Усидчивый и внимательный ребёнок — мечта или реальность? \ Что нужно знать родителям?

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

Не думайте о времени

Дело не в том, сколько времени вы проводите с детьми, а как именно вы его проводите. В английском языке есть даже специальное понятие quality time — качественное время, то есть время, которое человек с пользой и удовольствием проводит в компании любимых людей. Даже если вы общаетесь с ребенком не два часа в день, а только пятнадцать минут — это могут быть прекрасные пятнадцать минут, куда более ценные и осмысленные, чем два часа пустой перебранки, нотации, совместной скуки.

Времени ни у кого нет, совершенно верно. А работа недоделана, окна грязные, в квартире беспорядок, в Интернете опять кто-то неправ. Но помытые окна опять запачкаются, в Интернете кто-то будет неправ всегда, беспорядок в квартире вернется. А дети вырастут и больше никогда не будут маленькими. И уже не нам с ними, а им с нами будет скучно.

Американский врач Харли Ротбарт в журнале для родителей «Parental Magazine» советует представить себе в самые занятые и сумасшедшие дни с детьми, что дети уже выросли и уехали из дома; что их захламленные комнаты стоят чистыми и пустыми, что на заднем сиденье машины нет никаких крошек, на полках шкафов пылятся аккуратно расставленные игрушки, вся стирка под контролем… чисто и пусто… а потом вернуться в сегодняшний день — и помнить, что эти минуты суеты мимолетны и быстротечны.

Не думайте о времени

Так сколько же времени уделять детям? А сколько есть. Главное, чтобы это время доставалось только детям, не тратилось ни на что другое. «Есть тридцать минут перед сном — хорошо. Есть сорок — прекрасно! Есть час — замечательно! — говорит Евгения Пайсон. — Но это должно быть время только для ребенка. Ни компьютера, ни телевизора, ни телефона, ни разговоров с другими людьми в это время не должно быть. К ребенку надо повернуться лицом. Некоторые мамы предпочитают разговаривать с детьми, когда готовят ужин, повернувшись к детям спиной. Когда вы с кем-то разговариваете — надо на него смотреть. Если вы смотрите на картошку — вы разговариваете с картошкой».

Читайте также:  «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»: аргументы

«Не стоит поднимать важные вопросы, если у вас свободных только пять минут — найдите время, чтобы серьезно поговорить с ребенком, если это нужно. И никаких выволочек и ссор за полчаса перед сном! Это время радостного и спокойного общения. В это время можно читать, беседовать о будущем, играть, обсуждать, почему одни динозавры были высокорослые, а другие длинношеие, но ругаться нельзя».

Детям нужно мало: любовь

Банальная мысль? Неправда. Нашим детям катастрофически не хватает любви. Когда-нибудь, хотя бы ради развлечения, зайдите на школьный двор, отключите свой ум и попытайтесь сердцем выбрать из сотни пробегающих мимо детей тех, кого можно назвать «солнечным ребенком». Без всяких критериев, без четких примет, так, как подскажет сердце. Дай Бог, чтобы вам удалось среди всех этих ребятишек выбрать хотя бы нескольких…

Это те дети, которым родители на ночь читают сказки, с которыми они ходят на каток и плавают наперегонки в бассейне, для которых среди бела дня в любой рабочей запарке находят минутку, чтобы позвонить и сказать «Я тебя люблю». И к которым просто прикасаются: гладят вечером спинку, целуют ручки, усаживают к себе на колени, когда их попки на наших руках уже не помещаются. Вместо этого мы проверяем дневники, ругаем их за неубранные комнаты, подозреваем в том, что они не так идеальны, как нам того хотелось бы. Лишенные безусловной любви, дети растут, как растения без воды: хилыми и нежизнеспособными.

Просто любите своих детей! Ведь это практически неиссякаемый источник их жизненных сил.

Читайте также:  Интеллект - что это такое, его виды, способы определения и развития

Чего делать нельзя

Осознать и принять свои собственные ошибки очень сложно. Особенно взрослому человеку, когда дело касается отношений с ребёнком. Куда как проще сказать: «Да он сам такой разгильдяй, здесь ничего не сделаешь!». Да, переложить вину на малыша – самое простое, но не самое мудрое решение.

Только от родителей зависит, каким вырастет их ребёнок. Прививать правильные ценности своему чаду нужно с малых лет, потому что потом вбить в голову во всём сомневающегося подростка хоть какую-то истину станет практически невозможным.

Самой распространённой ошибкой в воспитании деток являются категорические запреты. Запрещать просто, сложнее объяснить, почему так поступать нельзя. А ведь ещё нужно рассказать, как сделать правильно и почему именно так – правильно.

Запрет держится до тех пор, пока контролёр смотрит. А если объяснить малышу причины и последствия его действий, он начнёт задумываться всякий раз самостоятельно, прежде, чем совершить поступок.

Обратный вариант простого запрета – это долгая и нудная лекция провинившемуся чаду об основах морали и нравственности. В этот момент родитель-«лектор» чувствует себя на высоте: он же уделяет внимание подрастающему поколению. Но как это воспринимается малышом, который недавно встал с горшка? А никак!

Чего делать нельзя

Лекция, как наказание бессмысленна, потому что ребёнок встретит её в штыки.

Затем, способность усваивать информацию у взрослых и у детей различная и зависит от языкового развития: ребенок половины не поймет. Об этом часто забывают, а то и вовсе не знают те, кто пытается «читать мораль» малым детям.

Ещё одно – это время, в течение которого детский мозг способен концентрироваться. Первоклассник имеет рассеянное внимание, и это нормально для его возраста.

С развитием интеллекта он научится осознанно управлять концентрацией, поддерживая её на определённой теме более длительное время.

Читайте также:  Как отучить ребенка сосать пальцы?

Поэтому нравоучения будут эффективными только при соблюдении двух условий:

  1. Готовность слушателя благожелательно воспринимать информацию.
  2. Краткость лекции (что нельзя, почему, как исправить, какие выгоды).

Основные ошибки родителей

Теперь кратко коснёмся других ошибок, которые родители делают, пытаясь исправить рассеянность своего чада.

Что нельзя делать:

Чего делать нельзя
  • ругать за невнимательность нельзя;
  • насмешки – это оскорбление ребенка, особенно прилюдные;
  • нельзя сравнивать вашего и «хорошего» ребёнка – так вы утверждаете, что ваш плохой;
  • самостоятельно делать то, что может выполнить малыш – это провоцирует его нестарательность, инфантильность;
  • заставлять малыша помногу раз (для запоминания) переделывать работу.

Ставить в вину маленькому ребёнку свои собственные промахи в воспитании нечестно. Дорогие родители, постарайтесь принять, что рассеянность внимания малыша, если она не вызвана болезнью, это ваше упущение.

Только работая вместе, вы исправите ситуацию, но нужно относиться друг к другу с уважением.

Особенности развития внимательности у гиперактивного ребёнка

Существует категория детей, которых специалисты относят к категории «СДВГ». Синдром дефицита внимания и гиперактивность серьёзно осложняет жизнь и родителям, и самому малышу.  Здесь не обойтись без помощи специалистов, синдром можно и нужно лечить. Родителям придётся набраться терпения и помочь ребенку повысить внимательность.

  1. Давайте только одно задание и назначайте срок выполнения. Мягко возвращайте к работе, если непоседа отвлёкся.
  2. Давайте подробные инструкции. Поверните ребёнка к себе лицом, смотрите в глаза. Лучше присесть, чтобы облегчить контакт. Устные инструкции подкрепляйте зрительными (картинками, предметами).
  3. Чаще хвалите и благодарите за все работы, требующие внимательности.
  4. Не допускайте сильного утомления малыша – это снижает самоконтроль. Избегайте больших и шумных компаний детей.
  5. Избыточную энергию лучше расходовать в спортивных играх. Хорошо, если родители занимаются йогой – можно учить ребенка элементам медитации и расслабления.
Особенности развития внимательности у гиперактивного ребёнка

Будущий успех детей в руках родителей. Будьте внимательны к своим детям!