Упражнения для развития памяти у младших школьников

Современные дети плохо читают. Это сказывается на успеваемости, объеме усваиваемого материла на уроках, скорости выполнения домашних заданий. Решить проблему помогают специальные упражнения для скорочтения для детей.

Роль родителей в школьной жизни ребенка

Прямой и верный путь к сознанию ребенка лежит через целенаправленное и честное общение с ним. Лет до 12 в глазах детей авторитет родителей настолько высок, что многие поступки они совершают в угоду им. Пока ребенок учиться в начальной школе, намного проще привить навыки самообучения и стремление к знаниям. Ибо в этот период он учиться скорее для родителей, чем для себя.

Участие близких в школьной жизни ученика в разы повышает его успеваемость. Важно не переусердствовать в этом процессе. Через общение и соучастие между ребенком и взрослым устанавливается взаимосвязь, с помощью которой можно помочь своему чаду справиться со школьными проблемами. Ребенок должен всегда знать, что его не отругают за двойку или не выученные уроки, а помогут, разъяснят и подскажут, как выйти из сложившейся ситуации.

Формальные требования в школах

Собеседования в разных школах проводятся по-разному, поэтому и требования везде свои. Но в общем и целом формальные критерии похожи.

Память

Ребёнок должен помнить своё имя и фамилию, возраст, свой день рождения, имена родителей и их профессии, адрес, название страны и столицы. Неплохо знать наизусть пару стихотворений. Уметь запоминать картинки и называть их по памяти (выкладываются 10 картинок на 30 секунд, затем переворачиваются, надо вспомнить по крайней мере половину).

Шаг Поставьте четкую цель

Да, «выучить параграф» – это школьное клише, но что стоит за ним? В нем есть небольшая опасность. А именно – подмена понятий. Неужели учителю важно, чтобы ребенок просто выучил параграф? Конечно, нет. Учителю очень важно, чтобы ученик узнал что-то новое, либо закрепил знания, полученные на уроке. А значит, следует расставить вместе с ребенком правильный акцент – на знания. Мы не просто «учим параграф», а мы:

  • изучаем, как жили первобытные люди;
  • узнаем, как устроен наш организм;
  • учим правила, которые помогут нам правильно расставлять запятые, и т.д.

Ребенок должен увидеть за параграфом знания, живые и нужные ему. Это поможет ему поставить перед собой конкретную цель на его «учение». Информация, которая имеет смысл и важность для человека, запоминается гораздо лучше.

Этапность

И так, приступим:

  1. Умственную нагрузку необходимо обязательно менять на отдых. Под отдыхом мы имеем в виду не игру на компьютере или приставке, а полностью однозначном умственном отдыхе. Так как дети первых, вторых, третьих и четвёртых классов могут концентрировать свое внимание на каком-либо предмете около двадцати минут. Что касается детей чуть постарше, то их концентрация составляет на протяжении сорока пяти минут. Но запомните что и маленьким и взрослым обязательно необходим полноценный отдых.
  2. Тем временем, когда ученик подготавливается к контрольным работам или экзаменам на подготовку уходят большое количество часов, нежели просто для подготовки обычного очередного домашнего задания. В данном случае самой лучшей разгрузкой для вас будет прогулка на свежем воздухе и, безусловно, здоровый сон. Так же после тяжелого школьного дня обязательно необходимо в течение 2 часов отдохнуть. Это нужно для того, чтобы вся информация, которую вы получили за день, усвоилась в Вашей голове.
  3. Когда наступает время для того что бы сделать домашнее задание выбирайте сначала письменные задания. И учтите, что начинать нужно с лёгких заданий и переходить к тяжелым заданиям. Таким образом, Ваш мозг рефлекторно повышает умственную активность. Что касается подготовки к устным предметам, то её нужно делать в самом конце, и то после незначительного отдыха.
  4. Установите будильник. Когда Вы или Ваш ребёнок будет слышать звонок будильника, то начнёт настраиваться на работу. А то как чаще всего бывает: «Ещё пять минут поиграю, /пообщаюсь, /по лежу и пойду делать уроки». Так же с помощью будильника можно делать паузы. После них сразу будет понятно, что голова стала свежее и материал запомниться или усвоится намного легче или быстрее.
  5. При выполнении уроков необходимо спрятать всё то, что может вызвать отвлечение. Мобилку, ноутбук, игрушки, даже телевизор пускай находится в другой комнате. Так Вы или Ваш ребёнок сможете сосредоточиться на выполнении нужного задания.
  6. Закройте все вкладки в интернет. Если Вы выполняете домашнее задание и ищите нужную Вам информацию в интернете, то все лишние вкладки Вам необходимо закрыть. Так Вы сможете полностью уделить внимание урокам и потратить меньше времени.

Почему необходимо делать именно так?

Да потому, что существует научно доказанный факт по отношению того, что человеческий мозг запоминает маленькие объёмы информации намного лучше, чем большие. То есть можем сделать вывод, что человеку легче запомнить часть текста, чем целый текст. При изучении не забудьте проговаривать текст, представляя общую картину. Не сильно забывайте и про то, что текст после изучения необходимо повторить от трёх раз. Потом отдохните. И только после хорошего отдыха можете начать делать остальные задания. Если Вы будете придерживаться данных советов, учить уроки для Вас станет легче и быстрее. Поэтому удачи Вам! И помните, чем активней Вы или Ваш карапуз поработаете, тем больше будет свободного времени для развлечений.

Подготовительный этап

Бесспорно, сложно пытаться что-то объяснить годовалому малышу и учить его произносить слова или их части, хотя и возможно. Согласно, последних исследований, специалисты полагают, что начать учить простые слова и соединять слоги некоторые малыши могут уже с 2 или 3 лет.

Впрочем, в таком раннем возрасте не стоит перегружать детей лишней для них информацией, но уделить больше подготовительному этапу: помочь крохе развить фонематический слух, выучить буквы.

Развитию фонематического слуха способствует чтение и заучивание потешек, коротких стишков и песен.

Изучение букв лучше проводить в игровой форме.

Подготовительный этап

Творческие приемы для запоминания букв:

  1. Обводить, раскрашивать, заштриховывать буквы карандашами.
  2. Лепить буквы из пластилина и кинетического песка.
  3. Выкладывать буквы из палочек, мозаики, кубиков.

Приемы для запоминания букв для дошкольников: лепка пластилином

Общие рекомендации по обучению ребенка

Если вы решили заниматься с ребенком, помните основное правило — ему должно быть интересно. Заставлять его нельзя. В этом возрасте самый простой и доступный способ обучения — через игру.

Читайте также:  Все, что нужно знать о грудном вскармливании

Малышам сложно концентрировать внимание, долго сидеть на одном месте, поэтому занятия должны быть короткими, по 5-10 минут. Как только вы замечаете, что ему стало скучно, переключитесь на что-то другое. Если он забыл все то, что вы проходили, не раздражайтесь, повторите еще раз, пока он не запомнит. Если вы будете перегружать ребенка информацией, у него появится отвращение к учебе.

В раннем возрасте у ребенка развивается наглядно-образное мышление, и только потом — абстрактно-логическое. Это значит, что бесполезно рисовать буквы на бумаге или доске. Так вы их выучить не сможете. Для него это будет просто набором черточек.

Ребенку необходима визуальная ассоциация. Например, если вы учите звук «а» вы можете показать ему картинку с арбузом или любым другим предметом, начинающимся на эту букву. Заранее запаситесь мягкими кубиками с буквами, яркими карточками, раскрасками, красивыми цветными букварями.

Не стоит учить буквы в алфавитном порядке. Начинать обучение лучше с гласных звуков. Первыми изучаются буквы, которые чаще всего встречаются в речи, потом можно переходить к более редким.

Тренируй память. И не забывай повторять прочитанное

Ничто не поможет так хорошо запоминать прочитанное с первого раза, как натренированная память. Чтобы прокачать её, используй онлайн-тренажёры (вроде ), где можно решать задачки на развитие внимания и памяти. Отменная память — полезный навык, который пригодится тебе в учёбе, на работе и в целом по жизни. Читай, как прокачать память к экзаменам и ЦТ.

Если ты что-то забыл, не спеши открывать учебник. Постарайся вспомнить забытый факт без подглядывания

Согласно исследованиям учёных, через 6 дней мы помним только 20% от прочитанного. Поэтому без повторения никуда не деться. Советуем ознакомиться с «Кривой забывания» по Эббингаузу. Она наглядно пояснит процесс забывания и даст ответ на вопрос, как часто нужно повторять прочитанное, чтобы запомнить его на короткое или долгое время.

Напоследок расскажем про ещё один важный факт: если ты читаешь с удовольствием, процент запоминания становится выше!

Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Руководство по созданию индивидуального плана подготовки к ЦТ + шаблон-пример

Тренируй память. И не забывай повторять прочитанное

Репетиционное тестирование 2020/2021: полная информация для абитуриента

Каталог учебных заведений Адукар

***

Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжись с нами по адресу [email protected] Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.

Для детей старше лет

Улучшать темп чтения продолжайте во втором классе. Дети в восемь лет самостоятельные и быстрые. Они переросли задания для первоклассников, поэтому предложите им другие интересные упражнения и игры:

Ищем слово, строчку

Смысл игры: школьник (2 класс) находит все слова в тексте, начинающиеся на одну букву. Поиск целой фразы — усложненный вариант задания.

Упражнение приучает к внимательности, развивает левое полушарие мозга — языковое.

Вставляем буквы

Второкласснику предлагается текст с пропущенными буквами. Чтобы прочитать его и понять, нужно домыслить окончания, приставки. Это ускоряет темп восприятия текста в будущем, помогает объединить буквы в целые слова.

Читайте также:  Мама и новорожденный малыш дома. Все, о чем нужно знать родителям

Исправляем ошибку

Педагог читает текст, дети следят. Учитель намеренно делает ошибку в окончании слова, корне и т.д. Задача воспитанника 2 класса — исправить неточность.

Читаем на скорость

Второклассник самостоятельно проводит замеры по технике чтения, засекая минуту, ведет дневник успехов. В норме ко второму классу дети читают не менее 70 слов, в третьем – 100 слов, в четвертом – 120.

Играем в «Спрятанные слова»

Игра похожа на чтение анаграмм. Дети находят слова (большие и малые) в поле с буквами. Выглядит это так:

Слова можно подбирать на одну тему или произвольно. Ученикам начальных классов лучше предоставлять список слов, которые нужно найти, оставляя задачу – вычленить их на поле.

И еще один вариант, который вы можете распечатать и использовать со своим ребенком.

Читаем и считаем

Второклассник читает текст и считает заданные звуки. Например, в следующем стихотворении выяснить количество звуков «о».

Мячик по дорожке скачет,

Не догнать нам быстрый мячик.

Развивается навык многозадачности, концентрация внимания.

Как улучшить память школьника?

Если вы видите, что ваш школьник невнимателен, плохо запоминает то, что ему говорят в школе и дома, не может сосредоточиться, конечно же, не стоит мириться с таким положением вещей. Нужно приложить усилия, и ваш ребенок будет лучше учиться, станет более собранным и в целом успешнее. А для этого существует несколько простых способов.

  • Читайте хорошую литературу

Конечно, современного ребенка трудно оторвать от переписки в социальных сетях, просмотра мультфильмов, компьютерных игр. Но для любящих родителей нет ничего невозможного. Убедите ваше чадо, причем, на личном примере, что читать – это не только полезно, но и модно. Подарите ему электронную книгу, чтобы он мог читать при любом удобном случае. Подберите для него хорошую литературу.

  • Осваивайте новое

Освоение новых умений очень хорошо тренирует память. Если ваш малыш не занимается спортом и не посещает кружки «по интересам», расскажите ему о том, что все это существует и доступно. Если он уже занимается чем-то, предложите освоить новый вид спорта или посещать музыкальную школу, заодно выясните, к чему у вашего чада лежит душа.

  • Развивайте словарный запас

Здесь поможет не только чтение книг. Можно организовать дома такую игру: каждый день – новое слово. Знакомьте ребенка со сложными словами, толковать их поможет Интернет. Это будет интересно и полезно и родителям.

  • Учите на память

Учите вместе с ребенком заданные в школе стихотворения. Расскажите ему о своих поэтических предпочтениях, о том, как вы в детстве запоминали стихи.

  • Запоминайте числа

Прекрасно влияет на развитие памяти запоминание чисел. Это могут быть даты рождения родственников и друзей, номера мобильных телефонов. Подскажите ребенку, как лучше их запоминать. Если в вашей семье есть еще дети, организуйте между ними соревнования «Кто больше запомнит».

  • Правильно отдыхайте

Здоровый сон, достаточный по времени для ребенка младшего школьного возраста (не менее 10 часов в хорошо проветренном помещении), а также прогулки на свежем воздухе (до двух часов ежедневно) великолепно стимулируют работу головного мозга и, соответственно, позитивно влияют на память. Не пренебрегайте этими простыми правилами.