Зачем и как развивать мелкую моторику рук у детей?

Моторика рук тесно связана с развитием речи, поэтому необходимо регулярно ее совершенствовать. Делать это следует в соответствии с возрастом. Существует множество возможных занятий и материалов, развивающих мелкую моторику рук. Организовывать процесс надо по определенным правилам.

Что такое мелкая моторика

Мелкая моторика — это скоординированные действия кистей и пальцев рук, которые выполняются в совокупности с нервной, костной, зрительной и мышечной системами. Другими словами, это способность манипулировать маленькими по размеру предметами, при которой задействованы только мелкие мышцы организма.

Не стоит путать понятия мелкой и крупной моторики, сенсорики. Они взаимосвязаны, развиваются в организме ребёнка параллельно, но отличаются друг от друга:

  • крупная моторика — это движения крупных мышц организма, основа физического развития ребёнка: ходьба, прыжки, повороты тела, бег и другие активные действия;
  • сенсорика — это восприятие окружающего мира через ощущения (тактильные, зрительные, вкусовые, слуховые), благодаря которому у ребёнка формируются навыки и предпочтения, он имеет представление о различных предметах, явлениях и действиях.

Учёные доказали, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка, поэтому мелкой моторикой необходимо заниматься с самого рождения малыша

Ум ребёнка — на кончиках его пальцев.

В. А. Сухомлинский, педагог

Это не просто фраза, а научно доказанный факт. Именно на кончиках пальцев расположено огромное количество нервных окончаний, импульсы через которые подаются в головной мозг, где информация обрабатывается, дополняется данными различных рецепторов: зрительных, слуховых, обонятельных. И только потом ребёнок воспринимает целую картинку, предмет или действие. Педагоги вместе с известными учёными доказали, что развивая мелкую моторику, малыш быстрее учится говорить, писать, логически мыслить. Поэтому заниматься с ним рекомендуется с раннего возраста.

Мелкая моторика для развития речи и других навыков

  1. Умение управлять руками — основа овладения навыками, которые необходимы ребёнку в повседневной жизни.
  2. Мелкая моторика нужна для развития важнейших психических процессов: памяти, восприятия окружающего мира, мышления, логики, внимания и речи.
  3. Уровень развития мелкой моторики — один из главных показателей готовности к обучению ребёнка в школе.

Мелкая моторика начинает развиваться уже с рождения: сначала малыш рассматривает свои руки, потом учиться сжимать и разжимать пальцы, управлять ими, чтобы схватить игрушку или находящийся рядом предмет. По мере взросления он понимает, как правильно держать кисть или карандаш, учится рисовать, а ближе к 6–7 годам пробует писать. Конечно, некоторые моменты ребёнок сможет изучить сам, т. к. все дети любознательны и проявляют интерес к незнакомым предметам. Однако учёные и педагоги настаивают, чтобы родители занимались с ними посредством специальных игрушек и заданий, выполняли упражнения, способствующие совершенствованию мелкой моторики рук.

Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов начинается с развития движения рук, пальцев и кистей — это доказанный учёными факт. Поэтому, чтобы мозг ребёнка развивался, необходимо тренировать его руки. Кроме того, вся дальнейшая жизнь будет требовать координированных движений, необходимых для рисования, письма и выполнения множества других действий.

Совершенствование мелкой моторики развивает мозг ребёнка и готовит его к выполнению повседневных действий

Что такое мелкая моторика

Недостаток развития мелкой моторики может привести к таким последствиям для малыша:

  • отсутствие интереса к рисованию, лепке и другим видам деятельности;
  • сложности с адаптацией к образовательному процессу в школе: ребёнок хуже воспринимает новый материал, плохо читает, поэтому темп обучения ему кажется слишком быстрым и сложным;
  • недостаточное развитие творческих способностей, мышления и внимания;
  • неспособность ровно провести прямую линию, правильно запоминать и писать цифры или буквы;
  • если попросить его нарисовать картинку, он в большинстве случаев не может правильно разместить предметы на пространстве листа, ему не хватает фантазии, нет разнообразия цветов и чёткого сюжета;
  • такие дети позже начинают говорить, у многих наблюдаются дефекты речи, которые сложно поддаются корректировке даже во время занятий со специалистами.
Читайте также:  Особенности психологического и физического развития ребенка в 3 месяца

На что влияет мелкая моторика — видео

Развитие движений пальцев и кисти ребёнка как один из методов развития речи

Количество комментариев: 27Оставить свой комментарийПОДЕЛИТЬСЯ* * *«ШАЛУН»Наша Маша варила кашу Кашу сварила, малышей кормила.(на первые две строчки чертить круговые линии на ладошке малыша)Этому дала, этому дала, Этому дала, этому дала,(на следующие 2 строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов)А этому — не дала. Он много шалил, Свою тарелку разбил.(со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать)«БЕЛОЧКА»Сидит белка на тележке, Продаёт свои орешки; Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке косолапому, Заиньке усатому.(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)«ДЕТКИ»Раз, два, три, четыре, пять, Будем пальчики считать — Крепкие, дружные, Все такие нужные.(поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого)Тише, тише, тише, Не шумите! Наших деток не будите! Птички станут щебетать, Будут пальчики вставать.(раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слове “вставать” — открыть кулачок, широко раздвинув пальцы)«ПО ГРИБЫ»Раз, два, три, четыре, пять, Мы идём грибы искать! Этот пальчик в лес пошёл, Этот пальчик гриб нашёл. Этот пальчик чистить стал. Этот пальчик жарить стал, Этот пальчик всё съел, Оттого и потолстел.(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)«ПАЛЬЧИКИ»Раз, два, три, четыре, пять, Вышли пальчики гулять! Раз, два, три, четыре, пять, В домик спрятались опять.(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке)«ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ»Раз, два, три, четыре, пять, (загибать пальцы, начиная с большого) Будем листья собирать.(сжимать и разжимать кулачки)Листья берёзы, листья рябины, (загибать пальчики, начиная с большого)Листья тополя, листья осины, Листики дуба мы соберём.«ЕСТЬ ИГРУШКИ У МЕНЯ»Есть игрушки у меня:(хлопать в ладоши)Паровоз и два коня, Серебристый самолёт, Три ракеты, вездеход, Самосвал, Подъёмный кран.(загибать поочерёдно пальчики)«ПАСТУШОК»Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду, Потерял пастух дуду.(пальцы обеих рук сложены колечком и поднесены ко рту, имитировать игру на трубе)А я дудочку нашла, Пастушку я отдала.(хлопки в ладоши)Ну-ка, милый пастушок, Ты спеши-ка на лужок, Там Бурёнка лежит На теляток глядит. А домой не идёт, Молочка не несёт. Надо кашу варить, Деток (можно произносить имя вашего малыша)Кашей кормить.(указательным пальцем одной руки круговые движения по ладошке другой руки)* * *«ОЧКИ»(большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко, колечки поднести к глазам)Бабушка очки надела И внучонка разглядела.«СТУЛ»(левая ладонь — вертикально вверх, к её нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе); если малыш легко выполнит упражнение, можно менять положение руки на счёт раз)Ножки, спинка и сиденье — Вот вам стул на удивленье.«СТОЛ»(левая рука — в кулачок, сверху на кулачок опускается ладошка; если ребёнок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка)У стола 4 ножки Сверху крышка, как ладошка.«ЛОДКА»(обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням, как ковшик)Лодочка плывёт по речке, Оставляя на воде колечки.«ПАРОХОД» (обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх)Пароход плывёт по речке И пыхтит он, словно печка.

«КОЗА» (внутренняя сторона ладони опущена вниз, указательный палец и мизинец выставлены вперёд, средний палец и безымянный палец прижаты к ладони и охвачены большим пальцем)У козы торчат рога, Может забодать она.«ЖУК» (пальчики сжаты в кулачок, указательный палец и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими)Жук летит, жук жужжит И усами шевелит.* * *Развитие мелкой моторики у детей 3-5 летРазвитие руки ребёнка от 2 месяцев до 1 годаЗа советом к логопеду (все статьи)Комментарии к статьеРазвитие мелкой моторики у детей от 1 года до 3 лет, 16:13natasha, 15:35, 13:38, 10:18Ольга, 05:41Наталья, 21:38, 20:27Елена, 11:12Оксана Сергеевна, 22:56Ирина, 19:15Оксана сергеевна, 11:04Влада, 16:48Swetlana, 13:53, 21:20Анжелика, 16:02Наташа, 10:18анастасия, 19:30Нина Давыдова, 14:34Людмила, 14:07Олёнка (так зовёт сынок Тимофейка), 14:07Олёнка (так зовёт сынок Тимофейка), 14:08Олёнка (так зовёт сынок Тимофейка), 00:09, 09:31светлана, 19:56Ирина, 17:10, 16:57Евгения, 10:34Евгений

Читайте также:  Как развивается и что умеет ребенок в 4 года
Ваше имя:
Ваш комментарий:
Докажите, что Вы не робот!Поставьте галочку или введите написанные символы:

Что необходимо для развития моторики?

  1. Шнуровки. Такое приспособление состоит из шнурка и разнообразных предметов с небольшими отверстиями. Ребенку необходимо продеть шнурок через имеющиеся отверстия.
  2. Сортер. Это может быть любой предмет в виде геометрических фигур, домиков, автомобилей и тому подобного, с множеством отверстий разных форм, в которые необходимо поместить предметы. Сортер не только помогает развитию моторики, а также полезен для развития логики и мышления у ребенка, которому необходимо поместить определенную деталь в подходящее отверстие.
  3. Мозаика и конструктор. Не нужно пугаться, что игра с мелкими деталями может быть опасной для малышей. Существуют мозаики и конструкторы, разработанные для детей в возрасте от 1 года. Они состоят из небольшого количества крупных деталей и совершенно безопасны для малышей.
  4. Крупа и песок. Самая обычная фасоль, горох, гречка и даже макароны могут стать отличным приспособлением для занятий, развивающих мелкую моторику. Когда малыш перестает тянуть все, что попадает ему под руку, в рот, можно начинать такие занятия. Это могут быть сортировка круп, перекладывание между несколькими емкостями, а также нахождение игрушек в мелкой крупе или песке.
  5. Пальчиковые краски, пластилин, карандаши. Такие занятия помогают развивать мелкую моторику, воображение и творческий потенциал ребенка. Лепкой и рисованием можно заниматься с ребенком второго года жизни. Необходимо только подбирать нетоксичные материалы, а также не оставлять ребенка без присмотра. Совместное рисование и лепка не только принесут удовольствие малышу и родителям, но и станут отличным развивающим занятием.

развития моторикимелкой моторикой

задержка развития речи

  • Ольга Бузова собралась покинуть телепроект «Дома-2»?
  • Катя Жужа и Олег Винник расстались из-за ребенка
  • Весенний салат с яйцом

Дети 0 2561

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста (1-года)

В таком возрасте дети могут управлять своими движениями. Они не только держат игрушки в руках, но и совершают с ними различные действия. Деятельность ребенка постоянно развивается, становится еще разнообразнее.

В таком возрасте полезно продолжать занятия с различными крупами и бусинами, но постепенно их усложнять. Можно поместить на дно миски несколько предметов и засыпать их крупой, чтобы ребенок нашел «сокровища». Постепенно количество крупы увеличивается, а искомые предметы становятся меньше.

Полезно заниматься с различными рамками-вкладышами, шнуровками, логическими сортерами, серпантинками, крупной мозаикой, игровыми центрами. Можно приобрести готовые развивающие игрушки либо сделать их своими руками. Самостоятельно можно сделать тканевую книжку или коврик, где ребенок сможет застегивать пуговицы, осваивать шнуровку, делать узлы.

Необходимо продолжать занятия рисованием. Сначала можно использовать пальчиковые краски, затем перейти на восковые карандаши, фломастеры для малышей, мелки. Для рисования полезны вертикальные поверхности. Можно использовать доски, мольберты, специальные обои для рисования. В 2-3 года ребенок вполне может заниматься с раскрасками, выбирать следует изображения с крупными деталями.

С 2 лет можно осваивать рисование на песке. Картинку ребенок пока не нарисует, но простейшие элементы может изобразить.

Детям для развития мелкой моторики полезно работать с завинчивающимися пробками и крышками (небольшого размера). Можно подобрать несколько пластиковых банок разного размера с винтовыми крышками и поместить в них игрушки. Сначала ребенок будет стремиться доставать различные предметы, затем сам станет их закрывать в банках. Задачу потом можно усложнить – использовать бутылку с узким горлышком и бусину или горошину. Ребенок должен сам открыть бутылку, опустить туда предмет и снова закрыть крышку.

Читайте также:  Как научить ребенка быстро считать в уме до 10 и 20?

В таком возрасте нужно приучать ребенка к книгам. Для развития моторики следует перелистывать страницы.

Одним из интересных занятий является пальчиковый театр. Можно купить или изготовить куклу как на всю руку, так и на отдельные пальцы. Сначала ребенок будет смотреть поставленный родителями спектакль, а потом начнет сам принимать активное участие в нем.

Комплексы игр для развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста представлены в этих видео:

Мелкая моторика: советы родителям

Начинать заниматься развитием детской моторики необходимо с раннего возраста. Как только малыш начинает удерживать в руках предметы, рекомендуют предлагать ему игрушки разной формы и текстуры.

Если предлагаемые игры или упражнения не вызывают у ребенка интерес, их всегда можно заменить другими более интересными развивающими занятиями. Если ребенку не нравятся те игры, которые вы предлагаете, в магазине всегда можно найти более красочные и интересные варианты либо проявить фантазию и сделать самостоятельно игрушки не хуже.

Также рекомендуют не оставлять малыша наедине с игрой, рассказывайте, что и как нужно делать, объясняйте, поддерживайте, если что-то не получается, и заинтересовывайте. Если вы покажете малышу, как увлекательно заниматься с вами, то в скором времени он обязательно проявит интерес к игре.

Видео: идеи для развития мелкой моторики

Таким образом, развитию мелкой моторики у детей необходимо уделять особое внимание и начинать заниматься с малышом уже с раннего возраста. Существует множество игр, упражнений и других увлекательных занятий, которые можно выбрать в соответствии с возрастом, предпочтениями и возможностями малыша.

Дети Развитие ребенка

Почему развитие мелкой моторики у детей имеет такое большое значение?

Взрослея, ребенок изучает окружающий его мир. Он только учится говорить, ходить, сидеть, совершать первые осознанные движения руками: рисовать, писать, шнуровать обувь, застегивать пуговицы. Малыш совершает эти действия посредством мелкой моторики рук и от того, на сколько она развита, очень многое зависит.

Мелкая моторика  или попросту ловкость – это совокупность связанных мелких действий пальцев рук и ног, направляемых зрительной, костной, нервной и мышечной системами организма.

Она развивается естественным образом на основе общей моторики с младенчества.

Сначала у ребенка появляются хватательные движения, затем он осваивает перекладывание различных предметов из одной руки в другую, а в два года он уже умеет держать правильно ложку и рисовать.

Существует тесная связь между уровнем развития мелкой моторики и мышления малыша, его внимания и координации движений, памяти и воображения.

Так как расположение мозговых центров человека, отвечающих за движение пальцев и речь, очень близко расположено, то при формировании мелкой моторики развиваются и отделы, отвечающие за интеллект и речь, тем самым стимулируются умственное и физическое развитие малыша.

Родителям необходимо осознавать и понимать важность специальных упражнений для развития мелкой моторики и уделять время их проведению.

Почему развитие мелкой моторики у детей имеет такое большое значение?

Тренировки с малышом по развитию мелкой моторики нужно проводить каждый день по 2-3 минуты и 2-3 раза. Чтобы ребенку нравился сам процесс, важно хвалить его и поощрять за достижения.

Эти игры помогут карапузу манипулировать собственными ножками и ручками и «подружат» их.

Очень хорошим тренажером послужат кнопки какого либо прибора, который, разумеется, уже не работает или специального, для развития мелкой моторики. Думаю, не стоит лишний раз говорить, что все игрушки и предметы для занятий должны быть идеально чистыми, ведь с первым же успехом «хватания», игрушка рискует оказаться у малыша во рту.

Детям до 1 года нужно делать массаж пальчиков, играя в игры такие как, «Колобки и пеньки», «Ладушки», «Сорока-белобока», а так же развивающие игрушки: кубики, пирамидки. Для детей чуть постарше будут очень увлекательна лепка из пластилина, оригами, мозаики и пазлы.

Мелкая моторика так же развивается во время выполнения обычных бытовых действий, таких как самостоятельное застегивание пуговиц, шнуровка ботинок, завязывание узлов. Привлекайте детей в помощь для приготовления пельменей и пирожков.

Развитие мелкой моторики влияет на формирование навыков черчения, рисования, письма, речи, памяти и интеллекта. В будущем это поможет ребенку быстрее адаптироваться к работе, требующей особого внимания, координации движений, точного выполнения действий руками.