Возрастные особенности подростков: мышление, память, внимание.

Как развить память и внимание у ребенка 10 лет — такой вопрос обычно возникает у родителей, когда у их чада снизилась успеваемость в школе. Ещё вчера, казалось бы, учёба более или менее давалась, но на последнем родительском собрании внезапно выяснилось, что ребёнок начал отставать, а сам он поясняет, что не может запомнить урок. Ничего страшного, мы расскажем, как тренировать память и внимание у ребенка 10 лет.

Хорошей игрой для детей возраста от 5 до 12 лет являются карточки “Мемо”. Нужно переворачивать пару карточек; если выпадут парные, ребенок забирает их себе, если нет, переворачивает обратно. Цель – убрать все пары. Побеждает тот, у кого в конце игры осталось больше карт.

Для маленьких детей подойдет игра “Поход на рынок”. Сначала один родитель показывает список из 10 продуктов, которые надо купить, дает ребенку некоторое время, чтобы тот мог запомнить. Затем дошкольник идет ко второму родителю, играющему роль продавца. Он должен правильно назвать все продукты.

Повтор движений тоже считается хорошим способом. Самым маленьким детям можно показывать по 1 действию, которое они должны повторить. Чем старше становится ребенок, тем большее количество движений он должен воспроизвести.

Для развития долгосрочной памяти подойдет и уборка; метод можно использовать с самыми маленькими детьми. Маме или папе нужно спрашивать, где должна лежать каждая вещь, прежде чем убрать предмет на его место. Постепенно можно усложнять задачу: пытаться убирать вещи не на их места; ребенку следует исправить ошибающегося родителя.

Ребенок может повторять узоры. Следует выложить простую фигуру из карандашей или пуговиц, дать ребенку рассмотреть ее, после чего перемешать предметы. Дети должны воспроизводить увиденное – вновь выстраивать ту картинку, которую увидели.

Долговременная память: что это такое

Долговременная память удерживает полученные данные многие годы. Воспоминания, оказавшись в долгосрочном хранилище мозга, воспроизводятся много раз, не теряясь. Чем чаще и регулярнее воспоминание повторяется в сознании человека, тем прочнее и точнее оно становится. Это позволяет в удобное время припоминать необходимую ситуацию.

Пользуясь долгоиграющим хранилищем воспоминаний человек вынужден мыслить и включать силу воли, поэтому хорошее функционирование этой области мозга практически взаимодействует с данными факторами.

«Другие дети в этом возрасте…»

Годам к пяти-шести разница в развитии детей становится очевидной. Часто именно в это время родители начинают беспокоиться. Скоро в школу: уроки, задания, ответственность, а ребенок по десять раз одно и то же переспрашивает. Действительно, память — важный показатель готовности к школе. Однако ее недостаточное развитие в пять-шесть лет еще не говорит о том, что все школьные годы ребенок будет отставать от сверстников и что у него будут трудности в учебе. Вполне возможно, что развитием памяти у ребенка просто никто не занимался.

Читайте также:  Имена девочек по месяцам на 2020 год по православному календарю

«Когда родился первый ребенок, я была увлечена идеей естественного воспитания. Без садика, без всяких логопедов-психологов, без компьютеров и телевизоров. Мы переехали на дачу, жили там круглый год, дети целыми днями играли на улице, и я радовалась тому, что мы в таком единении с природой. А когда вернулись в город — идти в школу, на консультации нам сказали, что ребенок отстает от всех детей в своей возрастной группе. Для меня это было удивительно — всегда считала, что развитие должно идти само по себе. Спасибо учительнице — она стала заниматься дополнительно. За полгода ликвидировали все пробелы. Похоже, перегнула я с естественным воспитанием».

Как же развить память у ребенка? С одной стороны, память действительно развивается сама — в процессе общения, повседневных ситуаций. С другой, нужны и специальные навыки, и тренировка. В 4−6 лет меняется процесс запоминания. Память становится смысловой, освобождается от опоры на восприятие. Ребенок начинает осознанно управлять своей памятью. Но он не может научиться приемам запоминания, если у него нет в этом необходимости. Родителям стоит об этом позаботиться — особенно если ребенок не ходит в садик, где такие занятия — часть программы.

Упражнения

Вспоминаем, повторяем Для упражнения вам понадобится детская книга с картинками, карточки детского лото. Дайте чаду хорошо рассмотреть все, что изображено на карточке (странице), повторите вместе с ним все предметы. Спрячьте рисунок и попросите ученика повторить, что нарисовано. Малышу 2 лет достаточно будет 2-3 изображений, а вот ребенку 5 лет можно предложить и больше.

Порядок Такая игра позволит не только усовершенствовать память, но и привлечь к уборке квартиры. Ежедневно все игрушки, с которыми любит играть ребенок, складываются в определенном порядке. Например, на спинку дивана сразу садиться мишка, кукла, машинка и далее. Постепенно малыш непроизвольно запоминает этот порядок и уже сам складывает игрушки.

Кубики Для такого занятия вам потребуются цветные кубики. Для начала сложите цепочку из 3-4 кубиков разного цвета. Предложите ребенку запомнить, в какой очередности лежат кубики. После того как подопечный запомнил, кубики перемешиваются. Далее малыш самостоятельно пробует сложить точно такую цепочку. Постепенно количество кубиков добавляется. Такая игра подойдет, когда малышу примерно 3-4 года.

Упражнения

Стихи Учите короткие четверостишия вместе. Для того чтобы стих запоминался легче учить его можно вот таким способом.

Читайте также:  Как назвать мальчика в октябре 2019 года: подходящие имена

Вы: Маленькие дети

Ребенок: Не за что на свете

Вы начинаете, малыш заканчивает. Такой способ подходит только для тех стихов и сказок, которые малыш уже слышал ранее.

Ежедневно Каждый день в одно и то же время давайте определенное задание. Например, накормить питомца, полить цветок.

Можно, нельзя Возьмите мяч. Бросая мяч ребенку скажите, например слово «Торт», задача ребенка ловить только тогда мяч когда то, что вы проговорили можно съесть.

Упражнения

Каждый родитель обязательно должен следить за тем, сколько слов знает его карапуз, особенно это касается деток дошкольного возраста. Читайте книги деткам для того чтобы расширять их словарный запас, больше говорите с ними, объясняйте им все что для них не понятно и тогда с памятью у вашего золотка будет все хорошо.

Рекомендация

Бесплатный вебинар Лены Даниловой «Физическое развитие детей от рождения до 3 лет.» ПОДРОБНЕЕ >>>

Этой статьей стоит поделиться

Как улучшить память и внимание у ребенка лет: советы родителям

Главный совет, который можно дать родителям — занимаясь с ребёнком, не позволяйте себе раздражаться и ругать своё чадо. Ваше раздражение, а тем более ругань, приведут к тому, что у ребёнка не будет никакой мотивации к занятиям, и он просто замкнётся. Этим вы и проблему не решите, и создадите более серьёзную, когда ребёнок просто не захочет с вами общаться.

Старайтесь сделать занятия максимально интересными и увлекательными, чтобы ребёнок занимался с удовольствием. Стимулировать ребёнка по ходу задания, как в примере со сладостью-сюрпризом в “волшебном мешке” — отличное решение.

Не бойтесь обращаться к психологу за советом, если ни в какую не можете наладить с ребёнком контакт и помочь ему. Вполне вероятно, что выходом окажется рекомендация отдать ребёнка в какой-то кружок наподобие театральной студии, который максимально полно раскроет потенциал ребёнка за счёт коллективных игровых тренингов под руководством опытного педагога.

Игры для развития памяти у детей дошкольного возраста.

Особенности развития памяти и внимания у детей дошкольного возраста лучше всего происходит через игру:

  • Выбрать несколько интересных по форме и качеству предметов. Дать малышу ознакомиться с ними. Завязать глаза и давать по очереди предмет в руки. Ваша задача не только помочь ему отгадать предмет, но и обговорить все его качества;
  • Проговаривать вслух буквы в словах в правильной последовательности, а потом наоборот. Сначала взять маленькие слова, постепенно увеличивая длину слова и скорость озвучивания;
  • Предложить озвучить с вашей помощью мультфильм или сказку. Выключите звук при воспроизведении, выбрав роли, попробуйте в точности воспроизвести слова героев;
  • Возьмите любую сказку, которую малыш слышит каждый день. Выложите перед ним карточки с изображением героев. Читая сказку, попросите ребенка, в нужный момент показывать карточку. Очень забавно получается со сказками, имеющими много повторений (колобок, теремок, репка);
  • Покажите малышу небольшую сценку с несколькими действиями и попросите его все повторить;
  • Ребенок, произнося одну из частей тела, дотрагивается до него. Второй игрок сначала все повторяет, а потом неожиданно делает другое движение, побуждая отвлечься.
Игры для развития памяти у детей дошкольного возраста.

Зная особенности развития памяти у детей, процесс обучения пройдет легко и интересно. Играйте со своими детьми!

Читайте также:  Арт-терапия для дошкольников: методы, средства, виды деятельности

Расширяем возможности запоминания

Предлагаем действенные способы развить мыслительные процессы дома и совершенно бесплатно.

Соощущения

Метод соощущений позволяет строить запоминающиеся ассоциации. Для этого нужно научиться подключать все пять органов чувств. К примеру, создайте ассоциации к слову «самолет». Каким вы его видите? Что слышите? Что ощущаете после прикосновения? Какой вкус чувствуете? Какой запах?

Таким образом, можно научиться более остро воспринимать и надежно запоминать новые данные. Сложно забыть то, что вызвало активность сразу нескольких органов чувств.

Расширяем возможности запоминания

Тренируем внимание

Внимательность – это то, без чего невозможно добиться максимального запоминания. В эру информационной перегрузки просто необходимо уметь сосредотачиваться на главном

Следующее упражнение подходит для тех, кто ищет, как тренировать память и внимание по одной минуте в день

Поставьте на секундомере 60 секунд. Делайте отметки в фигурах так, как показано на примере, строго по очереди. Повторяйте упражнение каждый день, пока не сможете зачеркнуть все правильно и вложиться в сроки. При желании можете сделать повышение уровня сложности и увеличить количество фигурок. Распечатайте сколько угодно копий и доведите действия до автоматизма.

Запоминаем тексты с помощью пиктограмм

Пиктограммы окружают нас повсюду. Это и иконки в смартфоне, и дорожные знаки, и логотипы торговых марок

Пиктограммы – прекрасное средство запоминания любого текста, который требуется сохранить в памяти дословно, неважно стих это, цитата или определение термина

Расширяем возможности запоминания

Наглядный пример использования этого приема есть в книге Е. Додоновой «100% память».

Итак, на первой картинке видим отрывок из стиха Е. Евтушенко «Третий снег».

Таким образом, каждый человек, молодой и пожилой, может обучаться быстрому запоминанию, рисуя пиктограммы так, как подсказывает собственная фантазия.

Mind maps

Этот метод еще называют «ментальными картами», «интеллект-картами» или «картами памяти». Как и в случае с пиктограммами их необходимо рисовать. Но дело того стоит: mind maps дают долговременный эффект, если нужно полностью запомнить книгу, организовать бизнес-проект или набросать план отпуска.

Пошаговая инструкция по рисованию ментальных карт выглядит так.

Расширяем возможности запоминания
  • В центре изображаем образ задания, проблемы или области знания.
  • Отводим в стороны в виде толстых ветвей основные разделы карты (подписываем их по минимуму и нумеруем).
  • С помощью ключевых слов, цветов и пиктограмм раскрываем детали на тонких ветках.

Напомним: упражнения для памяти дадут результат только при многократном повторении.