с игр, знакомящих с буквами. Не пытайтесь организовывать занятия наподобие школьных уроков, скорее всего, ребенку будет скучно. Педагоги не рекомендуют также принуждать малышей. Если обучение станет обязанностью, интерес к нему вряд ли сохранится.

Учимся по букварю

Самый проверенный, эффективный и доступный способ научить малыша читать — дать ему букварь. Но раньше все было проще: издание было одно на всю страну. Теперь же букварей — видимо-невидимо. Полистайте книжку прежде чем приобрести: некоторые буквари напоминают справочник орнитолога — что ни буква, то название птицы, вплоть до трясогузки и юрка. Бывает, что к литерам подобраны уж слишком абстрактные и даже философские понятия: «печаль», «вечность», «зрелость». Родителям придется изрядно попотеть, чтобы объяснить ребенку смысл этих слов «на пальцах».

Идеальный русский букварь можно легко сделать самостоятельно: лучше всего, чтобы картинка на определенную букву напоминала предмет, который с данного звука (именно звука!) и начинается. «О» — это «обруч», но не «очки», потому что в этом слове первым идет звук «а». «З» можно изобразить в виде змейки или забора, «Щ» — в форме щетки с щетиной.

Учимся по букварю

Также можно развесить по дому яркие стикеры с буквами: «Т» — на телевизор, «К» — на кроватку. Рано или поздно символы свяжутся в сознании ребенка с наименованиями предметов. И тогда уже можно будет писать на клейких листочках слова целиком.

Читайте также:  Ежедневная гигиена новорожденного ребенка

Как закреплять навык говорения

Несмотря на кажущуюся сложность, дети осваивают английский алфавит очень быстро. Двух-трех недель обычно достаточно, чтобы запомнить большинство букв и связанных с ними слов. Мультики и песенки ускоряют обучение. Но что делать дальше, чтобы развивать и углублять разговорный навык?

Для этого специалисты советуют не отступать от выбранного курса. Игра в новый язык, в которую вы уже начали играть со своим ребенком, должна продолжаться.

Слушайте английские песенки Nursery Rhymes и учите их. Ребенок будет слышать произношение диктора и сможет правильно повторять за ним. Если какой-то звук не удается, поправьте ученика, но не зацикливайте его внимание на ошибке. Несколько прослушиваний «скорректируют» произношение без всякого вашего вмешательства.

Смотрите мультики на английском. Взрослым кажется, что посмотреть фильм на иностранном языке — нечто из области фантастики. Но дети тем и отличаются от взрослых, что воспринимают все куда менее серьезно. Кроме того, в мультфильмах не обязательно четко слышать текст, чтобы понять, о чем идет речь. Герои ярко выражают свои эмоции, а в специальных развивающих мультфильмах новые слова повторяют несколько раз, да еще и просят малышей помогать персонажам в их приключениях. Так что не переживайте, что кроха что-то не поймет, и не думайте, что англоязычные мультфильмы — это для детей постарше и тех, кто уже что-то умеет говорить. Регулярно включайте их своему малышу, и со временем вы услышите, что он легко произносит новые слова и фразы.

Изучайте новые слова и фразы в контексте. Главное правило успешного запоминания — адаптация новых слов и фраз повседневным вещам, которые окружают ребенка. Малыш быстро запомнит, что машинка — это car, если вы повторите это несколько раз за игрой. А пальчики на руках — это fingers, если вы периодически будете называть их так. Со временем у малыша будут появляться все новые ассоциации, а его словарный запас серьезно расширится.

Покупайте детские книги на английском и читайте их с крохой. Такие книги обычно ярко оформлены, с красивыми иллюстрациями. В них могут быть детские стихи или сказки. Если вы уверены в собственном произношении, читайте крохе вслух, указывая на предметы на картинках. После обсуждайте с ним прочитанное, пусть малыш расскажет, что он понял. А все, что не понял, вновь покажите на картинках. Визуальные образы запоминаются куда быстрее, чем простой перевод текста.