Воспитание до двух лет: развиваем, наблюдаем, направляем

Всего за один месяц дети этого возраста могут вырасти на 3-4 см, рост ребёнка в 1 год обычно отличается от новорожденного на целых 25 см…

Возрастные нормы и стандарты лишь ориентир

Помните, что в развитии ребенка свою роль играет такое множество факторов, что строго оценивать его созревание в первый год жизни не возьмется самый придирчивый специалист.

Срок появления тех или иных навыков может быть растянут во времени от 2 до 6 – 7 месяцев. Например, особо активные дети могут пытаться вставать на ноги уже в 5 месяцев, те же, кто в силу своего темперамента никуда не торопятся, могут начать проявлять интерес к подобной активности лишь в возрасте одного года. Если вам кажется, что некоторые умения появляются у вашего малыша с задержкой, не бойтесь поговорить с вашим педиатром: у врачей общей практики богатый опыт и знания обо всех вариантах нормы.

Вы можете быть уверены, что, если с первых дней своей жизни ребенок полноценно питался и спал, бывал на свежем воздухе, получал достаточное количество физических и эмоциональных стимулов, был окружен любовью и заботой взрослых, вовремя проходил осмотры у педиатра и профильных специалистов — к своему первому дню рождения он вырос в прекрасного, здорового и счастливого малыша!

Центильные таблицы физического развития мальчиков

Приведя своего сына на прием к педиатру, который взвесит его и измерит рост, обхват груди и головы, вы слышите оценку этим показателям: на четверку, или на другую цифру от одного до восьми. Что это за баллы? Это центильный коридор (или центильный интервал), в котором находятся по таблице показатели вашего мальчика. Центильные таблицы приведены ниже.

Грубо говоря, нормой считаются 3 средних столбца, но не это главное. Важно, чтобы резко не менялся центильный коридор. К примеру, если в 2 месяца вес ребенка на 6, а в 3 месяца – на 3 или наоборот, есть большая вероятность проблем со здоровьем и малышу необходимо обследование.

Дентальные таблицы для оценки физического развития ребенка представляют своеобразную «математическую фотографию» распределения большого количества детей по возрастающим показателям роста, массы, окружности груди и головы. Практическое использование этих таблиц исключительно просто и удобно, сочетается с хорошим логическим пониманием результатов оценки.

Обратите внимание

Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли (процента, центиля) детей данного возраста и пола. При этом за средние или строго нормальные величины принимают значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста, что соответствует интервалу 25-50-75 %. В наших таблицах этот интервал тонирован.

Интервалы, которые находятся рядом со средними показателями, оцениваются как ниже и выше среднего (соответственно 10-25 % и 75-90 %). Эти показатели родителям также можно расценивать как нормальные. Если же показатель попадает в зону 3-10 или 90-97 %, следует насторожиться и указать на это врачу. Это — зона внимания, требующая дополнительных консультаций и обследования.

Если же показатель ребенка выходит за значения 3 или 97 %, весьма вероятно, что у ребенка есть какая-то патология, отразившаяся на показателях его физического развития. распределение детей по окружности головы Понять, что такое дентальная шкала, например роста, можно на следующем примере.

Центильные таблицы физического развития мальчиков

Представьте себе 100 ребятишек одного возраста и пола, выстроившихся в шеренгу по росту от самого маленького до самого высокого. Рост первых трех детей оценивается как очень низкий, от 3-го до 10-го — низкий, 10-25-го — ниже среднего, 25-75-го — средний, 75-90-го — выше среднего, 90-97 — высокий и последних трех ребят — очень высокий. Показатель роста, массы и т. д.

конкретного ребенка может быть помещен в свой «коридор» центильной шкалы соответствующей таблицы. В зависимости от того, в какие «коридоры» попали антропометрические данные ребенка, формулируется оценочное суждение и принимается соответствующее тактическое врачебное решение.

По такому же принципу производится оценка соответствия массы тела длине-росту ребенка, при этом распределение строится с использованием показателей веса детей с одинаковым ростом. Пример оценки физического развития новорожденного мальчика Рост-длина — 50 см, соответствует «средним» показателям. Масса — 3800 г, соответствует оценке «выше среднего».

Читайте также:  12 признаков избалованного ребенка, и что с этим делать

Окружность груди — 37 см, соответствует оценке «широкая». Окружность головы — 36см, соответствует «средним» величинам. Соответствие массы длине тела ребенка — умеренный избыток массы относительно длины, «выше среднего».

Чтобы оценить достаточность питания у школьников, следует пользоваться центильными шкалами индекса Кетле, который наиболее объективно выявляет как недостаточность, так и избыточность массы тела относительно роста и мало зависит от особенностей телосложения и конституции ребенка.

Прибавка веса и роста новорожденного по месяцам (с таблицей)

На первом году жизни основным показателем здоровья (или нездоровья) ребенка является его вес, а точнее, ежемесячная прибавка в весе. Недаром осмотр в кабинете педиатра начинается с взвешивания и определения месячного «привеса».

Прибавка веса и роста новорожденного по месяцам (с таблицей)

Молодые мамы очень ревностно относятся к прибавке в весе у новорожденных, ведя борьбу буквально за каждый грамм, как при установлении олимпийского рекорда. Нередко килограммовая и более прибавка в весе сопровождается гордостью за себя и ребенка: «Вот мы, какие большие выросли!» и снисходительным отношением к менее удачливому тандему «мать—дитя», едва набравшему необходимые 600-700 граммов.

Хочется предостеречь маму-рекордсменку от чрезмерного увлечения этим показателем. В важном деле кормления ребенка лозунг «чем больше, тем лучше» не является основополагающим. А прибавка в весе у новорожденных по месяцам с целью «перевыполнения плана» приведут к избыточному весу в ущерб здоровью малыша.

Прибавка веса и роста новорожденного по месяцам (с таблицей)
  • Раскормленные «пухлики» чаще и тяжелее болеют простудными заболеваниями, нередко с обструктивным синдромом (спазм бронхов), чаще страдают опрелостями и экссудативным диатезом с трудно поддающимися лечению кожными проявлениями, у них нередко случаются нарушения пищеварения из-за напряженной работы ферментативного аппарата.
  • Важно с первых дней жизни организовать малышу рациональное питание, удовлетворяющее потребности детского организма в питательных веществах, витаминах, микроэлементах и способствующее его развитию.
  • Грудной ребенок растет буквально «не по дням, а по часам» и активно прибавляет в весе.
  • Существуют примерные нормы прибавки веса у новорожденного по месяцам, которых следует придерживаться, оценивая темпы развития ребенка.

В течение первых 3-4 дней новорожденный теряет от 5 до 10% первоначального веса, что составляет примерно 200-300 граммов. Эта так называемая физиологическая убыль веса не влияет на состояние здоровья ребенка, и с 5-го дня вес начинает повышаться, достигая первоначального к 10-12-му дню.

Прибавка веса и роста новорожденного по месяцам (с таблицей)
  1. После этого вес продолжает стабильно нарастать и к 4-му месяцу удваивается, а к 9-10-му утраивается.
  2. По таблице прибавки веса новорожденного легко определить, соответствует ли физическое развитие вашего ребенка норме.
  3. Например, ребенок, родившийся с весом 3600 г, в возрасте 3 месяцев должен весить 5800 г (вес при рождении 3600 г + норма прибавки веса за 3 месяца 2200 г).
  4. Таблица «Прибавка веса новорожденного по месяцам» выглядит следующим образом:
Возраст, мес. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Прибавка в весе за мес. 600 800 750 700 650 600 550 500 450 400 350 300
При­бавка за истекший период 600 1400 2200 2950 3650 4300 4900 5450 5950 6400 6800 7150
Прибавка веса и роста новорожденного по месяцам (с таблицей)

Это средние данные. Существуют более точные таблицы, в которых приводятся минимально и максимально допустимые ежемесячные прибавки веса отдельно для мальчиков и для девочек.

Но вам в повседневной жизни не потребуется такое строгое наблюдение за этим показателем. Если ребенок за истекший месяц «перебрал» или «недобрал» вес, но не более чем на 15%, не переживайте. Следующий месяц все расставит по своим местам.

Прибавка веса и роста новорожденного по месяцам (с таблицей)

Беспокойство должно вызывать систематическое превышение средних показателей или низкая прибавка веса ребенка.

Материал подготовлен редакцией сайта

Прибавка веса и роста новорожденного по месяцам (с таблицей)

Оцените тему статьи

Будем очень признательны,если оставите свою оценку

Loading…

Чем опасен «недобор» и избыточный вес

А между тем отклонения от средних норм массы тела может привести к значительным проблемам со здоровьем.

У полных детей, как и взрослых с лишним весом, имеются проблемы с пищеварением, повышается артериальное давление. Кроме того, может появиться сердечная и мочекаменная болезнь, повышается нагрузка на неокрепший позвоночник.

Дефицит массы тела не менее опасен. Он приводит к ослаблению иммунитета, анемии, и даже задержке роста и развития. Малыш, который мало весит, может быстро уставать, отставать от сверстников в умственных способностях.

От чего зависит развитие речи

Развитие речи ребенка зависит от множества факторов: особенностей физического развития, эмоциональной связи с родителями.

Развитие речи ребёнка зависит от 4 факторов, включающих в себя анатомический, физиологический, эмоциональный и социальный компоненты:

От чего зависит развитие речи
  1. Эмоциональная связь с родителями: для детей раннего возраста важно присутствие матери и отца, бабушек и дедушек. Безопасность, предсказуемость, понимание и уважение потребностей — всё это благоприятная почва для общего развития, включая и разговорный компонент.
  2. Удовлетворение потребности в общении с родителями. Сначала формируются невербальные навыки общения — мимикой, жестами, движениями тела, а потом следует вербализация. Поэтому важны не только игры для развития речи — эмоциональный отклик на плач, забавы, объятья, обращение к малышу, оклик его по имени — всё это предпосылки для того, чтобы ребёнок начал учиться разговаривать в 1 год.
  3. Развитие мелкой моторики. Существует прямая связь между развитием речевых центров мозга и мелкой моторикой рук. Зная эту физиологическую особенность, можно запустить развитие разговорных навыков через пальчиковые игры, тактильные анализаторы ладоней.
  4. Формирование речевого аппарата: правильное анатомическое строение языка, нёба, гортани и голосовых связок — важные предпосылки для развития речи у детей первых лет жизни. Иногда задержка разговорного навыка сопряжена с неправильным расположением уздечки языка: она больше, чем нужно, и он не достаёт к нёбу. В таких случаях делают в стационарных условиях надсечку уздечки. Также учитывается развитие круговых мышц рта, а также щёк. С детьми годовалого возраста нужно заниматься не только повторением звуков — важно научить пить из трубочки, дуть мыльные пузыри и резиновые шарики.
Читайте также:  Дети будут сидеть в гаджетах, это наши новые реалии

Только гармоничное сочетание этих четырёх компонентов гарантирует своевременное развитие речи у детей от 1 до 2 лет. Поэтому занятия должны включать комплекс разных игр с учётом особенностей малыша в год и старше.

Рост и вес детей школьного возраста

На школьные годы приходятся наиболее значимые изменения веса и роста ребенка. Бурное и неравномерное развитие, интенсивный рост, совершенствование мускульного аппарата находят отражения в показателях физического развития детей. С одиннадцати до шестнадцати лет — период скачка роста, однако у некоторых он может наблюдаться с 13 до 15 лет, а другие начинают бурно расти в 13-14 лет. В этот период вес ребенка может не соответствовать росту, так как иногда мышцы не успевают набрать нужную массу. Подростковая угловатость и нескладность — состояние вполне нормальное и не требующее корректировки или специальных диет.

Родителям следует помнить, что на рост ребенка в школьном возрасте влияют многие факторы:

— полноценное питание — достаточное и качественное;

— правильный режим труда и отдыха;

— занятия спортом;

— наследственность;

— среда обитания.

Вес ребенка в подростковом возрасте может соответствовать нормальным показателям и даже быть несколько ниже, а дети стесняются излишней полноты. В чем причина? Хорошо развитые мышцы весят вчетверо больше, чем жир. Поэтому ребенок, не занимающийся спортом и имеющий недостаточно развитую мышечную массу, будет выглядеть толстячком. В данном случае отличными помощниками способны стать регулярные физические нагрузки и корректировка питания.

Как измерить голову карапуза

Окружность головы, как и другие биометрические данные, измеряется ежемесячно до года, с 1 до 2 лет – каждые 2-3 месяца. Эти данные должны быть зафиксированы в медицинской карте малютки.

Чтобы измерить окружность головы дома, возьмите сантиметровую ленту и обхватите ею голову крохи на уровне бровей.

Иногда головные уборы приходится покупать детям заранее. Их размеры обычно соответствуют возрастам: 12 месяцев – 46/48 р., 18 месяцев – 48/50 р., 2 года – 50/52 р. Но точнее будет, если вы заранее будете знать окружность головы.

Воспитание ребёнка в 1-года

И, наконец, о позитивном. Ниже приведены рекомендации относительно того, как правильно воспитывать ребёнка в 1-2 года.

  1. Проявляйте как можно больше внимания. В этом возрасте малыш в нём точно нуждается. Он хочет делиться с вами своими эмоциями, показывать, чему он научился, получать ваше одобрение, вместе радоваться, много общаться, играть и т. д. Никакие гаджеты, мультфильмы и суперигрушки не могут вас заменить. Ребёнку необходимо именно ваше присутствие и внимание. Подарите ему себя, ведь этот период очень ценен для вас обоих.
  2. Стимулируйте малыша к научению основным навыкам самообслуживания: ходить на горшок, мыть руки, кушать и одеваться самостоятельно. Важно, чтобы к началу посещения садика он умел всё это делать.
  3. Стимулируйте развитие речи. Проводите специальные занятия, разговаривайте с малышом эмоционально, используйте разные интонации, чётко проговаривайте слова, которым учите его. Больше общайтесь с ребёнком, комментируйте всё вокруг: когда гуляете, показываете книгу или журнал, смотрите мультфильм или просто играете.
  4. Помогайте малышу научиться самостоятельно засыпать. Способствуют этому некие ритуалы: спеть песенку, прочитать сказку, рассказать какую-то историю, «уложить спать» игрушки и т. д. Важно добиться того, чтобы ребёнок засыпал без вашей груди, без укачиваний и находился в своей кроватке.
  5. Стимулируйте развитие самостоятельности. Правильная позиция взрослых при этом – наблюдать, направлять, помогать, поддерживать, придавать уверенности (если действия ребёнка не опасны для его здоровья и не противоречат воспитанию). Но обязательно будьте рядом, ваш контроль здесь всё же необходим.
  6. Давать мини-задачи, которые понятны для малыша: «Принеси, пожалуйста…», «Давай собирать игрушки», «Сложи карандаши в коробку», «Надень…» Старайтесь при этом приобщать его к порядку и аккуратности. Хвалите за качественно выполненные задания.
  7. Чередуйте спокойные занятия с подвижными играми. Почаще переключайте внимание ребёнка с одной деятельности на другую. Не забывайте о зарядке и физических упражнениях. Малышу нужно много двигаться.
  8. Поощряйте проявление чувств. Так вы поможете малышу справляться с нахлынувшими эмоциями, научите его лучше понимать себя и других людей. Описывайте словами его поведение, например: «Ты сердишься» или «Ты так задорно смеёшься!»
  9. Не кричите и не применяйте физические наказания. Проявляйте терпение. Лучше 10 раз спокойно объяснить, что «это нельзя», чем один раз накричать. Следите за своими словами. Малыш всё чувствует, его легко обидеть.
  10. Способствуйте взаимодействию своего чада с другими детьми. Наблюдайте за тем, как он ведёт себя в присутствии сверстников. Объясняйте, как следует общаться с товарищами, что нужно помогать и дружить. Приводите примеры из книг, мультфильмов.
  11. Больше бывайте в людных местах, в гостях, способствуйте тому, чтобы ребёнок привыкал к окружающим, не боялся ваших родственников и знакомых. Постепенно нужно готовить его к посещению детского сада.
  12. Вы и ваше поведение – это пример для ребёнка. Ваши действия должны соответствовать словам. В таком случае воспитание будет понятным и эффективным. Малыш считывает ваши эмоции, заражается вашим настроением и часто копирует действия. Старайтесь не быть противоречивыми. Демонстрируйте оптимизм, уверенность, доброту и отзывчивость.

Всё в наших руках. Чем более зрелые методы воспитания мы выбираем, тем более зрелой становится личность ребёнка.

Какие отличия в развитии мальчиков и девочек

Врачами-педиатрами давно замечено, что в развитии новорожденных малышей разного пола есть свои отличия. И хотя каждый ребенок индивидуален, некоторые закономерности существуют.

Чаще отличия в развитие мальчиков и девочек бывают такими:

  • мальчики чаще рождаются крупнее девочек по росту и весу. Так, у доношенных новорожденных мужского пола средний рост при рождении – 53-56 см, в то время как у девочек всего 49-52 см;
  • говоря о детских нормах общего физического и психического роста, отмечено, что развитие мальчиков немного отстает от сверстниц уже на момент рождения. Но эта разница не всегда незаметна, и составляет не более 2-3 недель;
  • девочки миниатюрнее при рождении, но позже физическое развитие девочек ускоряется. Костный скелет у них в среднем формируется раньше, чем у мальчиков.

Метод формул для определения роста, формула роста

У детей от 1 месяца до 6 месяцев рост в норме определить очень легко и просто.

3 М + РР, где М – количество месяцев жизни ребенка, РР – рост при рождении. Если ребенку от 7 месяцев до 12 месяцев, то можно использовать формулу: М + 64, где М – количество месяцев жизни ребенка. В норме от указанных величин вес ребенка может отличаться на 2 см в плюс или минус. То есть к полученным цифрам ± 2 см. У детей старше от 2 лет до 8 лет используется следующая формула для определения роста в сантиметрах. 7 х Л + 74, где Л – количество лет жизни ребенка. В норме от указанных величин вес ребенка может отличаться на 3 см в плюс или минус. То есть к полученным цифрам ± 3 см. У детей старше от 9 лет до 16 лет используется следующая формула для определения роста в сантиметрах. 5 х Л + 90, где Л – количество лет жизни ребенка. В норме от указанных величин вес ребенка может отличаться на 4 см в плюс или минус. То есть к полученным цифрам ± 4 см.

По приведенным Сарклиник формулам легко рассчитать самому нормальный вес и рост любого ребенка в любом возрасте, но если Вам тяжело это сделать самому, мы Вам поможем. Ниже приведены примеры расчетов для детей различного возраста роста и веса (массы) в норме (таблица).