Все о развитии ребенка от рождения до подросткового возраста \ Что нужно знать родителям?

У каждого периода детского возраста ребенка есть свои особенности развития, физического, психического, социального, свои типы ведущей деятельности и специфические потребности. О развитии детей разных возрастов, воспитании ребенка и необходимых для данного возраста видов занятий с детьми по возрастам рассказывает MedAboutMe.

Особенности полового воспитания детей

Половое воспитание – это нормы поведения, связанные с принадлежностью к полу.

Воспитание должно быть поэтапным, потому что, когда ребенок знает меньше, то у него появляется нездоровый интерес, если он знает больше, чем положено, то это приводит к развращенности и неправильному восприятию.

  • Кто я?

До 2 лет ребенок определяет свою половую принадлежность. В течение этого времени он анализирует и подтверждает свои представления о себе.

  • Изучение своих половых органов.

Когда родители видят, что ребенок интересуется своими органами, они не всегда знают как реагировать. Нужно уяснить, что если ребенок изучает себя – это нормально. Когда он трогает органы, реагируйте также,  как если бы он трогал свое ушко или пальчики. В этом ничего нет плохого. Не запрещайте изучать себя,  старайтесь отвлечь его на что-то другое.

  • Играйте на опережение.

Будьте готовы к тому, что ребенок спросит о том, как появляются дети. Подготовьтесь заранее, как вы расскажите об этом. Чтобы информацию ребенок получил естественно, просто и понятно.

  • Дозируйте.

Давайте информацию в соответствии с возрастом. Защитите его от лишней информации, которая может негативно сказаться на его психике, и не появилось отвращение. Следите за тем, что слышит и смотрит ребенок.

  • Правильный тон.

Выберите такую форму разговора, чтобы не казалось, будто в этой теме есть что-то постыдное. Любая тайна вызывает интерес. На вопрос: «Почему мальчики и девочки отличаются?», ответьте, что так было задумано природой, так должно быть.

Это общие особенности полового воспитания детей, но есть и принципиальные различия в зависимости от пола.

 Половое воспитание мальчиков в раннем детстве

Половое воспитание – это заранее подготовленное поведение, общение его с противоположным полом. Задача родителей вложить в мальчика задатки мужественности, научить его быть защитником, уважать противоположный пол, сформировать его поведение. Если выразить это одним словом, то нужно научить мальчика быть мужчиной.

  • Мальчику нужен пример для подражания.
Особенности полового воспитания детей

В основном примером является отец. Зачастую, когда у ребенка нет отца, то взрослея, он начинает вести антисоциальную жизнь (не всегда). Для мальчика нужен пример, модель поведения которого он изберет. Это может быть папа, герой-кумир, дедушка. Воспитывая мальчика, задайтесь вопросом, кто является его примером.

  • Нравственные качества мужчины.
Читайте также:  9 советов по уходу за новорождённой девочкой

Нужно привить качества, которые необходимы для мужчины: смелость, воля, умение, сила. Или девочек нельзя обижать, их нужно защищать. То есть нормы поведения, которые присущи мужчинам.

Половое воспитание мальчика-подростка

Задача к этому возрасту дать правильное представление о себе. Этот возраст является переломным, поэтому нужно подготовить его. Он должен знать, что изменения, которые с ним происходят нормальны. Часто в этом возрасте мальчики испытывают стыд и испуг за некоторые изменения тела, возникающих мыслей, и поведения. С ним нужно беседовать, чтобы он знал, что все так и должно быть.

От 13 до 17 летнего возраста, нужно побеседовать с ним о поллюциях, о профилактике венерических заболеваний, о СПИДе. В этом возрасте ему нужна эта информация, чтобы у него не было тревожности, или мыслей о том, что с ним что-то не так. Но говорить на эти темы должен тот человек, кому он доверяет. Возможно,  у него будут вопросы, которые он сможет не всем задать.

Роль отца важна тем, что он сможет лучше объяснить какие-то моменты, чем мама. Теперь мама должна уяснить, что она теперь не только мама для мальчика, но и женщина, и возможно, у него появится какая-то неловкость.

Особенности полового воспитания девочек

  • Воспитание женственности

Задача родителей сохранить в девочке задатки женственности, научить ее качествам, которыми она должна обладать: терпеливость,  мудрость, сострадание,  умение заботиться о себе и близких, хозяйственность, аккуратность. Развить эти качества вам будет раздор легче если вы знаете — основные особенности воспитания девочек в семье.

  • Чувство собственного достоинства

Нужно привить ей любовь к своей женской сущности, чтобы научить ценить себя, свое тело. Многие проблемы личности связаны с низкой самооценкой.

Половое воспитание девочки подростка.

Нужно в беседе рассказать об изменениях, которые с ней происходят. От 12 до 17 она должна узнать о менструациях, о беременности, о методах контрацепции.

В этот момент важна роль матери, которая сможет правильно сориентировать дочь, помочь избежать ей ошибок. Отношения должны быть доверительные.

Правильное половое воспитание позволяет в будущем правильно выбрать партнера, и создать гармоничные отношения.

Развитие и воспитание ребенка по возрастам

Развитие и воспитание ребенка – процессы, организуемые в соответствии с особенностями возрастных групп. Методы воспитания ребенка обуславливаются его физическими и умственными возможностями, особенностями мышления, характерными для возрастного этапа.

В выборе целей и средство развивающих методик и воспитания ребенка принято ориентироваться на зоны ближайшего развития (Л.С. Выготский), разницу между имеющимся уровнем развития и потенциальным, достижимым при помощи родителя или педагога. Для разных возрастных групп и для детей внутри этих групп зоны ближайшего развития различаются, поэтому общий процесс воспитания ребенка строится на основании статистических знаний, умений и навыков детей, а работа с конкретным малышом проводится, исходя из особенностей его личности.

Читайте также:  Как правильно давать чай Плантекс новорожденным детям

Особенности подросткового возраста

В каждом возрасте есть свои особенности, которые влияют на поведение и мировоззрение людей. Подростковый возраст – долгий переходной период, в котором происходит ряд физических изменений, связанных с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. Психологические особенности подросткового возраста у психологов называются «подростковыми комплексами» по ряду причин:

  • повышенная чувствительность к оценке посторонних;
  • предельная самонадеянность и категоричные суждения по отношению к окружающим;
  • противоречивость поведения: застенчивость сменяется развязностью, показная независимость граничит с ранимостью;
  • эмоциональная неустойчивость и резкие колебания настроения;
  • борьба с общепринятыми правилами и распространенными идеалами.

Подростковый возраст охватывает период жизни с 13 до 18 лет (± 2года). Все психологические изменения обусловлены физиологическими особенностями подросткового возраста и рядом морфологических процессов в организме. Все перестройки организма напрямую влияют на изменения реакций подростка на различные факторы внешней среды и находят свое отражение в формировании личности.

Анатомо-физиологические особенности подросткового возраста

  1. Большие изменения происходят в эндокринной системе, что приводит к быстрому и непропорциональному росту массы и длины тела и развитию вторичных половых признаков.
  2. Сложные процессы структурных и функциональных изменений происходят в центральной нервной системе и внутренних структурах головного мозга, что влечет за собой повышенную возбудимость нервных центров коры головного мозга и ослабление процессов внутреннего торможения.
  3. Значительные изменения наблюдаются в органах дыхания и сердечнососудистой системе, что может привести к различным функциональным расстройствам (утомляемость, обмороки).
  4. Активно развивается костно-мышечная система: завершается формирование костной ткани, увеличение мышечной массы, поэтому в подростковом возрасте очень необходимо правильное рационально питание.
  5. Завершается развитие пищеварительной системы: органы пищеварения крайне «ранимы» ввиду постоянного эмоционального и физического напряжения.
  6. Гармоничное физическое развитие всего организма является следствием нормального функционирования всех систем органов и оказывает влияние на психическое состояние подростков.

Социально психологические особенности подросткового возраста

Психологический аспект подросткового возраста выходит на первый план. Развитие психики характеризуется повышенной эмоциональностью и возбудимостью.

Ощущая свои физические изменения, подросток пытается вести себя как взрослый. Проявляя чрезмерную активность и необоснованную самоуверенность, он не признает поддержку взрослых.

Негативизм и чувство взрослости являются психологическими новообразованиями личности подростка.

В подростковом возрасте обостряется потребность в дружбе, ориентация на «идеалы» коллектива. В общении со сверстниками происходит моделирование социальных взаимоотношений, приобретаются навыки оценки последствий своего или чьего — то поведения или моральных ценностей.

Зачастую учителям и родителям нелегко найти правильный подход в общении с подростками, но учитывая возрастные особенности этого возраста, пути решения всегда найти можно.

Читайте также:  Все о гороскопе ребенка по дате рождения: знак Зодиака Рыбы

Приучение к горшку

Начинать приучение к горшку следует в 1,5–2 года. Но нужно учитывать, что развитие физиологических процессов у детей проходит неравномерно. Не нужно переживать из-за этого, постепенно каждый малыш выработает привычку ходить в туалет, просто некоторым для этого требуется больше времени.

Чего нельзя делать при приучении к горшку:

  1. того, чтобы ребенок просился на горшок всякий раз, когда хочет в туалет, нельзя. Нужно смириться с тем, что поначалу он будет забываться.
  2. Начинать приучать раньше времени. Как бы родителям не хотелось научить малыша ходить на горшок пораньше, дети младше 1,5 лет на это просто не способны. Большинство детей осваивают горшок к 2 годам.
  3. Убирать далеко горшок. У малыша должна быть возможность пользоваться горшком без помощи взрослых.
  4. Пользоваться подгузниками дома. Разумеется, подгузники удобны и избавляют от огромного количества уборки и стирки, но постоянное использование подгузников будет мешать ребенку.
  5. Ругать кроху, требуя послушания. Большинство современных горшков имеют разнообразный, привлекательный для ребенка дизайн. Они выполнены в виде игрушек, яркие и красивые — детям интересно ими пользоваться.
  6. Отвлекать ребенка, когда он занят. Если ребенок не проявляет видимого желания сходить в туалет, не нужно отрывать его от игры и усаживать на горшок насильно.

Проблемы подросткового возраста

Усложнение реальных тенденций социального продвижения, убыстрение ритма существования, предпочтение гедонистического образа бытия оказывают воздействие на формирование современных подростков. Сложившиеся обстоятельства вызывают пассивность у детей, агрессию, депрессивные настрои, нравственное безразличие и создаёт преграды на пути идентификации собственных моральных ценностей и постижения смысла собственного существования.

Именно поэтому психология современных подростков в сравнении с психологией ранних периодов формирования характеризуется специфичностью. Ведь динамичность бытия и его отношение к удовольствию как к наивысшей ценности отражается в сердцах и сознании новых поколений.

К основным проблемам подросткового периода следует отнести:

– гневливость детей (при этом проблема заключается не в самом наличии этого чувства, а в неумении им управлять), проявляемая в пассивно-агрессивных поведенческих реакциях, дабы вывести взрослое окружение либо родителей из равновесия, и характеризуется неосознанностью, являясь результатом замалчиваемого гнева;

– эмоциональная неустойчивость;

Проблемы подросткового возраста

– суицидальные наклонности, которые порождает заниженная самооценка, родительское равнодушие, чувство одиночества, депрессивные настрои;

– гомосексуализм, заключающийся в интимном влечении к субъектам своего пола;

– подростковая депрессия, выражаемая тоскливым, подавленным настроением, пессимизмом, ощущением собственной никчемности, заторможенностью движений, однообразием представлений, снижением побуждений, различными соматическими отклонениями;

– личностное самоопределение, которое включает социальное самоопределение, семейное, профессиональное, нравственное, религиозное и жизненное.