Воспитание ребенка до года: главные советы родителям

На разных этапах развития ребенок познает мир по-своему. Чтобы из беспомощного малыша превратиться в полноправного члена социума, ребенку нужно покатать по полу не одну машинку, накормить куклу не одним блюдом и научиться множеству других игр. Об особенностях игры детей разных возрастов рассказывает Антонина Судиловская — учитель-дефектолог высшей квалификационной категории, СЕО CatZu.

Эмоциональное общение

В первые месяцы после рождения главным видом деятельности для ребенка является эмоциональное общение с мамой или человеком, ее заменяющим.

Прикосновения, физический и речевой контакт с малышом помогают в развитии его эмпатии и последующем проявлении заботы о своих детях. Этот факт доказал американский психолог Гарри Харлоу. Ученый на примере обезьян показал, как замещение матери манекеном приводит к асоциальному поведению и утрате родительских инстинктов у особей, выращенных в подобных условиях.

Физическое развитие ребенка трех лет

Средняя масса мальчика в три года – 13-17,4 кг, девочка весит 12,5-17 кг. Рост мальчиков 91-102 см, девочек – 91-101 см. Таблица физического развития ВОЗ подает немного другие показатели, вес мальчика в ней 11,3-18,3 кг, девочки – 10,8-18,1 кг, рост соответственно – 88,7-103,5 см, и 87,4-102,5 см. По своему физическому развитию дети в трехлетнем возрасте все больше отличаются друг от друга. У них начинают проявляться генетические особенности, масса тела и рост могут зависеть от качества питания и других факторов.

Физическое развитие ребенка трех лет

Смотрите так же:

Физическое развитие ребенка трех лет

Основные особенности развития ребенка в 10 месяцевКалендарь развития ребенка

Физическое развитие ребенка трех лет

Особенности развития ребенка в 1 год и 2 месяцаКалендарь развития ребенка

Физическое развитие ребенка трех лет

Особенности развития ребенка в 1 год и 9 месяцевКалендарь развития ребенка

Физическое развитие ребенка трех лет

К трем годам ребенок обрел много двигательных навыков. Он уверенно поднимается и спускается по лестнице, попеременно переставляя обе ножки. Играет с мячиком, может забрасывать его в коробку, копать одной ногой. Катается на трехколесном велосипеде, умеет поворачивать его в нужную сторону. Поднимается на носочках, чтобы что-то достать, прыгает на одной и двух ножках. У малышей получается стоять на одной ножке более пяти секунд. Они уверенно преодолевают разные препятствия, умеют ходить по наклонной плоскости, поворачиваться во все стороны, пятиться назад. Ребенок в этом возрасте должен выполнять два действия одновременно. Например, хлопать в ладошки и топать ножкой.

Физическое развитие ребенка трех лет

Проходит у малышей интенсивное развитие мелкой моторики. Они уже справляются с конструктором, даже если в нем детали маленьких размеров. Умеют вырезать ножницами, лепить фигурки из пластилина. Дети неплохо рисуют, могут изобразить круг, квадрат, прямую линию, некоторые большие буквы, человечков с ручками и ножками. Самостоятельно строят башенки из 8-9 кубиков, полностью складывают цветную пирамидку. Игры малышей становятся все сложнее, они придумывают роли, делают из конструкторов домики, гаражи, селят туда своих кукол, зверушек и машинки. Складывают и сортируют разноцветные картинки и карточки с рисунками, начинают по ним сочинять собственные истории. Умеет складывать пазлы из 4-5 деталей.

Физическое развитие ребенка трех лет

Увеличивается к трем годам и количество бытовых навыков. Дети самостоятельно одеваются и раздеваются, пытаются завязывать шнурки и застегивать пуговички. Они хорошо едят ложкой, почти не пачкаются, пьют из кружки, умеют закручивать и откручивать крышку на бутылке. Сами моют ручки и вытирают их без помощи родителей. Умеют пользоваться носовым платком и салфетками. Просятся на горшок и хорошо регулируют свои физиологические потребности.

Физическое развитие ребенка трех лет

Физическое развитие ребенка трех лет

Четвертый период

Воспитание ребенка от девяти месяцев до года охватывает все сферы деятельности малыша: в этот отрезок времени он активно общается со взрослыми и пытается ходить самостоятельно. Поощряйте вашего карапуза, когда он сам встает на ножки. Водите ребенка, держась вначале за обе, а затем за одну руку. Наконец наступит момент, когда ребенок сможет удержаться несколько секунд в положении стоя без поддержки. Заинтересуйте его для этого игрушкой, которую нужно вложить в обе ручки. (учим ребенка ходить – 10 важных советов). Нельзя запрещать ребенку подниматься там, где ему удобно, иначе он почувствует, что вставать на ножки запрещено в целом и перестанет предпринимать попытки.

Читайте также:  Церковный календарь святцев на 2020 год

Умственное развитие ребенка заключается в привитии навыка совершать действия с предметами. Нужно показать малышу как бить в барабан, катить машинку, дудеть в свистелку, брать и кушать яблочко и т.д. Театральное представление с напальчиковыми игрушками хорошо развивают воображение, память и речь ребенка, пусть они и являются простейшими.

Ближе к году ребенка знакомят с разными формами предметов, их размерами и материалом. Можно сортировать кубики с кубиками, а мячики с мячиками, искать только деревянные или пластмассовые предметы. Выбирать по соотношению проще, когда складывается пирамидка либо собирается матрешка. Как ребенок удивляется, когда внутри одной куколки оказывается еще одна, поменьше!

Полноценное воспитание включает в себя тесное общение с малышом. Разговаривать с ребенком нужно постоянно, однако копировать его речь и сюсюкать не рекомендуется. Таким образом можно спровоцировать развитие дефекта речи, который потом придется исправлять с помощью логопеда. Малыш не должен думать, что искаженные звуки являются правильными, он должен слышать только чистую речь.

Воспитывайте в ребенке собственным примером и методом объяснения доброе отношение к близким людям, животным и окружающему миру. Хвалите и поощряйте добрые поступки, пресекайте негативные действия. Необходимо создать доброжелательную атмосферу в семье, так стиль ваших отношений станет образцом для ребенка. Если во время игр ребенок начинает драться и толкаться, нужно без улыбки пресекать эти действия, используя слово «нельзя». Запрет должен звучать строго и категорично, чтобы малыш обратил на него внимание и отнесся к этим словам серьезно. Следует помнить, что дети во всем копируют поведение взрослых людей, которые рядом. Иногда именно поведение родителей провоцирует на плохие действия в отношении других детей, поэтому прежде, чем вводить запрет, следует пересмотреть свое поведение.

Читайте также:  Курс молодого родителя: как воспитать счастливого ребенка

Продолжайте занятия зарядкой, включив новые упражнения.

Для развития речи, памяти, внимания продолжайте читать с ребенком стихи (лучшими образцами будут сочинения А. Барто, К. Чуковского), играйте в пальчиковые игры, устраивайте мини-спектакли с пальчиковыми куклами, проводите музыкальные занятия.

Ближе к годовалому возрасту малыш должен показывать у себя различные части тела, делать «ладушки», махать «пока-пока», научиться играть с игрушками правильно (возить машинку, катать мяч, дудеть в дудочку и т.п.). Приучайте ребенка самостоятельно кушать сначала руками, а затем пользоваться кружкой и ложкой.

Игрушки и игры в возрасте от 9-ти до 12-ти месяцев

В последнем триместре из игрушек для развития крохи будут актуальны:

  • Пирамидки. К годовалому возрасту малыш уже может нанизывать кольца пирамидки, если ему показать, как это делать;
  • Кубики. Покажите маленькому, как можно построить из них башню, а затем развалить ее;
  • Заводные игрушки;
  • Матрешки;
  • Машинки будут полезны и мальчикам, и юным принцессам. С их помощью кроха должен научиться правильно играть с подобными игрушками;
  • Конь-качалка и машинка-каталка, в которой можно ехать, толкаясь ногами, будут способствовать физическому развитию;
  • Игрушки-каталки с длинной ручкой будут развивать координацию движений и навык ходьбы;
  • Отличным пособием для изучения различных частей лица и тела будет большая  кукла (желательно, чтобы она была изготовлена из мягкого материала).

Методика Гленна Домана

Данная программа рассчитана на малышей с самого раннего возраста. Ее суть заключается в том, что ребенку показывают карточку с каким-либо словом и соответствующим ему изображением. Изначально методика была предназначена только для детей с задержкой психического развития, однако вскоре приобрела более широкую популярность.

Обучение проходит в игровой форме и длится около 5 секунд. Занятия проводят ежедневно, 3 раза в день. Обязательным условием является хорошее настроение ребенка и родителя (либо другого близкого человека, который занимается обучением). Показывать карточку следует не дольше 3 секунд, чтобы ребенок не потерял интерес к игре. Одну и ту же карточку рекомендуется демонстрировать не более 3-х раз в день. В конце занятия обязательно похвалите малыша за проделанную работу.

Для ребенка это должна быть именно игра, а не занятие, поэтому если вы видите, что интерес потерян, не настаивайте и не принуждайте ребенка, уберите карточки и переключитесь на другую деятельность.

Помимо занятий с карточками, методика Домана включает большой набор физических упражнений, которые также необходимо регулярно выполнять, так как интеллектуальное развитие ребенка тесно связано с его физическим развитием.